Русское Движение

Чье ты, Ставрополье?

Оценка пользователей: / 8
ПлохоОтлично 

Еще до Валерия Гаевского, когда Ставропольем правил губернатор Александр Черногоров с женою - уроженкой Дагестана, в народе пошла молва, что край продан дагестанцам. Сейчас, когда даже статистика подтверждает отток русского населения, отношения коренных жителей с приезжими из соседних республик становятся все более напряженными. И что характерно - на нарушения своих прав жалуются уже не местные, а мигранты. Оказывается, суды их лишают прописки, а казаки выгоняют. Как это выглядит на примере Буденновского района, выясняла корреспондент GTimes Светлана Болотникова. В 2010-м году в Буденновском районе проживало 83 процента русских. В 2011-м году осталось 79 процентов. За один год убыло 4 процента. Такими темпами через 10 лет русских на востоке Ставрополья станет меньше, чем представителей других национальностей. Кто эти люди, замещающие уезжающих и умирающих славян? В основном - представители народов Дагестана, чья численность в отдельных населенных пунктах уже сейчас приближается к 20 процентам. Только Буденновский район принимает до 300 дагестанских семей ежегодно.

Переселяться в Ставропольский край дагестанцы начали еще в советские годы. Но тогда при всех национальных отличиях они составляли с русскими единый советский народ. А сейчас у них есть своя религия, свой дресс-код, свои нормы поведения, плохо вписывающиеся в российскую действительность. Дагестанская молодежь хамит пожилым, домогается молодых девушек, устраивает танцы в ночи и провоцирует ровесников на стычки. Так ведут себя не все, конечно, но многие. Поэтому "тихая оккупация", как называли эту миграцию на востоке края в 90-е годы, становится все более громкой и вызывает протест.

Про зеленокумский межэтнический конфликт, когда казаки встали на защиту девушки, чуть не изнасилованной чеченцами с корочками "охранник Кадырова", в прошлом году узнала вся страна. После этого казачьим объединениям на Ставрополье разрешили патрулировать населенные пункты вместе с милицией. Говорили, что подумают и о вооружении казаков, да воз и ныне там.

В Буденновске спустя несколько месяцев после этого случилась своя межэтническая потасовка - между русскими и армянами с одной стороны (армяне здесь коренные, они в екатерининские времена город Святой Крест, позже переименованный коммунистами, и основали), и дагестанцами - с другой. Власти и местные СМИ так тщательно ее скрывали, что большая часть населения района о ней ни сном, ни духом не ведала. Известно лишь, что на помощь местным пришли казаки, и дагестанцы поумерили свой пыл.

Но лучше всего на приезжих подействовала проверка, устроенная в июне СОБРом. Ее целью было выявление незаконных мигрантов - людей без регистрации по месту жительства, а то и без паспортов. Таковых нашлось 72 человека, среди которых большинство - даргинцы (это одна из народностей Дагестана, люди в большинстве своем мирные и трудолюбивые, но без стеснения захватывающие земли и пастбища). Однако главным уловом было, пожалуй, незаконное оружие. По слухам, его грузили чуть ли не самосвалами, хотя официальные цифры обнародованы не были.

Зато через неделю после этой проверки произошли события, которые вывели казаков на митинг, разумеется, опять проскочивший мимо внимания всей прессы, за исключением одной независимой краевой газеты. СОБР из Буденновска отозвали и против его сотрудников были начаты проверки по жалобам "потерпевших" - дагестанских нелегалов.

Прокурор Дагестана требовал возбудить против милиционеров уголовные дела за самоуправство. СМИ республики писали, что "некоторые деструктивные силы в Ставропольском крае пытаются перевести борьбу за собственность и имущество, принадлежащее дагестанцам в крае, в этническую и религиозную плоскость и пропагандируют идеи изгнания дагестанцев из обжитых ими мест". В ответ дагестанцы даже пригрозили террористической активностью!

Закончилось это тем, что 10 июня в Буденновске собрались представители ставропольских и дагестанских властей - обсуждать обострившуюся ситуацию. Выступил там и прорвавшийся с митинга у здания администрации атаман местного казачьего общества Николай Каргалев. Он призвал власти принять решительные меры по обузданию приезжих и напомнил о случае в одном из сел, когда дагестанцы развлекались пальбой по русским людям - "живым мишеням". Эту озабоченность казаки выразили и в открытом письме на имя губернатора края Валерия Гаевского и полпреда в СКФО Александра Хлопонина.

Сегодня в святокрестовском казачьем обществе говорят, что летняя профилактика пошла приезжим на пользу. "Пока тихо, но это как эффект маятника. Сейчас спокойно, а в следующем году опять начнутся конфликты, - объяснили корреспонденту GTimes казаки. - А отток русских из района продолжается. Что есть, то есть".

Сейчас многие русские на востоке Ставрополья мечтают уехать. Газеты объявлений переполнены предложениями по продаже квартир и домов. Мигранты из соседних республик покупают жилье только за бесценок. Как гласили объявления, расклеенные в начале этого года в Пятигорске, "не покупайте у русских, скоро они оставят нам это все даром".

В общем-то, процесс замещения русского населения более плодовитыми и сплоченными дагестанскими кланами можно считать естественным. Неестественно другое - попытку защитить интересы коренного населения дагестанцы расценивают как покушение на свои права. Глава национальной культурной автономии народов Дагестана в Ставрополе Казбек Агаларов берется утверждать, что более 40% бюджета края пополняется за счет труда дагестанцев - чабанов. "Значит, как минимум каждый третий детский сад, школы, дом культуры, санаторий были построены трудами народов Дагестана", - утверждает он.

Есть и более смелые цифры. Журналист Ахмеднаби Ахмеднабиев пишет о 60 процентах поступлений в бюджет края, которые "в своё время обеспечивал труд дагестанцев". Он же критикует ставропольские суды, которые в этом году (должно быть, после того самого заседания в Буденновске) стали аннулировать регистрацию дагестанцев на кошарах. Это касается четырех с половиной тысяч человек, часть из которых живут в крае уже несколько десятилетий, а часть - "подтянулись" в последнее время. "Нет прописки - нет пенсии, детских и прочих пособий, нужных справок и документов. Скоро дагестанцев лишат и крыши над головой, так как к судебным приставам уже пошли предписания об изгнании дагестанцев из собственных домов", - жалуется представитель Дагестана Абдула Омаров.

Председатель дагестанского культурного центра Туркменского района Ставрополья Билал Курбанов идет еще дальше. Он утверждает, что в крае реализуется целая программа по вытеснению дагестанцев из региона - в отместку за выселение русских из Дагестана. Адвокат Абдула Сарсаков, защищавший интересы дагестанцев в судах, бросил это бесполезное дело, потому что решения судов заранее известны. "Всех дагестанцев вначале лишат прописки, затем выселят из домов. Это однозначно. В процесс вовлечены слишком могущественные силы, они добьются своего, зачем обманывать людей, внушая им ложные надежды?" - поясняет он.

Все это кажется ужасным и несправедливым только до того момента, пока не взглянешь снова на статистику и встретишься лично с нахрапистостью соседей-мигрантов. И тогда возникает вопрос: так кто и кого же на самом деле выдавливает со Ставрополья?

Светлана Болотникова