Русское Движение

Немногие сделали много

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Умели ли «сталинские соколы» воевать осенью 1941-го?

Умели ли «сталинские соколы» воевать осенью 1941-го

Семьдесят лет назад нацистская Германия потерпела поражение под Москвой. Юбилейная дата отмечалась у нас почти всю осень. Было множество публикаций, телевизионных сюжетов, театрализованных представлений. При этом складывалось впечатление, что иные пропагандисты решали нерешаемую задачу – как воспеть победу, не вспоминая при этом победителей.

Более двадцати последних лет в массовое сознание вдалбливалась чужеродная мысль о том, что Красная армия воевать не умела, что танки наши были хороши лишь на плакатах, что самолеты – просто фанера, а «сталинские соколы» – выдумка идеологов тоталитаризма. Причина неумения воевать - в том, что И.В. Сталин перед войной истребил лучших командиров. «Соколы» же были сплошь пьяницами и неумехами, способными лишь совершить взлет-посадку и погибнуть в первом же бою. Самолеты и танки были, считают некоторые пропагандисты, плохими по определению, так как в СССР ничего хорошего создать не могли в принципе. И побеждать Красная армия начала лишь тогда, когда по ленд-лизу получила наконец-то качественную военную технику, выпущенную в Великобритании и США. Один из «историков» договорился до того, что объявил героев-панфиловцев сталинским мифом.

Спорить по всем пунктам с теми, кто патологически, на уровне спинного мозга и седалищного нерва ненавидит страну, в которой живет, не имеет смысла. Напомню лишь о некоторых фактах, которые не секретны, общедоступны, но, тем не менее, на щит отечественной пропаганды особенно не поднимались.

Многие любители военной истории с цифрами на руках докажут вам, что лучшие асы Второй мировой, конечно, же немецкие летчики. На счету иных – сотни сбитых самолетов противника. Немцы без особых проблем уничтожили всю авиацию тех государств, которые захватили в Европе за период 1939-1940-х годов. И в небе СССР самолеты с черно-белыми крестами стали настоящим кошмаром для красноармейцев и мирных жителей летом-осенью 1941-го. Общеизвестно, что примерно 1200 советских самолетов были сожжены на аэродромах в первые часы нападения, на рассвете 22 июня. «Ястребки» наши стояли крылом к крылу на посыпанных желтым песочком полевых аэродромах и словно ждали, когда их начнут жечь.

Между тем, 27 декабря 1940-го нарком обороны, маршал С. Тимошенко издал приказ № 0367, о котором не любят вспоминать разоблачители «тирана Сталина». В приказе том, в частности, говорилось: «Необходимо осознать, что без тщательной маскировки всех аэродромов, создания ложных аэродромов и маскировки всей материальной части в современной войне немыслима боевая работа авиации. Приказываю: все аэродромы засеять с учетом маскировки и применительно к окружающей местности путем подбора соответствующих трав. На аэродромах имитировать поля, луга, огороды, ямы, рвы, канавы, дороги, с тем, чтобы полностью слить фон аэродрома с фоном окружающей местности… К 1 июля 1941 г. закончить маскировку всех аэродромов, расположенных в 500-км полосе от границы… Генерал-инспектору ВВС установить контроль и о ходе работ докладывать ежемесячно».

Выдержка из приказа дана в значительном сокращении. Но ведь ясно, выполни его командование ВВС, и боевая авиация Советского Союза 22 июня в большей части была бы сохранена.

Увы, генерал-инспектор ВВС, генерал-лейтенант авиации Яков Смушкевич по совершенно непонятным причинам ничего не сделал для маскировки полевых аэродромов в западных округах. Итог известен. Стоит ли удивляться, что его расстреляли, невзирая на все былые заслуги?

Однако не все наши истребители были уничтожены в первые часы войны. И как же воевали те, кто, по новомодным представлениям, летал на фанере и уметь грамотно воевать просто не мог? За первые три недели войны на Восточном фронте «люфтваффе» лишились почти 1500 самолетов. Немецкая авиация теряла в воздушных боях более семидесяти самолетов в день! У тех, кто считал себя абсолютными хозяевами неба, случился шок – в послевоенных публикациях немцы говорили об этом открыто. Удивительно, что цифра вражеских потерь, известная всем западным историкам, в нашей стране никогда громко не звучала. Зато у нас с радостью озвучивали потери собственные.

Но настоящий ад для «лучших воздушных бойцов» начался в небе Москвы. И об этом, так же как вообще о вкладе советской авиации в разгром немцев на подступах к столице, «народ россиянский» тоже почти ничего не знает. Семьдесят лет назад развернулось беспрецедентное по масштабам воздушное сражение. Именно победа в нем позволила отстоять Москву.

О воздушной битве за Англию слышали, наверное, все. За рубежом ей посвящены тысячи публикаций, снято множество документальных и героических игровых кинофильмов. Уинстон Черчилль сказал о пилотах, которые бились с немцами: очень многим мы обязаны немногим. Действительно, всего несколько сот летчиков-истребителей не дали полностью разбомбить Великобританию, фактически сорвали высадку немцев на острова.

О той роли, которую сыграли советские летчики-истребители осенью 1941-го, мы, стоит повторить, не знаем почти ничего. Между тем они, большей частью оставшись безвестными, не только разрушили миф о непобедимости «люфтваффе», но и малыми своими силами уничтожили вражеской бронетехники на земле больше, чем сухопутные войска Красной армии.

