Русское Движение

Возможен ли распад Бельгии?

Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 

Почему Соединённым Штатам можно иметь дефицит федерального бюджета в 1,299 триллиона долларов, что составляет 8,7 процента ВВП этой страны, а Бельгии с её дефицитом в 4,1 процента от ВВП - нельзя?

Есть в этом слове нечто особенное, притягательное, несущее покой и комфорт: Бенилюкс. Визитная карточка Западной Европы – Амстердам, Брюссель, Люксембург, тюльпаны и мельницы, готические замки и уютные уличные кафе… Вот она, настоящая Европа! – думает попавший туда на недельку турист. Впрочем, не стану утверждать, что только из-за красот ландшафта именно в Брюсселе обосновались штаб-квартиры Евросоюза и НАТО. Поэтому давайте вернемся к вопросу: притом, что государственный долг обеих стран, США и Бельгии, достиг в этом году 100 процентов ВВП, за то, что дефицит бюджета королевства составил 4,1 процента ВВП, Евросоюз, одним из отцов-учредителей которого является Бельгия, грозит этой самой Бельгии штрафом в 708 миллионов евро. И теперь, не представь до конца года Бельгия в Еврокомиссию «программу структурных реформ госсектора и бюджет на 2012 год», в соответствии с новыми правилами бюджетной дисциплины в зоне евро, королевству придется раскошеливаться. Или - формировать бюджет с дефицитом менее 3 процентов ВВП, урезая, как водится, социальные расходы.

Что было

Собственно, на этом «экономическом оселке» и сломалась бельгийская политическая машина. Еще в апреле прошлого года после ухода в отставку премьер-министра Бельгии Ива Летерма прошли досрочные парламентские выборы. Большинство голосов досталось партиям «Новый фламандский альянс» и «Социалистической партии Валлонии». Партии представляют национальные интересы валлонов, жителей южных провинций Бельгии - первая, и фламандцев, жителей северной части страны, Фландрии - вторая. И нации, и партии традиционно неласковы друг к другу не только потому, что говорят на разных языках: валлоны - на французском, фламандцы - на голландском. Аграрный юг беднее промышленно развитого севера. И этнические противоречия не в первый раз сваливают бельгийское правительство.

22 апреля 2010 года премьер-министр Бельгии Ив Летерм вручил королю Альберту II прошение об отставке, поскольку правящая коалиция распалась, не просуществовав и полгода. Извечный спор о правах между жителями крупнейших этнических сообществ Бельгии - Фландрии и Валлонии - в очередной раз лишил страну правительства. Ее конец предопределила партия «Фламандские либералы и демократы» (VLD). Несмотря на то, что эта партия не является фаворитом, баланс сил здесь настолько тонок, что она обрушила правящую коалицию. Председатель этой партии Александр де Кроо (Alexander De Croo), заявил, что Ив Летерм лишился поддержки VLD потому, что его правительство «не смогло в срок решить вопрос о правах франкоговорящих меньшинств, проживающих в пригородах Брюсселя». А без участия VLD Летерм может контролировать в парламенте только 76 мест из 150.

К слову сказать, брюссельский столичный регион - единственный двуязычный регион в стране, разделенной на три языковых сообщества: крупнейшие фламандское (Фландрия), франкоязычное (Валлония) и небольшое немецкоязычное (на территории Валлонии). И тюльпаны, мельницы, уютные кафе никак не могут замаскировать этнические границы в Бельгии, где почти каждый второй житель Фландрии, по данным опроса, проведенного газетой Het Laatste Nieuws, желал бы отделиться от бельгийского королевства. А в обществе эти настроения настолько сильны, что бывает франкоговорящим жителям Брюсселя не позволяют селиться во фламандских пригородах, пишет газета.

В благополучной Бельгии языковая, как предпочитают говорить политики, но на самом деле этническая проблема выглядела бы неким пережитком прошлого европейской цивилизации, если бы точно такие же отголоски национального чувства не раздавались из Австрии, Франции, Финляндии, Нидерландов. Тут речь не о мирном сосуществовании - о настоящей борьбе за сохранение национального лица и расширение политических прав.

Что есть

Полтора года прожившая без нормально действующего правительства, поскольку победившие на выборах партии не могли его сформировать, Бельгия стала вызывать недовольство своих евроначальников. Сначала Евросоюз потребовал вогнать дефицит бюджета в 3 процента, затем международное рейтинговое агентство Standard & Poors объявило о снижении кредитного рейтинга Бельгии на одну ступень - с «АА+» до «АА», что на практике означает немедленный отток инвестиций из экономики Бельгии.

Агентство Fitch поместило в список на пересмотр в сторону понижения находящийся на уровне «А+» долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) одного из ключевых подразделений франко-бельгийской Dexia SA – Dexia Banque Internationale a Luxembourg (DBIL). Затем агентство Moody's заявило об уязвимости экономики Бельгии на фоне европейского долгового кризиса, неясных перспектив роста и возможности оказания поддержки банковской системе. Первым под подозрением у нее тоже оказалась Dexia SA: бельгийское правительство тотчас объявило о намерении «максимально укрепить позиции» государства в банке Dexia Belgique. Многие эксперты посчитали это намерением национализировать кредитную организацию.

