Как и кто выбирает оружие и боевую технику для снабжения отечественных войск
Экипаж Iveco застрял на несложном препятствии.
Фото предоставлено автором
Значение термина «дружественный огонь» известно военным специалистам. Но все-таки расшифруем: это когда случайно или чаще по ошибке свои подразделения во время боевых действий подвергаются обстрелу или бомбардировке собственных огневых средств. Умышленный дружественный огонь – абсурд и нонсенс. Везде, но только не в России – стране невиданных явлений. Вот совсем недавно начальник Генерального штаба ВС РФ, генерал армии Николай Макаров на слушаниях в Общественной палате подверг резкой критике ряд образцов вооружения Сухопутных войск РФ. Он заявил, что они уступают зарубежным аналогам.
ВЕЛИКАЯ ВОЕННАЯ ТАЙНА
По словам НГШ, например, танк Т-90 стреляет на дальность 2,5 км против 6 км израильского танка Merkava MkIV. Здесь неясно, о чем, собственно, ведет речь военачальник. Да, дальность прямого выстрела из 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М танка Т-90 подкалиберными бронебойными и кумулятивными снарядами составляет порядка 2500 м. Теми же типами боеприпасов на ту же дальность стреляет и 120-мм пушка MG253 танка Merkava MkIV. Однако она действительно может стрелять не только на 6 км, но и на все 8 км (тут начальник Генерального штаба ВС РФ почему-то сократил предельную дальность стрельбы из пушки израильского танка). Но «рекордный выстрел» Merkava делает не простым снарядом, а управляемой по лазерному лучу ракетой LAHAT (от англ. Lаser Homing Attack missile).
Получается, израильский боеприпас превосходит российский комплекс управляемого вооружения 9М119М, которым вооружен Т-90 и который уверенно поражает цели на дальности до 5 км? И да и нет. И вот почему: ракета LAHAT, выпущенная из пушки танка Merkava MkIV, тоже попадает в цель на дистанции 5 км, то есть на дальность видимого горизонта, а вот для того чтобы «достать» противника на расстоянии 6 км или 8 км, нужна внешняя лазерная подсветка, наводящая ракету на цель. Она может осуществляться либо вертолетом, либо беспилотным летательным аппаратом.
То есть утверждение генерала Макарова о низкой дальности стрельбы российских танковых пушек по меньшей мере некорректно. По заданию Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) израильская оборонная промышленность, а именно компания MBT Missiles Division концерна IAI, создала дальнобойный управляемый выстрел с двойной системой наведения. Подобных заказов российская оборонка от Министерства обороны РФ не получала. Вот и вся великая военная тайна.
Что касается танка Merkava («Колесница») – то это действительно очень хорошая боевая машина. Отлично защищенная и вооруженная. Некоторые военные специалисты называют ее последнюю модификацию MkIV лучшим основным боевым танком мира. Однако эта «Колесница» не только очень хорошая, но и очень тяжелая. Ее боевая масса составляет 65 т. Не каждый мост и не каждая железнодорожная платформа выдержит такой вес.
Кроме того, этот танк, если так можно выразиться, региональный. Он создан специально для боевых операций в горно-пустынной местности субтропической зоны. То есть Merkava MkIV идеально подходит для действий в Израиле и на окружающих его территориях. А вот болота и снег ему противопоказаны. Вся приборная часть танка предполагает использование при температурах не ниже минус 5 градусов по Цельсию. К недостаткам можно отнести и высокую стоимость машины. Танк модификации MkIII стоил 2,3 млн. долл. в ценах 1989 года. Стоимость «Колесницы» модели MkIV не афишируется, но она как минимум в полтора-два раза выше, чем у предшественницы. Только комплекс активной защиты Trophy («Ветровка»), разработанный на основе советских систем аналогичного назначения «Дрозд» и «Арена», обходится в 200 тыс. долл.
Тут стоит напомнить, что немецкий танк «Пантера» превосходил советский Т-34 по бронированию и вооружению, но был сложен в производстве и дорог. Германия смогла выпустить 5976 этих машин против более 40 тыс. Т-34, собранных на заводах в СССР. И не случайно маневренный и технологичный Т-34, а не «Пантера» признан лучшим танком Второй мировой войны.
