ВСЕ МЫ знаем, на что способна саранча: собравшись в стаи, она отправляется в путь, и миллиардные тучи насекомых затмевают солнце, съедают всю растительность, оставляя позади себя разорённую территорию, горе и нужду.
То, что для людей является катастрофой, очень интересно нейроинформатикам, занимающимся созданием искусственного интеллекта. Как десяток-другой безобидных насекомых с ничтожным уровнем разума становятся опасной, согласовано действующей массой со сложным поведением? С помощью новых данных о самоуправлении стай насекомых учёные совершают прорыв в области создания телекоммуникационных систем наблюдения и контроля. Там ведь речь тоже идёт о том, чтобы из простых компонентов создать единую систему, которая в конечном итоге (в идеале) сможет самоорганизовываться.
Пока ещё неясно, почему попрыгунчики-одиночки вдруг объединяются в стаи. Но уже установлено, по какой математической схеме это происходит. Исследователи Джером Бул и Стивен Симпсон из Сиднейского университета поместили различное количество насекомых в кольцевую камеру и увидели, что групповая динамика стаи изменяется скачком, когда количество особей достигает критической величины. Как только их становится более 20 штук на 1 кв. метр, они начинают вести себя, словно сговорившись: одновременно передвигаются, меняют направление движения, останавливаются и т. д. Опыт вполне воспроизводит полёт саранчи в реальных условиях, когда плотность её достигает ещё больших значений – до 50 на кв. метр. Более того, когда плотность доходила до 75 насекомых на кв. метр, спонтанные движения в стае исчезали полностью и действия всех особей были совершенно идентичны, все перемещались параллельно и с одинаковой скоростью. В природных условиях приземление всей стаи и истребление растительности начинается после того, как хотя бы одна особь сядет на пищу. Похоже, что информация среди этих бестий передаётся просто мгновенно.
Выяснилось, что для координации движения стаи первостепенно важно соблюдение таких простых условий, как расстояние между насекомыми, направление их движения и плотность группы, все участники которой соблюдают простые правила поведения: не пересекать путь соседу, следовать за большинством, придерживаться заданного направления движения.
И вот ученые уже разрабатывают сетевые структуры, в которых составляющие их компьютеры координируют свою деятельность. «Мы установили, что самоорганизация стай насекомых идеально подходит для решения наших технических проблем», — рассказывает Томас Рунклер из исследовательского центра «Siemens» в Мюнхене. Один отдельный компьютер, как и отдельное насекомое, имеет ничтожный уровень разумности, а стая, как и сложная сетевая компьютерная система, способна к чрезвычайно сложным действиям.
В НЕКОТОРЫХ областях человеческой деятельности эти новые знания уже вовсю применяются. Так, на Западе дозревает новая стратегическая концепция войн завтрашнего дня – «сетевых войн». Этот метод гарантированной неотразимой «разборки» с противниками родился в недрах РЭНД-Корпорэйшн, главного военно-мозгового центра США, готовящего «войны будущего». Безусловный лидер Запада в области военного дела, РЭНД-Корпорэйшн проводит огромное количество исследований по всем ключевым вопросам войны и организации вооруженной борьбы.
При разработке стратегии и тактики сетевых войн аналитики корпорации тщательно изучают обычные и необычные, большие и малые вооружённые конфликты по всему миру, скрупулёзно собирая и обрабатывая опыт террористов, антиглобалистов, южноамериканских повстанцев, афганских талибов, косовских сепаратистов, чеченских боевиков, городских подпольщиков разных стран и т. д. Сетевые войны предполагают изменение удельного веса и места вооруженных сил в деле разгрома страны-жертвы – больший акцент делается на достижение целей невоенными методами.
Эта война включает в себя тактику так называемого «роения» (swarming), суть её – в создании на территории страны-жертвы густой сети неправительственных организаций (НПО) и структур. Ведущий специалист РЭНД-Корпорейшн Джон Аркилла называет их «базовыми единицами сетевой войны».
Невоенное «роение» проявляется во множестве «микродействий», «тычков», «укусов»: галдёж СМИ (для внесения смятения в умы), навязываемые обществу дискуссии по разным вопросам (отвлечение внимания людей), разного рода демонстрации, невооружённые и вооружённые физические столкновения (разжигание в стране подозрительности, неуверенности, страха). Вещающие с экрана «нужные» аналитики и комментаторы; журналисты-разоблачители с жареными фактами; издания, распространяющие чернуху, любую негативную информацию об «этой стране» (например о «зверствах федералов»); правозащитники, гомонящие о защите прав убийц; юристы, обеспечивающие деятельность пятой колонны, – это «базовые единицы сетевой войны».
СОСТАВНАЯ часть сетевой войны – «финансовая бомба», называемая «новым военным чудом». Её опасность мы ещё в полной мере не осознали. А ведь во время войны в Ираке подкупом были выведены из активных действий половина командующих армейскими округами и республиканской гвардией. На это пошла ничтожная сумма – 10 млн. долларов, а каков был эффект: три из семи армейских корпусов не приняли активного участия в боевых действиях! И «договорная» война получилась для агрессора малокровной.