Атака следовала за атакой, и в Бельгии началось экстренное обрезание проекта бюджета-2012 до дефицита в 2,8 процента. Стране надо было сэкономить 11,3 миллиарда евро. Собрать их можно только с обычных бельгийцев, не богачей. Для этого придется ввести новые налоги, сокращать госрасходы. А мы знаем, что это такое по опыту Греции. Именно эти изменения бюджета были камнем преткновения для политических партий, не желающих терять свой электорат.

Однако когда тебе заламывают руки, не всякий продолжает бунтовать. Глава Социалистической партии франкоязычной Валлонии Элио ди Рупо, кандидат в премьер-министры Бельгии, заявил, что новое федеральное правительство Бельгии он сможет сформировать «в течение предстоящей недели». Король Бельгии Альберт II поручил ди Рупо такое правительство сформировать.

Что будет

И вот в ночь на 2 декабря представители шести политических партий на переговорах о формировании коалиции достигли соглашения, в результате которого страна после 535 дней политического кризиса должна получить кабинет министров, сообщили информационные агентства. Кандидатом в премьеры выдвинут лидер Социалистической партии (франкофоны) Элио ди Рупо, который станет первым с 1974 года представителем франкоязычной Валлонии, возглавившим правительство страны. Ди Рупо сменит на посту премьера представителя партии Христианские демократы и фламандцы (ХДФ) Ива Летерма, который в течение полутора лет возглавлял переходное правительство.

Это – на политическом олимпе. А в бюджете?

По результатам межпартийных дебатов, зарплата членов нового федерального правительства Бельгии будет снижена на 5 процентов. Снижение расходов на содержание министров и сотрудников их кабинетов должно сэкономить в будущем году 3 миллиона евро. Кроме того, участники коалиции решили урезать госдотации членам королевской семьи Бельгии, а также федеральному парламенту, конституционному суду и счетной палате, что позволит сберечь в 2012 году ещё 6,3 миллиона бюджетных средств.

Остальное дадут новые налоги.

То, что бельгийский кризис стал показательной поркой, устроенной властями Евросоюза для острастки остальных членов ЕС, понятно. Напугать власти штрафом в 708 миллионов так, что те согласились разорить страну на 11 миллиардов – для европолитиков это звучит гордо. Вице-председатель Еврокомиссии, еврокомиссар по экономике и монетарной политике Олли Рен даже поприветствовал обязательство правительственной коалиции в Бельгии сократить до 2,8 процента ВВП в будущем году дефицит госбюджета, чтобы «соответствовать рекомендациям» Совета Евросоюза.

Но… Ди Рупо, несмотря на чудеса политического компромисса, так и не добился «согласия на участие» в правительстве от ведущей фламандской партии «Новый фламандский альянс» - той самой, что стала одним из фаворитов последних выборов. На самих выборах партия получила 17,29 процента голосов и 27 мест на выборах в Палату представителей, к тому же 19,61 процента голосов и 9 мест на выборах в Сенат. Эта партия отказалась принимать участие в переговорах и не «испачкалась» о навязанный Евросоюзом компромисс. Лидер партии, отражающей, как мы уже говорили, националистические взгляды фламандцев, Барт Де Вевер, заявил несколько дней назад, что «Ди Рупо тянет Бельгию по пути Греции, тогда как Фландрия в одиночку могла бы демонстрировать экономические показатели Германии» - локомотива еврозоны. Де Вевер считает, что масштаб последствий может оказаться неизмеримо большим, чем принесенные политиками сегодня «жертвы» - вплоть до затягивания пока вполне здоровой экономики Бельгии в кризис из-за падения доверия инвесторов к королевству «в результате политической неопределенности». А в перспективе - возможный распад страны.

Идеология «Нового фламандского альянса» основана на идеях умеренного консерватизма и фламандского национализма вплоть до отделения Фландрии от Бельгии. Партия участвует в работе Европейского свободного альянса, представляющего национальные меньшинства разных стран Евросоюза. Как она распорядится своими голосами в Сенате и Палате представителей, уже ясно. Правительственная коалиция, сложившаяся «на острие меча», вновь рассыплется в любом случае – удастся ли новому правительству проскочить кризис, и тогда межнациональные трения вспыхнут с новой силой, или Бельгия покатится вниз по уже проторенной дорожке кризиса ликвидности, и тогда нынешние победители превратятся в «предателей интересов народа».

Де Вейвер уже подверг критике разработанный проект федерального бюджета на 2012 год, заявив, что он на две трети свёрстан за счет новых налогов, бремя которых ляжет в первую очередь на плечи жителей Фландрии как наиболее экономически развитого и населенного региона Бельгии.

…Мы забыли ответить на вопрос о том, почему Соединённым Штатам можно задолжать 10 процентов ВВП, а Бельгии и 4 процента нельзя?

А разве вы не знаете ответ?

Елена ПУСТОВОЙТОВА,fondsk.ru