У ТАНКОВ НЕ КОСМИЧЕСКИЙ МАСШТАБ
«Колесница» – вовсе не идеальное оружие. Во время второй ливанской войны в 2006 году было задействовано около 400 танков Merkava разных модификаций. По официальным израильским данным, боевикам радикальной шиитской группировки «Хезболлах» удалось подбить 46 танков. Особенно ощутимые потери ЦАХАЛ понес 12 августа во время наступления 401-й бригады через речку Салуки в направлении деревни Рандурия. Из 24 участвовавших в операции «Колесниц» MkIV были выведены из строя 11 машин. Истребителями танков стали российские гранатометы Р-29 «Вампир» с тандемными выстрелами ПГ-29В, которые попали в распоряжение «Хезболлах», очевидно, из Сирии.
Если учесть, что «Хезболлах» располагала не регулярным воинством, а полупартизанскими формированиями, члены которых не проходили специального курса обращения с «Вампирами», то результат противостояния «Колесницам» следует признать великолепным. Здесь следует заметить, что гранатометов Р-29 в Российской армии нет. Она их не закупает. «Вампиры» только экспортируются за рубеж.
Как мы убедились, даже самые совершенные танки уязвимы на поле боя. Для уменьшения их потерь требуется не только усиление защиты, как на израильских «Колесницах», но и новая тактика применения, а также средства, обеспечивающие устойчивость боевых танков. Именно поэтому на Уралвагонзаводе была создана боевая машина поддержки танков БМПТ «Рамка», которую чаще именуют «Терминатором» (сейчас эта машина классифицируется как «боевая машина огневой поддержки»). Поражает с ходу и с места танки, БМП, доты, дзоты и другие высокозащищенные цели сверхзвуковыми управляемыми по лазерному лучу противотанковыми ракетами «Атака», а также уничтожает вертолеты и низколетящие самолеты. Один «Терминатор» призван прикрывать в боевых порядках действия трех танков. Машина была принята на вооружение Российской армии, но в войска не поступила. Зато пошла на экспорт. За рубежом высоко оценили возможности новой бронированной машины.
Отказался от закупок «Терминаторов» и танков большой знаток бронетанковой техники Владимир Поповкин, занимавший до апреля текущего года пост первого заместителя министра обороны по вооружению. Техника Сухопутных войск им была подвергнута обструкции. Его позицию понять несложно. В условиях ограниченного военного бюджета приходится чем-то жертвовать. Владимир Поповкин выпестован Военно-космическими войсками и отчаянно лоббировал их интересы, часто за счет других видов вооруженных сил.
Космические войска, судя по всему, как и все прочие виды и рода ВС, сидевшие на голодном пайке почти 20 лет, тоже нуждаются в финансовой подпитке. Неслучайно появление Поповкина на должности руководителя «Роскосмоса» ознаменовалось целым «звездопадом» из спутников ГЛОНАС и космических аппаратов. В космос успешно продолжают летать, и то не всегда, лишь модифицированные «Союзы», которые являются 24-й или 25-й по счету модернизацией ракеты Р-7 Сергея Королева.
Поповкин ушел из Министерства обороны, но его дело живет. Инициативу «космического» генерала подхватили главком Сухопутных войск Александр Постников и начальник Генерального штаба Николай Макаров. По их утверждению, чуть ли не вся техника Сухопутных войск морально устарела и в большинстве представляет собой лишь модернизацию образцов, созданных еще в советское время. Здесь никаких открытий нет. Но почему так случилось?
Гранатомет «Вампир» с тандемным выстрелом.
