Автор любимых многими поколениями зрителей фильмов «Д'Артаньян и три мушкетера» и «Опасные гастроли» Георгий ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ принадлежит к тем, кто по праву называет себя интеллигенцией. Тем не менее он на Болотной не был. О причинах, по которым режиссер не пришел на площадь, на которой состоялась встреча несистемной оппозиции с массами недовольного среднего класса, он рассказал корреспонденту «Однако» Марии Разлоговой. Георгий Эмильевич, в России давно не было столь массовых митингов. В чем, на ваш взгляд, причина того, что на Болотную площадь пришло так много людей?
— Я думаю, что сейчас вызову бешеную ненависть очень многих. Но они у меня тоже вызывают ненависть, так что можно сказать, мы квиты. Мне кажется, в стране народилась специфическая «болотная интеллигенция». Я говорю «интеллигенция», имея в виду, что это не рабочие и не крестьяне. Но если помнить об истинном значении этого слова, то те, кто пришли на Болотную площадь, ему не соответствуют. Просто хорошо одетые, прилично воспитанные, мало матерящиеся люди. Некоторые весьма состоятельные, с охраной. Как ни странно, неблагополучные, те, кому живется тяжело, туда не пошли. Власть вызывает недовольство у определенного слоя общества, той самой «болотной интеллигенции», сильно подогретой западными вливаниями. Мадам Клинтон честно рассказала, сколько миллионов долларов потрачено на правильную ориентацию населения России.
На демонстрацию ходила моя старшая дочь, скорее как журналист, а не как митингующая единица. Она не заметила никакой агрессии, ей там подарили цветок. Все было очень мило, эдакая общая эйфория... Наверное, среди митингующих никто не учил историю. Мне даже нравятся некоторые люди, которые были на этой демонстрации, они хотят лучшего для страны. Но в России всегда так: хотят как лучше, а делают хуже.
Митингующие выражали недовольство результатами парламентских выборов. Как вы считаете, насколько справедливы обвинения в подтасовках, или это лишь предлог, чтобы вывести людей на улицы?
— Откуда люди знают, что подделывали и как? Сейчас идет мистификация, в которую удобно верить тем, кто недоволен собственными результатами. Все эти легенды про беснующийся народ, недовольный выборами, берут начало не в России, а на Западе. Я знаю, кто организовал эти митинги, и с этой компанией не желаю иметь ничего общего — с Немцовым, Хакамадой, Касьяновым. Это они поставили Россию на грань краха, развели воровство, уничтожили вооруженные силы... Ведь что самое фантасмагоричное: некоторые организаторы этого сборища — люди, достаточно долго стоявшие у кормила власти в нашей стране. Например, Михаил Касьянов был председателем правительства, в той же должности, в которой находится сейчас Владимир Путин. И что хорошего он сделал для страны? А теперь он ходит на Западе в главных обиженных со своим «Парнасом» (Партия народной свободы. — Прим. ред.). Россия катилась в пропасть, и удержал страну от падения Путин. Я человек верующий, я молился за него. Надо быть дегенератом или хорошо проплаченым пропагандистом, чтобы не видеть, как страна разбогатела.
Я абсолютно аполитичный человек, не принадлежу ни к одной партии. Говорю то, что думаю, что вижу. Я скорее принадлежу к той прослойке российского общества, которая пошла на Болотную площадь, поскольку живу неплохо. Но это не мешает мне быть объективным и понимать, что происходит на самом деле.
А что происходит?
— Современная Россия должна быть счастлива, что у нее такое руководство. Например, на Руси у погорельцев была одна льгота — на грудь вешали фанерную дощечку, где было написано «погорелец», с которой разрешалось просить милостыню в Москве и в Петербурге. Но чтобы такое количество домов построили за государственный счет — такого никогда не было!
