В конце каждого года принято подводить итоги, и строить планы на будущее. Если присмотреться к наиболее знаковым событиям 2011 года, то можно прийти к достаточно неожиданному выводу: события года уходящего — лишь пролог к куда более значительным изменениям. Тем более, что большинство новостей, вызвавших мировой резонанс, имеют прямую или косвенную связь друг с другом. И совершенно точно, из каждого знакового события следует сделать определённые выводы. 1) Красной линией, прошедшей через весь 2011 год, была системная деятельность США, Великобритании, Франции и глобальных сетевых структур по переформатированию Ближнего Востока. В результате были смещены (Мубарак) или даже убиты правители (Каддафи), которые до самого последнего момента считались большими друзьями Запада, и пользовались полным доверием и благосклонностью. Существовавшую до сих пор систему коллективной безопасности под эгидой ООН и международное правосудие вряд ли можно будет считать действующими к настоящему моменту. Даже мирные санкции на протяжении 2011 становились базисом для бомбардировок, а расшатывающий устои государств терроризм открыто финансировался и обеспечивался ведущими державами Запада и Ближнего Востока.
Деньги слабых государств присваивались сильными, а совершённые безо всякого суда в результате «демократизации» убийства простых граждан, лидеров государств и членов их семей никто не планирует расследовать сколько-нибудь серьёзно. Эти перемены были названы «арабской весной». Неизвестно, имели ли в виду организаторы главного тренда уходящего года календарь (волнения, как известно, начались зимой), или такое название было дано в угоду политической эстетике (по аналогии с «Пражской весной»), но ясно одно — в следующем году «весна» будет продолжена. На очереди — Сирия, Иран, Алжир и даже регионы, лежащие в стороне от основной арабской сцены.
2) Хаос на Ближнем Востоке привёл к усилению радикальных исламских течений, которые не имеют недостатка в оружии, человеческих ресурсах и материальных средствах. У них нет конкурентов на огромных и бесконтрольных пространствах, которые в течение года сделали значительный шаг в регресс, к феодализму. Охваченная пожаром территория разрастается, террористические акты «во имя веры» происходят от Нигерии до Казахстана.
3) Усилившееся 2011 году давление на Сирию и Иран открывает перспективу большой войны в Средиземноморье в следующем году. Которая, не исключено, будет войной ядерной, и, при некоторой доле алармизма, способна стать прологом войны мировой. В неё однозначно окажутся втянуты Иран, Сирия, Ирак, Турция, государства Залива, Израиль, США. Подобный расклад несет прямую угрозу как России, так и нашим партнёрам в Центральной Азии. Более того, даже «изолированный» удар по Ирану способен спровоцировать потрясение нефтяных рынков, панические настроения и дополнительно осложнить восстановление мировой экономики.
4) Развитие американской системы ПРО привело к концу «перезагрузки» в отношениях России и США. Развёртывание новых баз противоракет и радарных комплексов вызвало рост недоверия. Включение Чёрного, Балтийского и Северного морей в районы патрулирования американских крейсеров ПРО под предлогом обороны от «возможно агрессии Ирана и Северной Кореи» никак не может укрепить стабильность мира в 2012 году. Аналогичная ситуация наблюдается и вокруг Китая, где США применяют стратегию геополитического окружения Пекина.
5) Мировая энергетика в 2011 году также пришла в состояние дрейфа. Авария на атомной электростанции «Фукусима-1» поспособствовала дополнительному росту значимости традиционных энергоносителей. В отношениях стран-поставщиков и стран-получателей, разнесённых по разным географическим координатам и геополитическим симпатиям, возникло новое напряжение. Предпринимаются попытки сохранить действующие пути транзита энергоресурсов, наладить новые, с расчётом использовать новую экономическую карту мира в целях достижения политического превосходства. Не приходится сомневаться в том, что споры вокруг стоимости нефти и газа и путей их перемещения в следующем году будут столь же актуальны, как и в 2011 году.
6) Кризис еврозоны, который из-за неспособности европейских лидеров быстро и согласованно принимать эффективные решения, зашёл сейчас глухой тупик. Состоялась череда громких отставок — свои посты покинули премьер-министры Италии и Греции. Европейский банк затратил огромные средства без какой-либо уверенности в результатах, «болезнь» затронула уже все государства Европы. В 2012 году трансформация ЕС практически неминуема. Вопрос лишь в том, в какой плоскости это произойдёт — либо существенно изменятся границы еврозоны, либо изменится сама политическая суть Евросоюза. В 2012 году, на проблемы всего ЕС дополнительно лягут внутренние проблемы его членов, связанные как с проходящими выборами (Франция), так и с общим истощением резервов.
7) Финансовые проблемы ЕС отвлекли на время внимание от тревожных сигналов, идущих из США, которые также требуют своего осмысления. Государственный долг Соединённых Штатов достиг немыслимых пределов, а очередную планку в 15,2 триллиона долларов, установленную после горячих дебатов в августе, в самом скором времени придётся повышать ещё раз. Построив несложный график, можно убедиться в том, что подобные повышения вскоре могут стать ежеквартальными. 20 декабря государственный долг составил 100,012% ВВП — и это уже критический показатель. В сложившейся ситуации не исключено, что США попытаются решить экономические проблемы военно-политическими средствами. Все относительно мирные и мягкие методы переориентации капитала в сторону США, похоже, уже исчерпаны.
8) Кризисные явления в США продемонстрировали миру силу движения «Оккупируй Уолл-стрит», которое, зародившись в США, отправилось шествовать по миру, аукнулось беспорядками в Италии и Греции и показало растущую пропасть между самыми обеспеченными слоями населения и остальными гражданами. Ещё одним символом 2011 года стало широчайшее использование Сети и информационных технологий, получивших название «твиттер-революций». Социальные сети, как чашка Петри мятежников, использовались от Лондона до Каира.
9) На фоне кризисных явлений в США и ЕС, вынужденных решать внутриэкономические и социальные проблемы, качественно возросло влияние Китая. Его валюта рассматривается в качестве возможного и долгожданного пополнения валютной корзины МВФ, модернизируется армия и флот, первый авианосец совершает выход в море. Китайские инвесторы всё глубже проникают на европейские и мировые рынки, в том числе и в наукоёмкие отрасли. Проводится масштабная работа по превращению Китая из «мировой фабрики» в финансовый и деловой центр мира к 2020-2025 году. Рука об руку с взлётом Китая идёт общее усиление стран БРИКС. Так, Бразилия впервые обогнала по объёму ВВП Великобританию и поднялась с седьмой на шестую строчку в мировой табели о рангах.
10) Наряду с общемировыми явлениями, которые, скорее всего, продолжатся в 2012 году и обретут новое лицо, следует отметить одно событие уходящего года, которое является несомненно положительным. Речь идёт о качественно новом этапе интеграции России, Белоруссии и Казахстана, правительства которых создали Таможенный союз, смогли провести огромное количество урегулирований права и регламента, сформировали наднациональные органы управления будущим единым экономическим пространством. Создав единое экономическое пространство, Москва, Астана и Минск вполне способны сделать его самодостаточным мировым центром, восстановить разрушенные после распада СССР инфраструктурные, промышленные и социокультурные связи, и, таким образом, встретить новые вызовы подготовленными и окрепшими.
Александр Крымов, WIN.RU