1 декабря 1991 года большинство избирателей поддержало Акт провозглашения независимости Украины
Уж что-то, а отмечать свою «незалежность» (судя по обилию дат, с ней связанных) Украина горазда. Так уж ее запрограммировали «отцы-основатели». Ой как права была Верка Сердючка со своей песней «Ще не вмерла Украина, если мы гуляем так»! Вот и сегодня на Украине очередной «праздник» – 20-я годовщина Всеукраинского референдума, прошедшего 1 декабря 1991 года. На нем подавляющее большинство жителей республики, имевших право голоса (90,32% участников референдума или более трех четвертей от общего числа избирателей!), ответили «да» на один-единственный вопрос – «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?». Напомним, что этот самый Акт был принят Верховным Советом республики 24 августа 1991 года.
Казалось бы, может ли быть еще большее всенародное подтверждение «незалежности» нынешней Украины? А праздника вот, по прошествии 20 лет, не получается. Ну не «гуляет» сегодня Украина, скорее даже скорбит. Но об этом – чуть позже. А сейчас – о том, почему, собственно, «отцам-основателям» современной Украины понадобился этот самый «Всеукраинский референдум».
Ведь если отдавать приоритет хронологии, то отсчет «незалежности» Украины правильнее было бы вести с 16 июля 1990 года, когда Верховный Совет УССР принял – абсолютным большинством (97% «за») – Декларацию о государственном суверенитете Украины. Однако провозглашенный тогда украинскими законодателями «суверенитет» подлинным поборникам «незалежности» был явно недостаточен. Еще бы! Ведь в декларации говорилось, например, что хотя Украинская ССР имеет свое гражданство, она же гарантирует каждому гражданину сохранение права гражданства СССР. Кроме того, там же говорилось, что принципы Декларации о суверенитете Украины используются при заключении Союзного договора.
Уже из этих фрагментов документа становилось ясно, что, принимая Декларацию о государственном суверенитете, тогдашние украинские законодатели еще не смели заявить о выходе Украины из СССР, хотя своей декларацией (как, впрочем, и их коллеги из РСФСР и Белоруссии, принявшие тогда же аналогичные законодательные акты) сделали к этому первый и огромный шаг.
Законодательный путь к «незалежности» Украина продолжила 24 августа 1991 года – принятием все тем же Верховным Советом УССР упомянутого выше Акта провозглашения независимости Украины. Момент для провозглашения этого акта поборники украинской «незалежности» выбрали подходящий: в Москве только что произошел фактически государственный переворот.
И украинские «самостийщики» тут же этим воспользовались. «Исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года, – мотивировали они в самом Акте свое решение провозгласить независимость Украины, – продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства в Украине, исходя из права на самоопределение, предусмотренное Уставом ООН и другими международно-правовыми документами, осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного Украинского государства – Украины».
Почему «опасность», нависшая тогда над Украиной, была «смертельной» (да и была ли вообще какая-то «опасность»), украинские законодатели, разумеется, пояснить не пожелали. Да и не могли: к 24 августа, дню принятия Акта, «путч ГКЧП» в Москве был уже подавлен. Да и с «тысячелетней традицией государственного строительства в Украине» они явно переборщили. И, ко всему прочему, проапеллировали почему-то к ООН, хотя Украинская ССР была не просто членом этой организации, но одним из ее учредителей. Но никто об этих несуразностях тогда даже не думал: все торопились добиться еще большей – в сравнении в декларацией 1990 года – «незалежности» от Москвы.
И все вроде бы получилось... да вот беда: не признаёт никто в мире эту самую «независимость» Украины. Этот факт, кстати, с грустью подтвердил недавно первый президент Украины Леонид Кравчук, избранный главой украинского государства в тот же самый день, в который проводил Всеукраинский референдум. Ведь вплоть до середины декабря 1991 года для всего мира на шестой части Земли продолжало существовать лишь одно государство – СССР. Таким образом, все старания украинских самостийщиков оставались пока напрасными. Вот тут-то им и понадобился всенародный – «всеукраинский» – референдум, который был призван придать легитимность всем этим документам о «независимости», которые успели наштамповать законодатели.