И теперь «болотная интеллигенция» пытается это обгадить: «А вы видели эти полупрозрачные фанерки?» Да, дома облегченные, но в них тепло, есть горячая вода, газ. Тысячи людей стали жить во много раз лучше. И что бы ни вопили на Болотной площади, люди, для которых построили эти жилища, счастливы и молятся на ту власть, которая дала им эти дома.
«Болотная интеллигенция» — это чисто российское явление?
— Нет, вся Европа состоит из «болотной интеллигенции». И Евросоюз неизбежно развалится из-за них. Несколько разнятся требования. Европейцы хотят денег, наши «интеллигенты» — какой-то эфемерной «свободы». Сейчас столько свободы, что уже невозможно телевизор смотреть: поносят власть последними словами, чуть ли не матом. И никого за это не расстреливают. Они забыли, что раньше до третьего колена расстреляли бы всех только за полслова! Наш народ вообще страдает отсутствием исторической памяти. Это единственная страна, которая постоянно наступает на те же грабли. В 1905 году у всех тоже была эйфория. Люди ходили с красными бантиками, разные слои общества соединялись в поцелуях и объятиях. Но из недр этой эйфории вышло нечто жуткое, как монстр в американских фильмах. Вылезли коммуняки, во главе которых стояли просто нормальные людоеды, и стали пожирать страну, ее народ. И в первую очередь этот монстр сожрал ту самую «болотную интеллигенцию». Они первые жертвы. И мы с вами тоже.
Но вы не станете отрицать, что в России не все благополучно и для протестных настроений есть благодатная почва?
— Наша страна сейчас столкнулась с теми же системными проблемами, которые вставали перед многими странами на разных этапах своего развития. В Италии, например, боролись с коррупцией и в целом победили ее. И у нас победят, все встанет на места. Если не будет никаких потрясений, которые очень нужны Западу. Посмотрите, когда начались демонстрации? Ровно тогда, когда в России начал набирать обороты процесс перевооружения, когда страна стала прилагать усилия для восстановления статуса сверхдержавы.
Вспомните дефолт 1998 го да, после которого старики пошли рыться в мусорках по всей стране. А сейчас народ в массе своей кризиса не заметил именно благодаря действиям правительства. Такого стабилизационного фонда вообще никогда в России не было, потому что президент и правительство его не украли, и мы были спасены.
А этот стон по поводу Ходорковского... ну как не стыдно. Ходорковский рвался к власти и стал бы президентом России, если бы его не арестовали. Стал бы благодаря «болотной интеллигенции». И мы бы имели второе криминальное правительство (первое было при Сталине, когда все жили «по понятиям», а второе — «олигархическое»). Ведь все знают, что он «заказывал» людей. Только за это его можно было посадить.
Как вы отнеслись к тому, что ваш коллега Станислав Говорухин возглавит предвыборный штаб Владимира Путина?
— Я всегда относился хорошо к Станиславу Говорухину лично, но к его политическим увлечениям — довольно иронически. Он побывал во многих партиях, и везде его что-то не устраивало. Потом наконец он нашел «Единую Россию» и вроде бы обрел то, к чему стремился... Я позвонил и сказал ему: «Слава, ты сам понимаешь, сколько на тебя сейчас выльется дерьма». Я хотел, чтобы он знал: не только я, многие благодарны ему, что в эту опаснейшую для страны минуту, когда мы опять рискуем захлебнуться собственной кровью в междоусобицах, он сделал правильный выбор. Самое главное, чтобы он не испугался воплей проплаченных в Америке людей.
Что бы вы хотели сказать митингующим?
— Я не обращаюсь к тем, кто куплен, к профессиональным борцам с Россией. У них работа такая, они таким образом зарабатывают деньги. Но не надо делать вид, что вы болеете за страну. Вот это уже мерзко. Я обращаюсь к тем, кого обманули. Не верьте проплаченным агитаторам и пропагандистам. Сами думайте, включите мозги! Останьтесь свободными людьми и поймите, что происходит на самом деле, объективно. Иначе мы опять хлебнем собственной крови.