Русское Движение

«В прежние годы в эту ночь душа моя пребывала в смущении»

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Иерей Сергий Карамышев о том, как православному человеку провести ночь с 31 декабря на 1 января …

Каждое действие христианина должно быть осмысленным. И прежде, чем принять решение о том, как провести ночь с 31 декабря на 1 января гражданского стиля, неплохо все обдумать.

Легче всего плыть по течению так называемых общечеловеческих воззрений; легче всего, под конец Рождественского поста, заразившись стадным чувством, отдаться безудержному языческому веселью. А к утру 1 января морги России будут наполняться опившимися, замерзшими и убитыми в пьяных драках людьми. Ничего особенного: обычная новогодняя дань князю тьмы. Многие народы, сохранившие предания древнейшей эпохи, в том числе евреи, римляне, славяне, начинали год с первого месяца весны. Таково летоисчисление Библии (от сотворения мiра). И уже в позднейшее время, после календарной реформы Юлия Цезаря (45 г. до Р.Х.), согласно которой новый год стал начинаться не с 1 марта, а с 1 января, римляне усвоили всевозможные языческие суеверия, которыми наполнили праздник. По этому поводу протоиерей Сергий Булгаков пишет: «По верованиям римлян-язычников, первый момент нового года имел роковое влияние на весь годовой период времени: кто весело встретит и проведет первый день нового года, тот в течение целого года будет жить весело; отсюда и возник обычай встречать и проводить 1-й день нового года как можно веселее и разгульнее. Накануне нового года мужчины и женщины собирались в частных домах и в гостиницах для того, чтобы в обществе встретить новый год. Быть пьяным в этот день считалось необходимым даже для тех, кто не любил упиваться вином. Шум, крик, песни, пляски, рукоплескания оглашали улицы и здания в продолжение всей ночи. Мужчины наряжались по-женски, в свою очередь и женщины не отставали от мужчин в искусстве маскироваться. Некоторые, по свидетельству блаж. Августина, наряжались в животных, надевали шкуры баранов, приделывали себе головы коров, оленей, псов и др. животных; иные наряжались даже демонами или принимали на себя образы своих языческих богов и богинь. Замаскированные ходили по городу, из дома в дом, с шумом, песнями и плясками. Разного рода чародеи, предсказатели и авгуры, гадавшие всевозможными способами о будущем, никогда, быть может, не имели так много посетителей, как в эту ночь – накануне нового года. С наступлением утра все спешили друг к другу с поздравлениями, благожеланиями и подарками по случаю нового года; вечер дня проводили в пирах и увеселениях».

Справедливо современную цивилизацию называют постхристианской. «Пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр. 2,21). Эти слова могут быть отнесены в том числе и к нынешним объязычившимся христианам. Ибо все, что было сказано о древнеримских язычниках приложимо к современным людям, разве за тем исключением, что тогда праздновавшие переодевались в греко-римских богов, а теперь – в китайских: драконов, обезьян, крыс и т.д.

Однако, в соответствии с церковным уставом, новолетие отмечается в 1-й день седьмого (если считать с марта) месяца, т.е. сентября (от лат. septimus – «седьмой»). Как седьмой день недели полагается посвящать Богу, так и седьмой месяц, по крайней мере первый его день, заслуживает той же чести. Ни один из ветхозаветных праздников не вошел в христианский календарь, за исключением новолетия. Надо полагать, древние отцы Церкви согласились праздновать новолетие в соответствии с ветхозаветной традицией ради того, чтобы отвратить христиан от языческого первоянварского пьяного разгулья.

К сентябрю в основном уже собран урожай, а это есть повод для благодарности Богу. Вся служба 1 сентября проникнута тремя основными мыслями: во-первых, благодарением за ниспосланные блага; во-вторых, раскаянием в прегрешениях, совершенных в прошедшем году; в-третьих, молением о том, чтобы наступающий год провести мирно и безгрешно.

В тропаре празднику воспевается: «Всея твари Содетелю, времена и лета во своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи...» Венец лета – окончание летнего времени с его пышущими свежестью плодами. А среди зимы – какой венец и какая свежесть?

На богослужении 1 сентября, как на Литургии, так и на молебне, полагается читать зачало Евангелия от Луки, где говорится о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге – о предреченном пророком Исаией лете милости Божией, времени, благоприятном для спасения всех хотящих спасись в жизнь вечную. Вот обновление, о котором и апостол Павел говорит: «...не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12,2) - в соответствии с заповедями Нового Завета.

Теперь идет 7520-й год от сотворения мiра. Можно вести летоисчисление и с 1 января (по Юлианскому календарю), каковой обычай был у нас узаконен Царем Петром I с 1700 года, если приурочить его к Рождеству Христову. А отмечать новый год до Рождества, во время поста, – нелепость. Ведь мы считаем годы от, т.е. после, Рождества. В противном случае искажается всякий здравый смысл, искажается ритм христианской жизни.

Каким же образом лучше проводить ночь с 31 декабря на 1 января гражданского стиля? Конечно, в соответствии с церковным уставом, как один из постных дней, проводить эти часы в посте и молитве, или в мирном сне. Впрочем, поспать жителям большинства городов и селений бывает проблематично по причине всеобщего шума. В связи с этим, а также дабы противостоять тлетворной энергетике язычествующих толп силой благодати божественной Литургии, незабвенный архимандрит Матфей (Мормыль) – Царство ему Небесное – года четыре тому назад, в частной беседе, советовал служить с полуночи Литургию в память св. мученика Вонифатия, имеющего дерзновение перед Богом предстательствовать за одержимых страстью винопития. Его совет некоторые священники, и я в их числе, приняли на вооружение. Нынче третий год подряд у нас ночью будет совершаться божественная Литургия.

В прежние годы в эту ночь душа моя пребывала в смущении, а теперь не испытываю ничего даже сколько-нибудь близкого к этому чувству. Чего и всем православным христианам желаю.

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, «Русская народная линия»