По мнению большинства экспертов, вопрос предоставления русскому языку статуса второго государственного языка – не надуманный, потому как до сих пор русский язык является родным для большинства населения Украины.
Результаты успешных предвыборных кампаний свидетельствуют, что обещания политиков повысить статус русского языка обеспечивают им серьезную поддержку со стороны населения. Однако для выполнения обещания необходима политическая воля…
Действующий Президент Украины несколько притормозил процесс насильственной украинизации всего населения (кстати, впервые в истории развития Украины!), предложив узаконить вариант существования русского языка на Украине в качестве регионального с соблюдением норм Европейской хартии региональных языков. Но что, по сути, означает этот вариант?
То, что русскоязычное большинство на Украине официально получит статус «национального меньшинства», потому как русский язык в рамках Хартии будет уравнен в правах с 12-ю другими языками реальных национальных меньшинств, используемыми определенной частью населения Украины.
В социолингвистике сосуществованию в одном государстве двух и более языков соответствует понятие «диглоссия». Оно введено в оборот еще в 1959г. американским исследователем Ч. Фергюсоном, и обычно предполагает дифференциацию упомянутых языков по признакам функциональности, престижности, «высокого» или «низкого» положения.
«Высокий» (украинский – если уж говорить о реализации предложения ПР) язык будет использоваться на государственной службе, в науке, во время парламентских или политических выступлений, при получении высшего и среднего образования, трансляции новостных программ в эфире, публикациях и газетных передовицах, литературном в творчестве.
«Низкий» язык (русский) – в обучении обслуживающего персонала, рабочих и клерков, для общения в семейном или дружеском кругу, в надписях под карикатурами и т. д.
Вот и получается, что законодательное закрепление на Украине диглоссии не разрешит в полной мере проблемы русского языка. И по-прежнему языковая
проблематика будет подвержена «политической эксплуатации», поскольку язык с низким статусом и ограниченными областями применения воздвигает зримые социальные барьеры для большинства населения Украины, делает для своих носителей невозможным вертикальную социальную мобильность, доступ к позициям власти, престижу и благосостоянию.
Если большинство носителей «низкого» языка (русского) всегда будут согласны работать в шахтах и на заводах, в ларьках на рынках и не претендовать на сферы, доступные носителям «высокого» (украинского) языка, то проблематика «низкого» языка будет пребывать в «дремлющем» состоянии. По крайней мере, в течение всего периода независимости Украины к такому состоянию и низводится русский язык…
И по сути новый Президент Янукович продолжает эту политику, только более осторожно, чем его предшественник Ющенко. А ведь с точки зрения логики права язык не может быть субъектом дееспособности в правовом смысле. Иначе следовало бы развить эту логику и закрепить в законах также и равноправие культур, а также каких-то других аспектов человеческой жизнедеятельности.
Регулировать необходимо (и желательно) равноправие индивидов. Равенство в правах должно распространяться на всех граждан демократического государства без исключений – вот постулат международного права.
Следует отметить, конституционная норма о предоставлении статуса государственного языка только украинскому языку принята Парламентом без ее обсуждения на всенародном референдуме. В результате меньшей части населения – украиноязычным созданы более благоприятные условия для жизнедеятельности, чем большинству – русскоязычным. Да еще и при том, что русскоязычные промышленные регионы, являются донорами центрального бюджета и по сути дотируют украиноязычные западные регионы.
Вполне очевидно, что языковое неравноправие порождает доминирование одних над другими в сфере занятости, различные условия доступа к должностям в науке, образовании, культуре и информации, распределению и перераспределению общественных ресурсов и благ.
Почему реальное меньшинство может свои языковые интересы удовлетворять из государственного бюджета, а большинство – должно использовать исключительно свои средства, добровольные пожертвования?
Есть ли у России интерес как-то воздействовать на процесс повышения статуса русского языка? Да, если Россия не будет защищать права русскоязычного населения, то через некоторое время она столкнется с удивительным феноменом сосуществования с большой страной, населенной враждебным населением, на своих границах. И тогда Грузия 08.08.08 покажется легкой и забавной репетицией серьезной и большой войны.