Но ведь за несколько месяцев до этого, в марте 1991 года, в СССР прошел всесоюзный референдум, на котором подавляющее большинство граждан СССР ясно и однозначно высказалось за сохранение Советского Союза. И на Украине избиратели тоже проголосовали за сохранение СССР. Как в таком случае ставить перед теми же самыми людьми вопрос фактически о выходе Украины из состава Советского Союза? Да это – просто заранее обрекать себя на поражение. Поэтому-то и вопрос на Всеукраинский референдум был сформулирован таким образом, чтобы избиратели, проголосовавшие в марте за сохранение СССР, теперь с «чистой совестью» могли бы «подтвердить» Акт провозглашения независимости Украины.
Сценарий сработал: что за сохранение СССР (в марте 1991-го), что за Акт независимости (декабрь того же 1991-го) на Украине проголосовали почти одинаково: подавляющее большинство избирателей сказало «да». Так народ, особенно на востоке и юге Украины, был жестоко обманут «политической элитой» Украины, которой, собственно, и хотелось более всего выйти из подчинения союзного Центра.
Референдуму предшествовала мощная пропагандистская кампания, напоминает украинский сайт «Одна Родина». Средства массовой информации наперебой рассказывали, как грабит республику союзный Центр и какой богатой и высокоразвитой страной станет Украина сразу после выхода из СССР. Газеты пестрели цифровыми выкладками на эту тему. Публиковался составленный якобы «Дойче-банком» прогноз, где утверждалось, что, получив независимость, Украина имеет все шансы быстро поднять благосостояние своих жителей до уровня ведущих европейских стран. Политики и экономисты не скупились на обещания. Историки говорили о «сокровищах Полуботка», будто бы ожидающих граждан самостийной державы в одном из заграничных банков. Геологи чуть ли не в половине областей Украинской ССР обнаружили крупные месторождения золота. Новое независимое государство вот-вот должно было превратиться в рай земной.
Это уже потом оказалось, что все обещания и сопровождавшие их цифровые выкладки – не более чем развесистая клюква, лапша, наспех приготовленная для ушей украинцев также наспех перекрасившимися в желто-голубые цвета компартийными пропагандистами. Что никакой «Дойче-банк» упомянутого прогноза не делал. Что «золото Полуботка» – миф, а новооткрытые золотые прииски – вымысел...
Еще до референдума специальная группа экспертов из Академии наук Украины (АНУ) подготовила доклад, в котором опровергла заявления о грабеже республики союзным Центром. С докладом ознакомили кандидатов в президенты Украины (одновременно с референдумом проводились выборы), но ни один из них не обнародовал полученную информацию. Точно так же положили под сукно выводы специалистов из Института экономики АНУ о том, что переход во взаиморасчетах с Россией на мировые цены (логично следующий за выходом из Союза) Украине крайне невыгоден.
Все это выяснилось потом. А в тот декабрьский день, согласно официальным данным, более 90% принявших участие в референдуме сказали независимости «да». Можно ли верить этим данным? Сложно судить. Тогдашний лидер Украины Леонид Кравчук как-то обмолвился, что перед местными властями была поставлена задача – превзойти результаты голосования 17 марта 1991 года за сохранение СССР (Союз тогда поддержали более 70% жителей республики). Сегодня мы хорошо знаем, какими методами порой выполнялись (и выполняются) подобные задания. Впрочем, вряд ли можно сомневаться в том, что на декабрьском референдуме за независимость проголосовало значительное большинство (пусть и не 90%). Маленьким украинцам так хотелось в один миг стать богатыми...
Получилось, как известно, наоборот: падение уровня жизни было оглушительным. Цифровые данные за первые 10 лет независимости, собранные Госкомстатом Украины, показывали картину лучше всяких слов:
Справедливости ради надо отметить, что с начала 2000-х гг. положение начало медленно выправляться. Однако бездарное хозяйничанье «оранжевой» команды, усиленное мировым кризисом, остановило процесс улучшения и повернуло его вспять.
Можно привести много других цифр, иллюстрирующих падение экономики (например, сопоставить, сколько электроэнергии, газа, железной руды и т. д. производилось/добывалось в 1990-х и 2000-х гг.), но перегружать статью статистическими выкладками, наверное, не следует. Достаточно будет лишь указать, что в 2000 году объем ВВП составлял только 43,2% от ВВП 1990 года.
