Двадцать лет назад на огромном евразийском пространстве произошла геополитическая катастрофа, во многом изменившая ход всемирно-исторического развития, в одночасье перебросившая миллионы людей в другой мир - мир, разделенный границами новообразованных государств.
25 декабря 1991 года в Кремле было спущено Красное знамя, уступившее место российскому триколору, а Россия потеряла несколько миллионов квадратных километров территории и десятки миллионов сограждан – почти половину населения разделённой на части страны.
В ознаменование этой годовщины по двум каналам Центрального телевидения России недавно были показаны два многосерийных фильма: «СССР. Крушение» и «Крах империи». Я глубоко убежден, что в данном случае исторической правде больше соответствует второе название.
Чем был Советский Союз? В территориальном отношении это была та же Российская империя, то же пространство, освоенное духом русского народа, веками возводившего могучее государственное здание от Балтии до Тихого океана, от Северного полюса до гор Памира. Империя, дух которой впитал в себя, наряду с многовековой русской культурой, культуры многих народов, населяющих шестую часть земной суши.
Был ли неизбежен распад Союза Советских Социалистических Республик? Если верить Сванидзе, Млечину и иже с ними, стремящимся доказать, что распад был предопределён, что плановая экономика должна была разрушиться, что межнациональные противоречия были вызваны естественными, а не искусственно созданными причинами, - то да.
Однако факты - упрямая вещь. И, опираясь на них, известные экономисты, историки, политологи утверждают обратное. Да, действительно, необходимы были экономические реформы, обновление политической системы, требовалось умение своевременно отвечать на вызовы эпохи. Однако это не означало необходимости ломать общественно-политический строй, разрушить тысячелетиями формировавшуюся Российскую империю, существовавшую на протяжении большей части ХХ века в геополитической форме Советского Союза.
Вице-президент Российской Академии экономических наук, автор фундаментальной книги «Развитие экономики России за 100 лет» Василий Симчера приводит следующие факты. До начала «перестройки» темпы развития экономики страны составляли 4-5% ежегодно. Горбачевская «перестройка» 1986-1990 гг. снизила прирост валового внутреннего продукта (ВВП) до 2,4% в год. Но даже при таких застойных темпах мы имели бы теперь, через 20 лет, ВВП не 1,6 триллиона долларов, а 4,3 триллиона, что гарантировало бы ежемесячную зарплату в эквиваленте примерно 2 000 долларов на одного работающего. В 80-е годы в стране имелся насыщенный собственными инвестициями и высокими технологиями производственный сектор. И за двадцать лет, даже при условии сохранения 2-процентного роста экономики, Россия по объёму ВВП на душу населения (20-22 тысячи долларов) не мечтала бы догнать Португалию, а сравнялись бы с современной Японией.
Еще раз повторю: экономическая система СССР, безусловно, требовала структурных реформ, использования механизмов рынка в сельском хозяйстве, легкой промышленности, торговле. Внедрение в жизнь достижений научно-технического прогресса также оставляло желать много лучшего. Только надо было не разрушать экономику и политическое устройство, а тогда ещё осуществить модернизацию, вводя неиспользованные резервы, что дало бы ускорение темпов роста до 8-10 процентов ежегодно. Этого не сделали. И если, по расчетам аналитиков ЦРУ США, в середине 80-х годов экономический удельный вес Советской России составлял 15-16% от мирового ВВП, то сейчас он составляет менее 3%.
С изменением общественного строя России были подорваны и нравственные устои народа. Коммунистическая утопия, так или иначе, пусть в ущербном виде, была связана с тысячелетними мечтаниями людей о царстве справедливости и взаимопомощи. С уничтожением Советского Союза эти общественные ожидания были пресечены. Была обозначена лишь одна дорога вперед - вслед за «золотым тельцом».
Однако что сделано, то сделано. И возникают извечные русские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?».
Кто виноват? Причин много, как много толкований того, почему рухнули 19-миллионная КПСС и великая держава СССР.
Во-первых, рухнули не в одночасье. Сокрушению Советского Союза предшествовала многолетняя подготовка. А если говорить о виновных, то я бы выделил трёх основных коллективных разрушителей.