Сергей Сибиряков, руководитель направления политического анализа аналитической группы Русской Общины Украины, Сегодня. Ру
Маски
Это было давно. В эфире одного телеканала выступают представители интеллигенции новорожденного украинского государства. Гость начинает свою речь словами: «извините, но я буду говорить на русском языке». Грустно. Но вот, привычная схема даёт сбой. Один украинский режиссёр начинает разговор несколько иначе: «Я не буду извиняться за то, что говорю на русском языке»…
Как много времени прошло с тех пор. Чувство вины стало доминировать среди русского населения страны. Потому что эту страну называют Украиной. Потому, что государственный язык украинский. Потому, что есть титульная нация, а есть граждане второго сорта. Потому, что если граждане второго сорта, станут просто гражданами, то погибнет «мова», погибнет Украина. Глупость, абсурд? Какое это имеет значение.
Наше время. В эфире одного из телевизионных шоу, как и повелось, выступают представители двух Украин. Представители «патриотического» лагеря закидывают вопросами представителя «Партии Регионов». Регионал терпеливо пытается отвечать на вопросы, разжевывая оппонентам самые простые истины.
Камера показывает тех, кто задавал вопросы. Они добродушно болтают между собой. Им плевать на то, что отвечает представитель «Партии Регионов». «Патриотам» не интересно, что скажет их оппонент, ведь свой приговор они давным-давно вынесли ему. Они ведут себя, как отдыхающие в ресторане, наблюдая и обмениваясь мнениями по поводу танцора на сцене. Или шута. Или идиота.
Мне хочется спросить «регионалов», видят ли они всю пошлость происходящего? Может быть проще уйти со всех этих бессмысленных шоу, чем продолжать оппонировать глухим и изначально неспособным понять тебя? Может быть, стоит воспользоваться российским опытом и не вступать в полемику с оппозицией, как делают коллеги «Партии Регионов» из «Единой России».
Я вижу чувство досады на лицах многих «регионалов». Им самим претит эта роль клоунов. Но команды уйти с бессмысленных теледебатов, нет. Они продолжают вразумлять своих оппонентов речами о «старых песнях о главном», об экономике, о жизненном уровне, не замечая, что ситуация изменилась. Они уже не оппозиция, они давным-давно власть. Они делают то, что должны и могут делать в сложившихся условиях.
***
На Украине нет «родных» телевизионных ведущих, способных сделать рейтинговое ток-шоу. Есть два гастарбайтера из России, перед которыми обыватели, политики и эксперты млеют, и испытывают холопский восторг. Шоумены небожители, изгнанные с российского телевизионного Олимпа на грешную украинскую землю. И хоть «беженцы из России» говорят на русском языке, им это прощается, только потому, что они являются оппонентами российской партии власти. Критику России националисты готовы слушать на любом языке и без переводчика.
Однажды, один из ведущих отметил, что украинские политики отличаются от российских коллег тем, что после телевизионных баталий мирно, по-дружески общаются друг с другом. Судя по тональности этого заявления, ведущий умилён атмосферой толерантности царящей на Украине.
Действительно, «Украина не Россия». Ведь после стольких обвинений в казнокрадстве и лжи, дружеская улыбка и рукопожатия не уместны. Вспоминается анекдот. Отечественная война. Один хохол предал партизанский отряд за сало, хлеб, горилку. Партизан ведут на расстрел. Один из партизан плюёт в лицо предателя. Предатель ничуть не смущён, он не убивает партизана, он восклицает: Пэтро, ты що обыдився?
Украина сошла с ума. Давно. Незаметно. С тех пор, чувство реального воспринимается, как чудо. «Регионалы» извиняющимся тоном побеждённого увещевают народ, рассказывают о своих планах на туманное украинское будущее. Они пришли спасать расколотую Украину, доказывать потерявшим разум людям очевидное, что самое ценное в этом мире, не язык, не история, а жизнь и будущее, каждого гражданина и всей страны в целом.
Националисты ставят в вину Януковичу то, что он раскалывает Украину. Странно, но почему никто не хочет видеть нечеловеческие усилия Виктора Фёдоровича объединить Украину? Янукович возлагает венки к памятнику Тарасу Шевченко, говорит о Евроинтеграции. Он не просто говорит, но и делает всё то, что говорил и не делал Ющенко. Отчего Януковича не слышат? Потому что он чужой для «другой Украины» и будет оставаться таковым всегда, на какой бы шпагат между Западом и Востоком страны он ни пытался сесть.
Восток уже полнится слухами о предательстве их интересов «регионалами». Для них Янукович тоже «не родной», хоть они за него и голосовали. Помните фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих»? Это о нём, Виктор Фёдоровиче Януковиче и его попытках преодолеть раскол Украины на Запад и Восток. А ведь не «Партия регионов» и не Янукович поставили страну на грань раскола, и, следовательно, не им «сшивать» Украину.