Фото предоставлено автором
НЕТ РЫСЬЕЙ ПРЫТИ
Пять лет назад (26 октября 2006 года) была принята Государственная программа развития вооружений на 2007–2015 годы (ГПВ-2015). На ее реализацию планировалось израсходовать 4 трлн. 939 млрд. 400 млн. руб. ГПВ-2015 предусматривала закупки для ВС главным образом модернизированных образцов вооружений и лишь ограниченное количество новой техники. То есть ставка на модернизацию являлась государственной политикой. Эта программа, которую, кстати, никто официально не отменял, оказалась проваленной. Поэтому сейчас изыскиваются причины ее краха. Вот что сказал на слушаниях в Общественной палате генерал Макаров: «До 2015 года старый план, которым предусматривалось развитие, как и было, привел бы к тому, что мы по технике и вооружению в 2014 году Вооруженных сил в России бы не имели».
Некоторая витиеватость стиля, присущая речам начальника Генерального штаба ВС РФ, не должна вводить в заблуждение. Не мог же он прямым текстом сказать, что ГПВ-2015, подготовленная под эгидой тогдашнего министра обороны Сергея Иванова, ныне являющегося первым вице-премьером и руководителем Военно-промышленной комиссии, и утвержденная тогдашним президентом РФ Владимиром Путиным, оказалась никуда не годной. Разумеется, не мог. Не мог он признать и то, что из-за срыва ГПВ-2015 Сухопутные войска по технике и вооружению по сей день не получили и до 2014 года не получат практически никакого нового вооружения, в том числе и модернизированного. В результате многочисленных военных реформ в Министерстве обороны даже не осталось специалистов, способных грамотно сформулировать тактико-техническое задание на создание того или иного образца перспективной военной техники. Отсюда – горячая любовь к зарубежным моделям и публичное охаивание отечественных разработок.
Что же нам предлагают из зарубежных арсеналов? Как сообщил недавно генерал Макаров, российские Вооруженные силы будут закупать итальянские броневики LMV M65 компании Iveco, которые у нас получили название «Рысь». Почему-то в Министерстве обороны никого не смутило то обстоятельство, что в России уже есть одна «Рысь» – командирская боевая разведывательная машина БРМ-3К. Очевидно, о ее существовании просто не знают на Арбатской площади. Планируется потратить почти 1 млрд. долл. на приобретение 1700 таких машин.
Почему-то опять же никого не смущает, что машина LMV M65 не лучшим образом показала себя в российских условиях. Еще во время первых сравнительных испытаний с российским броневиком «Тигр», которые проводились зимой, итальянский автомобиль через 10–15 метров после старта замедлил ход, а затем увяз в снегу и остановился, тогда как «Тигр» уверенно продолжил движение. Разумеется, тут же нашлось оправдание. Мол, у Iveco был широкий бампер, который, словно бульдозер, собрал перед собой гору снега, помешавшую продолжению испытаний.
Может быть, оно и так... Но автор этих строк был свидетелем другого события. 7 сентября с.г. на полигоне «Старатель» в Нижнем Тагиле, в канун открытия выставки Russian Expo Arms – 2011, проходила репетиция натурных образцов бронетанковой и автомобильной техники. Все прокатали прогон без замечаний. И только итальянская «Рысь» средь бела дня и при ясной погоде намертво застряла на полосе препятствий. Ее экипаж отказался от помощи «Тигра», только что благополучно проскочившего сложную трассу, и предпочел дожидаться «Урала», который и вытащил детище солнечных Апеннин из ловушки. Потом на показательных выступлениях, в том числе и в присутствии премьер-министра Путина, машина Iveco лишь имитировала прохождение трассы препятствий, а на самом деле бойко катила рядом с ней. Мошенничество? Конечно.
Между тем лоббисты Iveco продолжают проталкивать сделку с итальянской фирмой, ссылаясь на то, что «Рысь» имеет шестой уровень защищенности, а «Тигр» – всего лишь третий. Но именно такой уровень для российской машины значился в техзадании Министерства обороны РФ. Сейчас машиностроители из Арзамаса вывели на испытание броневик «Тигр-6а», созданный в инициативном порядке. Автомобиль выполнен в бронированном кузове, обеспечивающем баллистическую защиту по 6а классу. Усилилась и противоминная защита благодаря установке на днище дополнительных бронированных пластин, а в кабине – специальных энергопоглощающих кресел для экипажа. То есть «Тигр» теперь не уступает «Рыси» и по защищенности. Впрочем, и в более ранней модификации объем его бронекапсулы на 30% превышает итальянскую модель.