Эффективность «финансовой бомбы» чрезвычайно велика: противнику уже удалось заразить вирусом деньгомании и стяжательства значительные массы наших людей. С этой точки зрения каждый коррумпированный представитель власти – «базовая единица» врага!
По замыслам авторов, «рои» НПО и отдельных активистов, вездесущих, быстрых, якобы независимых, никому не подконтрольных, должны активно атаковать неповоротливую государственную бюрократию для достижения чужих целей. Страна-жертва сталкивается с тем, что противник – это «рой» вроде бы не связанных друг с другом чьих-то фондов, комитетов в защиту кого-то, политических движений, «независимых» газет, телеканалов, интернет-сайтов, гуманитарных миссий, религиозных движений, иностранных миссионеров и волонтёров. Только действуют они невероятно согласованно. Над страной заведена сеть, и каждая «базовая единица» отбирает для себя «добычу» по своим параметрам.
«Роение» приобретает характер невидимых, рассредоточенных действий, возникает управляемый хаос. Противник неясен и вездесущ, вести с ним борьбу невероятно трудно. Конечно, государство неуклюже пытается защищаться силой разных, слабо взаимодействующих ведомств, каждое из которых «на своём участке фронта решает свои задачи».
А «рой» активно действует именно на стыках этих ведомств. То, что делают его «базовые единицы», вроде бы на грани преступления – но за эту грань не заходят. В их работе есть что-то от войны – но все же это не война. Общий эффект получается убийственным. И совсем плохо дело, когда «рой» агрессоров захватывает больное «пофигизмом» и коррупцией государственное тело, пронизывая его своими сетями и превращая в мутанта. Это сродни тому, как вирус заражает здоровую клетку и заставляет её работать на себя.
И только потом в дело включается военная составляющая сетевой войны. Кстати, Д. Аркилла указывает, что ведение сетевой войны «роем» гражданских организаций и активистов обязательно включает в себя использование боевых отрядов!
«РОЕНИЕ» в чисто вооружённом противостоянии тоже не похоже на привычную для нас войну. Здесь нет и следа былых баталий (помните: бомбардировка противника, артподготовка, атака танков и пехоты, т.е. масса железа, народу, стрельбы и шума?). «Роение» осуществляют небольшие автономные хорошо тренированные подразделения, располагающие эффективным оружием, обеспеченные информацией в реальном масштабе времени, способные в кратчайшее время сконцентрировать всю свою мощь на какой-либо одной цели противника, нанести ему максимальный урон – и рассредоточиться, «рассосаться», исчезнуть. Другие подобные группы параллельно выполняют свои маленькие задачи, и их, этих групп – масса, они – «здесь и не здесь, везде и нигде».
Максим Калашников в своих книгах о характере войн будущего приводит интересный пример: если бы в поединке двух рыцарей вместо одного из них в бой был пущен пчелиный рой, второму бы не помогло ни виртуозное владение самым лучшим оружием (копьё и меч против пчёл?!), ни самая лучшая защита (доспехи, шлем и щит против всепроникающих жалящих бестий?!). Результатом было бы только одно – смерть защищённого с головы до ног воина. «Асимметричные» боевые действия, тактика высокоэффективных синхронизированных снайперских «укусов» в наиболее уязвимые точки без видимой «линии фронта»: в принципе, это – высокотехнологичная версия древнего метода партизанской войны.
Наши «партнёры по борьбе с международным терроризмом» активно обучают своих солдат новой тактике боевых действий, зазор между теорией и практикой здесь минимален. Так, в 2000 году были проведены учения морской пехоты США «chechen swarming» («чеченское роение»), где практически отрабатывалась успешная тактика действий чеченских боевиков против российских войск. В ходе учений была опробована система C4ISR (command, control, communications, computers, intelligence, surveillance, reconnaissance), основанная на тактике «роения». Весь богатый опыт больших и малых боевых столкновений обеих войн кем-то скрупулёзно собирался, и теперь нас готовятся бить наиболее эффективными приёмами, подтверждёнными практикой.
В США реализованы и другие экспериментальные программы: для «групп просачивания» морской пехоты (операции в децентрализованном порядке при наличии межсетевого взаимодействия); «Army After Next» — усиление лёгких частей и соединений; «Fleet Battle» — эксперименты ВМС, основанные на концепции «сетецентричной войны» и другие.
Не секрет, что подготовка грузинского спецназа – дело рук инструкторов из США. Есть данные о попытке превратить грузинскую армию в кавказскую версию «Хезболлы», радикальной группировки, эффективно сработавшей против израильской армии во время войны в Ливане в 2006 году. Используя сеть небольших хорошо обученных тактических единиц, оснащенных современным оружием, «Хезболла» умело выдерживала боевой прессинг противника, нанося его бронетехнике серьезный урон с помощью высокоточного противотанкового оружия.
Конечно, включение в дело чисто военного «роя» – это окончательная «жирная» точка в существовании страны-жертвы. Это может и не понадобиться.
Но в любом случае вначале в обречённую страну приходит двуногая саранча.
bratishka.ru, Артем ДЕНИСОВ