Пять лет правления Ющенко сопровождались насильственной украинизацией, наступлением на права человека, переписыванием и фальсификацией истории и не просто обусловили победу Виктора Януковича на президентских выборах, но и стали первопричиной раскола Украины.
Сейчас, потеряв всякие шансы на попадание во власть, украинствующие заголосили о расколе! Не ради спасения Украины кричат «украинские патриоты» о замораживании раскалывающих страну вопросов, а ради того, чтобы вернувшись во власть, продолжить начатое в 2005 году наступление на права и свободы граждан чуждой для них Украины.
Лица
Тысяча вопросов может быть обращена к «Партии Регионов» от тех, кто проголосовал за них и тех, кто был против. Однако главный вопрос не в том, что они успели сделать, а в том, насколько долго «регионалы» удержатся у власти и смогут ли сохранить на неё монополию. Для избирателя важны стоимость коммунальных услуг, налоги, пенсии, зарплаты, а для партии власти, важна власть.
В период между выборами население может протестовать против тех или иных решений власти, но для политиков важен всего один день выборов, когда гражданин опустит свой бюллетень в урну на избирательном участке. Именно к этой дате все партии готовят свои «подарки», как папы и мамы своим детишкам под новый год.
Любому человеку, хоть поверхностно знакомому с финансово-экономическим положением Украины понятно, что страна находится на грани дефолта. Это ясно всем, даже «маленьким украинцам». Представим себе, что сегодня президентом Украины является Юлия Тимошенко. Что бы она делала на этом посту? То же самое, что делает Виктор Янукович, только более отчаянно и цинично. Набирала бы кредиты, повышала бы цены на газ и коммунальные услуги, трясла бизнес до потери сознания, обязательно бы продлила договор с Россией о Севастополе.
Само собой, украинизация двигалась бы по намеченному Ющенко сценарию, правда без бюджетных денег. При этом, национал-патриотический электорат, сам того не понимая почему, поддерживал бы все социально-экономические начинания Тимошенко. Украинский патриотизм не рационален, важно знать подход: найти нужные слова и «козла отпущения». Тогда золотой ключик от сердец украинских избирателей у вас в кармане.
На выборах предсказуемо победил Янукович. К безусловным его достижениям можно отнести снижение шумной грызни во власти. Собственно сам термин «власть» применительно к «оранжевым» неуместен. Анархическая натура украинствующих не терпит власти и порядка в принципе. Им более понятны атаманы и атаманши, да лихие налёты на чужие обозы.
Серьёзных и всеобщих кадровых чисток на Украине «регионалы» не проводили. Новая метла мела по вершкам и большинство чиновников успело пригнуться и вписаться в чужой лагерь, прикинувшись «тушкой». В этом то и весь секрет «политического дружелюбия», отмеченный российским телеведущим.
Украинский политик не ссорится с противниками не потому, что не любит это делать, а потому, что «хитрый» и никогда не исключает возможность перехода в чужой лагерь. А что такое национальные интересы, которые можно предать, на Украине мало кто понимает.
Совсем недавно, было трудно поверить, что изменить политическую карту Украины можно без выборов. Но «регионалы» это с успехом доказали. Они просто заняли все ключевые посты в государстве, поставили под свой контроль законодательную и исполнительную власть, включая силовые министерства, и наступил долгожданный порядок. Теперь свежемолотая оппозиция с заметно поредевшими рядами критикует правительство за то, что делала бы сама, будь она у власти.
Свежих идей у оппозиции нет. Оппозиции не нравятся цены на газ, кредит МВФ, налоговый кодекс, нищета населения. В общем, всё то, что не нравится населению. Юлия Владимировна работает, как жалобная книга, собирая все претензии к власти и обещая, как сказочный джин решить все вопросы. Но всё это слова. Ведь Янукович, не Иисус Христос, способный накормить пятью хлебами и двумя рыбами всю Украину. Он человек, Президент, сделавший за полгода своего правления меньше ошибок, чем все предшественники за всю прошедшую пятилетку. Это очевидно.
Желающие оспорить могут предъявить альтернативный план оздоровления экономики Украины, без распродажи госсобственности, без международных кредитов и трудовых лагерей.