Большие сомнения вызывает возможность лицензионной сборки броневиков LMV M65 на российских заводах. Как известно, КамАЗ, на котором собраны первые 10 российских образцов машины, вышел из программы. Специалисты этого предприятия полагают, что завод не получит лицензий на выпуск комплектующих к автомобилю. Дело в том, что ключевые его узлы – не итальянского происхождения. Керамическая броня немецкая, в ее основе голландские материалы, двигатель американский. Во всяком случае лицензии на американский двигатель вряд ли удастся добиться. Значит, автомобили придется собирать из машинокомплектов, изготовленных в Италии. Это обойдется втрое дороже приобретения «Тигров».
Представители Минобороны утверждают, что технологии Iveco, воплощенные в броневике LMV M65, помогут российским специалистам в создании перспективного бронетранспортера «Бумеранг», который придет на смену БТР-80 и БТР-82. Но это полная бессмыслица. Бронетранспортеры и бронеавтомобили – машины совершенно разных классов и разного предназначения. Делать БТР на основе бронемашины – то же самое, что на базе «Лады Калины» или «Ауди» создавать седельный тягач. И остается только пожалеть тех, кто будет воевать на этих БТР. «Бумеранг» по ним больно ударит.
БЛЕСТЯЩУЮ БЛЕСНУ ВЫБИРАТЬ НЕЛЬЗЯ
Создается впечатление, что в полном соответствии с учением Зигмунда Фрейда ряд высокопоставленных деятелей Министерства обороны, опасаясь грядущего наказания за некомпетентность и отсутствие конструктивного и созидательного подхода к военному строительству, оборачивающегося эскалацией ошибок и просчетов, умышленно ведет огонь по своим, тем самым сублимируя, то есть перенося свои страхи на других и защищаясь возможностью закупок вооружения за рубежом.
Президент Дмитрий Медведев, как Верховный главнокомандующий, был вынужден даже «поправить» своих подчиненных, заявив недавно, что «мы можем закупать иностранную технику, но в весьма ограниченных объемах, скорее в единичных экземплярах, чтобы было понятно, чем оснащаются иностранные армии, и чтобы наши производители не дремали, а выпускали лучшие образцы». К сожалению, эти слова прозвучали тогда, когда во Францию ушел первый транш оплаты строительства первых двух универсальных десантных кораблей типа Mistral (цена вопроса на сегодняшний день – 1,2 млрд. евро), нужда в которых, мягко говоря, дискуссионна.
Тогда же Министерство обороны РФ заключило контракт на 100 млн. евро с германской компанией Rheinmetall на создание современного центра боевой подготовки Сухопутных войск в Мулине. В общем-то, несложный объект могли бы построить и российские предприятия, если бы им был дан соответствующий заказ. Но такой заказ некому составить, поэтому покупается зарубежный проект. Генерал Макаров продолжает настаивать на приобретении итальянских броневиков Iveco, которые, как уже отмечалось, тянут на 1 млрд. долл. Учитывая, что неумолимо накатывает мировой экономический кризис, заметно падают цены на нефть и газ, подобные траты, направленные на поддержку зарубежных производителей, – пир во время чумы.
Военно-техническое сотрудничество с индустриально развитыми странами полезно и необходимо. Достаточно напомнить, что тот же Т-34 – потомок танка американца Джона Кристи, что лучшие советские подводные лодки типа «С» эпохи Второй мировой войны имели немецкое происхождение, а практически вся отечественная послевоенная радиолокация построена на образцах, полученных по ленд-лизу. То есть закупки отдельных образцов или лицензий возможны только по тем направлениям, по которым действительно наблюдается отставание и которое нельзя преодолеть за короткое время. Когда же мы начинаем охаивать собственные разработки, пусть не всегда совершенные, но имеющие перспективу, то мы еще глубже вползаем в трясину военно-технического отставания.
Независимое военное обозрение Александр Мозговой