В последние годы из уст российской интеллигенции нет-нет, да и прозвучит похвала в адрес Ежи Гедройца (1906-2000) – польского публициста, политика, автора широко известной доктрины УЛБ (в соавторстве с политологом Юлиушем Мерошевским), появившейся в 1950-х гг. УЛБ – акроним, означающий Украина-Литва-Белоруссия – страны, чья независимость, согласно Гедройцу и Мерошевскому, послужит на благо польских интересов. Авторы доктрины УЛБ настаивали, что стремление удержать в руках территории нынешних Литвы, Белоруссии и Украины лишат Польшу потенциальных союзников в лице элит этих стран, которые могут стать таковыми только при условии их суверенитета, как от Польши, так и от России.
Поэтому для Варшавы лучше отказаться от идеологии ревизионизма, прекратить мечты о возвращении т.н. «восточных территорий», а, напротив, навсегда отдать их Вильнюсу, Минску и Киеву, и всячески поддерживать желание этих столиц обособиться от Москвы.
Расчёт оказался верным, и с позиций сегодняшнего дня можно смело утверждать, что главным препятствием для нормальных отношений этих стран с Россией является позиция элит, играющих на противоречиях России и Запада. Идея независимости всех постсоветских республик подаётся как абсолютное добро. Желание слиться в единый крепкий политико-экономический евразийский кулак – как проявления агрессивного империализма. Хотя геополитические потери от развала СССР не идут ни в какое сравнение с теми, пардон за банальность, «выгодами», которые будто бы обрели новоиспечённые государства в результате своего суверенитета.
Гедройц преподносится сейчас чуть ли не как искренний друг России и русских. Не кривя душой, скажем, что доля правды в этом есть. Но очень небольшая. Он не был полоумным русофобом. Он любил русскую литературу и восхищался ею. Он не позволял себе истеричных выпадов в адрес нашей страны. Он был мягок, интеллигентен, тактичен и дипломатичен. Он выступал за диалог с Россией, но единственным условием этого диалога видел отказ Кремля от попыток собрать воедино постсоветское пространство. Поляков он призывал отказаться от польского империализма (т.е. претензий на «восточные территории»), а русских – к отказу от русского империализма (т.е. желания воссоздать СССР или Российскую Империю).
Но даже при такой формулировке его требования к Польше и России были неравнозначны!
Полякам он предлагал отказаться от земель Киевской Руси (если вести речь об Украине и Белоруссии). Россию же призывал отказаться навсегда от части древнерусского исторического наследия. Это всё равно, что предложить полякам отречься от Гнезно (столицы древнепольского государства) и Великопольского воеводства, где этот город расположен – колыбели польской государственности.
Если же говорить о призывах к России отбросить всякие попытки привлечения Литвы на свою сторону, в том числе посредством включения её в свой состав, как это имело место в Российской Империи и СССР, то тогда Польше Гедройц мог бы предложить сделать пропорциональный поступок – отказаться от Кашубии, находящейся у германской границы. Да, кашубы – славянский народ, т.е. родствен полякам (литовцы русским этнически не родственны), но кашубы – отдельный народ. Со своей психологией, языком, культурой. Во время Второй мировой кашубы, уже до того значительно онемеченные, шли в ряды вермахта, а не Войска Польского. После 1945 г. многих кашубов поляки в отместку изгнали из Польши, а оставшихся принялись полонизировать. Сейчас кашубы стараются сохранить свой язык и культуру под напором польскости.
В польских СМИ восхваляются идеи Гедройца, но никто не задаётся вопросом, а что на практике получили белорусы и украинцы после того, как идеи Гедройца воплотились в жизнь? Безработицу, разруху, падение уровня жизни, бешеный рост наркомании, проституции, криминализацию общества, появление обнаглевших олигархов, продажных нацэлит, отсутствие уверенности в завтрашнем дне и, главное, полную геополитическую беззащитность перед Западом! Украина уже знает, что это такое, терять земли без войны (Румыния отобрала через суд шельф у остров Змеиный). Белоруссия знает, что это такое, когда по указке из Варшавы вдруг начинаются уличные бунты (белорусская оппозиция состоит из огромного числа местных поляков).
В польских СМИ много говорится и о том, что приобрела Польша в результате распада СССР. Но ни слова о том, что от этого потеряли другие страны. Ведь не секрет, живи сильный и крепкий СССР до сих пор, вероятность возникновения войны в Ираке, Югославии, Ливии была бы минимальной! Значит, не гибли бы под натовскими бомбами иракские, сербские, ливийские дети.
Если Гедройц работал над идеей ослабления СССР, значит, в этом есть и его доля вины. Как и в том, что в ходе «создания» «обновлённого» и «демократического» постсоветского пространства кровь лилась рекой в Осетии и Чечне, Таджикистане и Молдавии, Карабахе и Фергане.
Заключительная ремарка. Род Гедройцев – древний литовский княжеский род, ведущий свое происхождение, согласно родовому преданию XVI века, от легендарного князя Гедруса. Гедройц – польская версия произношения. По-литовски название рода звучит «Гедрайтис». Многие представители этого рода ополячились и были ярыми противниками России и участвовали в польских восстаниях. Многие, но не все. Значительная часть потомков Гедруса, напротив, служили России, где оказались в силу разных исторических перипетий. Назовём лишь самых известных.
Вера Игнатьевна Гедройц – первая в России женщина-хирург. В русско-японскую войну находилась непосредственно в районе боевых действий. С войны она увезла две награды: золотую медаль «За усердие» на Анненской ленте, полученную за деятельность во время боёв при Шахе, и серебряную медаль «За храбрость» на Георгиевской ленте, врученную лично генералом Н. П. Линевичем (этническим поляком) за героические действия по спасению раненых в ходе Мукденского сражения.
Константин Каэтанович Гедройц – известный русский и советский почвовед-агрохимик, основоположник коллоидной химии почв, академик АН СССР.
Раиса Адамовна Гидройц (фамилия её несколько изменилась, а после замужества она взяла фамилию мужа – Кудашева) – русская и советская поэтесса, писательница, автор слов знаменитой детской песни «В лесу родилась ёлочка», которую знает каждый русский ребёнок.
Пётр Розживин