NB. Совсем не интересно слушать сторонников левой идеи о передаче предприятий олигархов в государственную собственность. В этом вопросе не важно то, как посмотрит на подобное решение «мировое сообщество», дело в убыточности самих предприятий. По всем вышеназванным причинам, критика финансово-экономических решений правительства Азарова выглядит не совсем серьёзно.
Самое любопытное в украинском политическом пасьянсе то, что по факту абсолютно все политические силы отыгрывают в интересах «Партии Регионов». Разрозненные «отряды» оппозиции, словно специально созданы для поддержки «регионалов» и придания устойчивости этому олигархическому монстру.
Как неуклюжий слон в цирке, «регионалы» получают требуемую им поддержку то от одной, то от другой части оппозиции. Левые и пророссийские партии, в самый нужный для Януковича момент начинают критиковать его за недостаточную смелость в отстаивании прав русскоязычного населения. В глазах украинствующих Партия Регионов превращается в умеренную силу, проводящую взвешенную политику по национальному вопросу.
Логично, если лидер прогрессивных социалистов Витренко заявляет о предательстве интересов русскоязычного избирателя, то Янукович действует в интересах украинских националистов. Бывшие «оранжевые» могут отдыхать в сторонке, что они с успехом и делают.
«Народный Союз - Наша Украина» давно развалился на части и живёт одной ему понятной жизнью. Многочисленные лидеры делают многообещающие заявления, которые никто не слушает и которые ничего не значат. Зачем действующей власти ограничивать «свободу слова», лишать «микрофона» подобную оппозицию, если их мелькание в эфире только доказывает их ничтожность?!
Чем больше Луценок, Кириленок, Ющенок, Гриценок в эфире, тем устойчивей положение действующей власти. Когда «оранжевая коалиция» казалось единой силой, можно было голосовать за неё, но за кого голосовать сейчас? За десяток нулей, без единицы, коим в прошлые годы была сама власть «оранжевых»?
Отдельную комедию умудряются разыгрывать «Блок Юлии Тимошенко» и ВО «Свобода». Судя по совместным акциям, данные партии претендуют на роль объединённой оппозиции на Украине. Однако этот союз «меча и орала» выглядит более чем странным, ведь пасутся эти «оппозиционеры» на одном электоральном газоне. Тем более, что Тягнибок сделал объектом своей критики не «регионалов», а именно Тимошенко и Ко. Он постоянно напоминает украинцам о том, кто виноват во всех бедах страны и кто является предателем её интересов.
Может быть, Олег Тягнибок не считает уместным вообще снисходить до критики «пророссийских регионалов»? Или он поставил своей целью обезопасить «Партию Регионов» от преследования Юлии Тимошенко? По факту это так и есть.
Находясь в правящей коалиции лидер «Сильной Украины» Сергей Тигипко, позиционирует себя, как лидер партии правого толка, либерал, рыночник. Но в условиях социалистических настроений украинского селянства и пролетариев имеет мало шансов на личную победу. Зато, Тигипко может рассчитывать на поддержку Запада. Позволю себе сравнить его с российскими реформаторами Грефом и Чубайсом в одном флаконе, отстаивающим интересы международного капитала и транснациональных компаний.
Таким образом, вокруг «Партии Регионов» образовалась скрепляющая её ряды оппозиция, которая исключительно благодаря заложенным в себе программам будет работать в интересах «регионалов». Может быть, именно по этой причине выступающие «Партии Регионов» присутствуют на политических шоу Украины и только лишь выглядят глупо?
Я далёк от мысли, что стратеги Виктора Януковича сознательно выставляли политические фигурки на шахматной доске Украины. Я не хочу бросать тень на «светлое имя» Олега Тягнибока, бьющего своим праведным словом по рейтингу Тимошенко. Конечно же, он не отрабатывает деньги «регионалов», он просто говорит правду о Тимошенко, Ющенко и Ко. А ещё он своим национализмом дискредитирует украинскую национальную идею и работает на пользу «умеренной «Партии Регионов».
Я не думаю, что товарищ Витренко не верит в «братский союз славянских народов» и всеобщую справедливость. Но ведь эти идеи не находят и не найдут поддержки у населения, тем более когда их пропагандируют подобные лидеры. Три процента социалиста Витренко уравновешивают три процента националиста Тягнибока.
В этой чудной компании не хватает только юриста Жириновского, чтобы рассудил. Впрочем, и его пригласят, как только украинцы слишком далеко зайдут в российских симпатиях. А «Партия Регионов», как принято на Украине между капелек, между капелек.
Сергей Лунёв, Империя