Первый из них – это политическая и государственная элита Советского Союза, по крайней мере её большая часть. Одни действовали по недомыслию или глупости, другие были сознательными предателями и прекрасно ведали, что творят. Власть была не готова к серьёзным испытаниям. Партийно-государственное руководство своевременно не обновило общественно-политический строй страны. Это подготовило питательную среду для «перестройки» Горбачева. Именно в этот период (1985 - 1991 годы) были произведены действия, разрушившие партию и государство. Назову, на мой взгляд, основные.
Это отмена 6-ой статьи Конституции, лишившая КПСС руководящей роли в обществе и государстве. Так был создан вакуум власти и управления. С образованием летом 1990 года Компартии Российской Федерации был нарушен унитарный характер КПСС, которая превратилась в конфедерацию республиканских коммунистических партий и перестала быть скрепой, на которой в значительной мере держалась советская государственность.
Был принят целый ряд Постановлений Правительства и ЦК КПСС в области экономики, которые нанесли ей существенный, можно сказать, непоправимый вред. Главные из них - постановление «О социалистическом предприятии», позволявшее без должных оснований повышать цены на свою продукцию; «О кооперации», давшее возможность обналичить огромное количество безналичных денег, подтолкнувших инфляцию; «О региональном хозрасчете», побудившее руководство республик к самоизоляции.
Первым и самым серьёзным шагом к крушению Союза стало принятие съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете России. Декларация провозглашала, что законы РСФСР имеют приоритет перед законами СССР. Появление такого документа было прямым следствием борьбы за власть Ельцина и Горбачева.
Можно говорить и о прямой подрывной деятельности целого ряда представителей власти, без чего в плановом хозяйстве невозможно было одновременное закрытие, например, всех табачных фабрик или предприятий по производству моющих средств. Когда в магазинах Москвы и других городов появились пустые полки, на подъездных путях к столице стояли сотни рефрижераторов с мясом, маслом, сыром - их просто не пропускали в Москву.
К августу 1991 года было сделано всё, чтобы, во-первых, ослабить КПСС, во-вторых, подорвать управляемость государства, в-третьих, спровоцировать широкое недовольство в народе резким ухудшением его материального положения. Это было сделано отнюдь не внешними силами, хотя, может быть, и под их давлением. Сделали это сами руководители партии и государства всего за 3-4 года, и именно эти их действия привели к катастрофе. Конечной точкой можно считать так называемый «путч» ГКЧП, в результате которого была запрещена Компартия и изменен общественно-политический строй России.
Если говорить о предательстве верхушки партийно-государственного руководства, то надо назвать имена Горбачева, Яковлева, Шеварднадзе, а также подписантов Беловежских соглашений Ельцина, Кравчука, Шушкевича и их клевретов, готовивших документы - Бурбулиса, Гайдара, Шахрая, Козырева.
И безусловно, нельзя не сказать отдельно о роли Михаила Горбачева - главного могильщика и партии, и государства. Именно он был инициатором и проводником всех дел, направленных на разрушение единства страны, её общественно-политического строя. Именно он на переговорах в Рейкьявике и на Мальте дал обещание президенту США распустить Варшавский договор и СЭВ, позволить Прибалтийским республикам выйти из Союза, не вмешиваться во внутренние дела Молдавии. Он мог предотвратить Беловежские соглашения - КГБ Белоруссии информировал его о предстоящей встрече, выразив готовность «накрыть всю эту компанию». Премьер-министр Белоруссии Кебич признавал: «Тогда были сомнения в правильности действий: де-юре это было предательство, потому что мы предали Конституцию». И далее: «Если бы я был Горбачевым, прислал бы роту «Альфы» и всех нас отправил в «Матросскую тишину». Горбачев сознательно не сделал ничего, чтобы воспрепятствовать Беловежскому сговору, сознательно поставил точку в развале Советского Союза.
Второй участник разрушения Советского Союза - это внешние силы. Запад всегда пугала огромность Российской империи, её природные богатства вызывали зависть. Борясь с Российской империей, затем Советским Союзом, западные державы, и прежде всего англосаксы, неизменно следовали своим интересам, главным из которых (в отношении России) было: раньше – покончить с конкурентом, сейчас – не дать России подняться до уровня конкурента. Делалось это разными способами.