А еще в 1990 году на 10 000 жителей Украинской ССР приходилось в больницах 135,5 койкомест, а вот 10 лет спустя – только 95. Показатель заболеваемости туберкулезом (болезнью бедных) составлял в последний год перед независимостью 31,9 на 100 000 населения, а в 2000 году – 60,4. В союзной Украинской Республике безработных не было совсем. В независимой Украине (на тот же 2000 год) их насчитывалось почти 2,7 млн.
Последствия не заставили себя долго ждать. Началось вымирание. В 1994 году, когда негативные тенденции в развитии независимого государства выявились в полной мере, специалисты ООН сделали прогноз демографической ситуации на Украине. Прогнозные оценки давались в трех вариантах – оптимистическом (по которому к 2000 году население страны должно было составлять 51,3 млн человек), среднем (по нему жителей к указанному году должно было быть 50,9 млн человек) и пессимистическом (50,6 млн человек). Действительность превзошла самые мрачные ожидания. К 2000 году население Украины сократилось до 49,7 млн человек. Продолжается вымирание до сих пор. К 2011 году на Украине проживало уже менее 46 млн человек (не считая тех, кто, спасаясь от нищеты, выехал на заработки за границу и вряд ли вернется).
И совершенно правы были специалисты из другого учреждения – уже упоминавшегося Института экономики теперь уже не АНУ, а НАНУ (Национальной Академии наук Украины), в 1999 году констатировавшие, что в результате «беспрецедентного в мирное время снижения жизненного уровня населения» мы стали свидетелями «действительного уникального, экстраординарного феномена демографической истории Украины». Численность жителей страны сокращается такими темпами, которые «раньше обычно имели место в относительно кратковременные периоды общественно-экономических катаклизмов, тяжелых мировых и гражданских войн».
В самом деле, за 1941-1944 гг. непосредственно связанное со смертностью сокращение населения Украинской ССР (т. е. не считая призванных в армию, эвакуированных на восток и бежавших на запад) достигло 3 млн человек. Тогда были война, голод, эпидемии, фронт прокатился от Карпат до Донбасса и обратно. А за годы независимости без всяких боевых действий украинцев стало меньше на 6,2 млн, и безвозвратное убывание количества людей не останавливается.
Сегодня Украина занимает:
первое место в мире по детскому алкоголизму (данные ВОЗ);
первое место в Европе и Центральной Азии по распространению ВИЧ среди взрослых. Ежегодные показатели заболеваемости ВИЧ на Украине увеличились с 2001 по 2010 гг. более чем в два раза (доклад UNAIDS о Всемирной эпидемии СПИДа, 2010 г.);
первое место в Европе по распространенности ВИЧ среди беременных женщин (Минздрав Украины, 2010 г.);
второе место в мире по долгам перед МВФ ($12,66 млрд на август 2010 г.).
По данным Всемирного банка, в рейтинге европейских стран по уровню ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности Украина оказалась третьей с конца. По оценкам банка, ВВП на душу населения в Украине составляет около $7000. По этому показателю наша страна названа среди беднейших стран Европы, опередив только Молдавию и Албанию.
Да, после распада СССР стало хуже везде. Но бывшие союзные республики, ныне взявшие курс на евразийскую интеграцию, совместными усилиями преодолевают вызовы времени, упорно не желающая интегрироваться Украина – нет. На декабрь 2010 года средняя заработная плата в Беларуси в пересчете на доллары США составляла $527, в Казахстане – $660, в России – $863. На Украине этот показатель – $311. А ведь когда-то уровень жизни на Украине был одним из самых высоких в СССР. Нужны ли тут комментарии?
Печальная украинская ситуация – прямое следствие выбора, сделанного 1 декабря 1991 года, резюмирует автор статьи. Ныне этому выбору исполнилось 20 лет. Юбилей! И вновь украинские политики говорят о европейском выборе как панацее от всех бед. Не наступить бы дважды на одни и те же грабли. Так что – с праздником, соотечественники!
А с праздником ли?..
KMnews, Гладилин Иван