Немецкие бомбардировщики с боями и потерями, но в достаточном количестве к Лондону все-таки прорывались. А вот наша столица оказалась им не по зубам. К Москве пытались пробиться около 9000 самолетов «люфтваффе». Прорвалось всего 234. Истребителями ВВС было сбито 1076 самолетов-разведчиков, бомбардировщиков, самолетов сопровождения. Зенитчикам, кстати, удалось подбить немногим более 300 вражеских самолетов. Немцы потеряли практически всех асов бомбардировочной авиации, в том числе - большую часть из тех, кто воевал в легионе «Кондор» в Испании, кто бомбил Гернику. Это в немалой степени способствовало тому, что после разгрома под Москвой немцы уже особо и не пытались бомбить Великобританию.

В боях под Москвой было уничтожено 15 тысяч немецких автомобилей, из них 7,5 тысяч сожгли ударами с воздуха летчики. Из 1300 подбитых танков 703 были уничтожены опять же с воздуха.

Фактически большая часть вражеской авто-бронетехники была ликвидирована на подступах к столице огнем с воздуха.

И - тяжелая статистика. В наземных боях за Москву погибло около 600 тысяч бойцов Красной армии и ополченцев. ВВС, прикрывавшие столицу, уничтожив тысячи автомашин и сотни танков с бронетранспортерами, за то же время потеряли чуть более двухсот летчиков. Немногие сделали очень много.

Трудно сказать, как бы сложилась судьба столицы нашей державы осенью 1941-го, если бы не ее воздушные защитники. И трудно сказать, как бы вообще развивались события лета-осени 1941-го, если бы не сотни сожженных советских истребителей в 500-километровой полосе от западной границы.

То, что авиация в полной мере обеспечивает успех наземных операций, в СССР поняли именно в трагическо-героические дни 1941-го. И всего через полтора года, к лету 1943-го, наши ВВС имели превосходство над немецкими. А в 1944-м Советский Союз обладал лучшей в мире истребительно-штурмовой авиацией - как по мастерству пилотов, так и по техническому состоянию авиапарка. И если бы Ивану Кожедубу дали полный карт-бланш на воздушную войну, случившуюся несколькими годами позже в Корее, то от американской истребительно-бомбардировочной авиации даже перьев бы не осталось.

Все локальные войны минувшего двадцатилетия США и их союзники выигрывали только при помощи авиации – пилотируемой и беспилотной. Лишний раз подтверждая, что имеющий превосходство в воздухе имеет все преимущества и на земле. И как после этого надо расценивать фактически полный разгром за те же двадцать лет ВВС России? Сегодня наша страна способна отразить воздушную агрессию гораздо в меньшей степени, чем СССР после 22 июня семьдесят лет назад.

А теперь - о «фанерных самолетах», на которых летали «соколы». В 1931-м у нас боевой авиации не существовало вообще. Спустя десять лет были не только И-16, но и вполне современные Як-1, МиГ-3, Ил-2. А еще через пару - военных! - лет появились прекрасные Ла-5, Як-3, Як-9.

В 1991-м у ВВС СССР были лучшие в мире истребители МиГ-29 и Су-27, непревзойденные и сейчас перехватчики МиГ-31, мощнейшие стратегические ракетоносцы Ту-160. Спустя двадцать - мирных! - лет ВВС России все еще имеют те же, но обветшавшие и давно не лучшие МиГ-29 и Су-27, стоящие на приколе МиГ-31, на которых летчики, кажется, просто разучились летать. А Ту-160 - и это не смешно - капитально отремонтировать стало почти государственной проблемой.

Зато в 2012-м с огромной помпой будет отмечаться 100-летие создания ВВС России...

И немного о танкистах, которых нынешние топ-менеджеры минобороны почти ненавидят. В 1941-м, кроме вражеских самолетов, была и другая страшная сила – немецкие танки. Их было не очень много, но Гудериан использовал свою бронетехнику грамотно. Создавалось впечатление, что немецкие танки везде. Однако и в том году наши танкисты немцам жару давали.

Старший лейтенант Дмитрий Лавриненко в первом же своем бою 6 октября уничтожил четыре немецких танка. Воевал он на Т-34. Танк постоянно ломался – двигатель и трансмиссия, и это опять же не секрет, на первых «тридцатьчетверках» были далеки от совершенства. Однако Лавриненко не проиграл ни одной дуэли, отступая, буквально дотащил свой Т-34 до Москвы, где громил немцев так, как и надо было бы громить их всем нашим танкистам. Погиб Лавриненко 18 декабря 1941-го от случайного осколка мины, уничтожив к тому времени 52 танка. За два с небольшим месяца более полусотни танков врага! Секрет мастера в том, что он отлично владел своей матчастью, которая по совокупности характеристик была лучшей в мире. Что мешало другим танкистам учиться, учиться и учиться, прежде чем идти в бой?..

Многие знают о герое-танкисте? Очень сомневаюсь. А ведь о таких людях фильмы снимать надо. Но и в шумно-праздничные дни торжеств по случаю семидесятилетия разгрома немцев под Москвой про Дмитрия Лавриненко достойно вспомнить забыли.

Проще взять и объявить героев-панфиловцев сталинским мифом...

На фото: экипаж дважды Героя Советского Союза Александра Молодчего (второй справа)

Столетиe, Сергей Птичкин