Первое. Был план Даллеса, был план директора ЦРУ Кейси, принятый на вооружение президентами Рейганом и Бушем-старшим. Учитывая, что экономика СССР в связи с противостоянием в холодной войне была перенапряжена, запустили миф о «звездных войнах», который должен был заставить Союз втянуться в новую гонку вооружений, до предела напрячь свою экономику. И это удалось.
Второе. США оказали давление на нефтедобывающие страны, в первую очередь на Саудовскую Аравию, чтобы резко увеличить мировое производство нефти и сбить цену на стратегически важное для советской экономики сырьё. Доходы от продажи нефти в значительной мере покрывали недостаток собственного производства потребительских товаров в СССР путем их покупки за рубежом. При резком увеличении производства нефти цена за баррель этого сырья упала с 35-40 долларов до 10-11 долларов, то есть практически до себестоимости её добычи в Советском Союзе. Это подрывало экономику, отсутствие средств не позволяло приобретать товары по импорту. Результат – пустые полки в магазинах, дальнейший рост недовольства населения.
Третье. Были скоординированы действия всех ведущих разведок мира для формирования в Советском Союзе пятой колонны на базе различных движений, неправительственных организаций. И такая пятая колонна, в основном из представителей интеллигенции, была сформирована. (О советской интеллигенции метко сказал писатель Сергей Залыгин: «Интеллигенция должна понять, что она сделала, что ещё не успела и что натворила»).
Практически все СМИ при содействии отдела пропаганды ЦК КПСС, которым руководил А. Н. Яковлев, перешли в руки людей, доказывавших необходимость смены экономического и общественно-политического строя. Было порядка 50-ти «говорящих голов», которых продвинули на экраны, страницы газет и которые внушали эту нехитрую мысль. В этом ряду - имена Попова, Шмелева, Лисичкина, Селюнина и других.
Так было сформировано господствующее общественное настроение, отрицательное по отношению к Советской власти.
И наконец, нельзя умолчать о третьем виновнике распада – советском народе. Значительная часть его, особенно в крупных городах, приветствовала происходящие изменения, совершенно не понимая их суть и не догадываясь о последствиях. Не только приветствовала, но и способствовала им. Что касается небольших городов и сельского населения, там в основном царило безразличие.
Люди, измученные борьбой за выживание, не понимали смысл схватки за власть между Горбачевым и Ельциным. Их довели до такого состояния, что им, по словам венгерского экономиста Яноша Карнаи, «было безразлично, какой будет общественный строй в стране, важна была возможность запастись колбасой». Приветствуя изменения, люди полагали, что капитализм – это когда в магазинах будет всё, а государство будет заботиться о них так же, как при социализме. И глубоко ошиблись. Советская система обеспечивала исключительно высокий уровень социальной защиты и социального оптимизма, чего подавляющему большинству граждан новой России уже давно недостаёт.
Таким образом, основными виновниками распада СССР являются:
– советская партийно-государственная элита, не сумевшая ответить на вызовы времени и частично вставшая на путь предательства;
– зарубежные силы, и в первую очередь США, целенаправленно разрушавшие Советский Союз, исходя из своих политических и экономических интересов;
– народ, в том числе творческая интеллигенция, которые не поняли, чем обернётся смена общественно-политического строя, и не встали на защиту раздираемой на части страны.
И второй извечный русский вопрос. Что делать? Возврата к прошлому нет. Нельзя войти дважды в одну и ту же реку. Однако и существовать в таком виде Россия не сможет. Сохранить и обустроить такую огромную территорию (девять часовых поясов), обеспечить её развитие силами населения в 140 миллионов человек практически невозможно. Требуется 200-250 миллионов человек. При нынешней, даже улучшающейся демографии для России такая цифра в текущем столетии не достижима.
Остается один выход – объединение усилий хотя бы какой-то части бывших республик СССР, ныне новых независимых государств.
И свет в конце тоннеля, кажется, наметился. Это Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, Общее экономическое пространство, к которому, я уверен, присоединится ещё ряд государств, и как итог – Евразийский Союз. Пусть для начала не на всей, но всё же на значительной части территории исторической России - Советского Союза/Российской империи.
Юрий Анатольевич ПРОКОФЬЕВ - в 1989-91 годах Первый секретарь Московского горкома КПСС, член Политбюро ЦК КПСС.