Русское Движение

Зачем нам эта Европа?

Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

ukraine_euУкраине пришло время задуматься над преимуществами позиции «блестящего изоляционизма.

На протяжении вот уже 20-ти лет, европейская, а приблизительно с конца 1998-го года - «евроатлантическая интеграция» является настоящей «идеей фикс» украинских бизнес-политической и политико-бюрократической элит. «Приобщиться к европейским ценностям» украинские государство и нацию тянут все – даже организованная преступность Восточной Украины (хотя с другой стороны – что тут удивительного: ведь там, «в далеких Европах», а не в России у «конкретных пацанов» и основные рынки сбыта и основные банковские счета!).

Когда же стало ясно, что ни членство в Европейском Союзе, ни даже членство в Организации Северо-Атлантического Договора (да, да, это то самое, пресловутое, зловещее, до кончиков ногтей и корней волос «все из себя империалистическое» НАТО!) нам «не светит» не только в ближайшие годы, но и в обозримом будущем – заезженную пластинку немного обновили. И теперь мы слышим, что главное - не членство в ЕС, а уже упоминавшееся «приобщение к европейским ценностям», не интеграция в европейские и атлантические структуры, а процесс интеграции в них. Прямо как по Бронштейну (не тот который Троцкий, а тот который «социал-предатель», т.е. социал-демократ реформаторского толка, не пожелавший залить свою страну кровью ради утопических идей) – «движение - все, конечная цель – ничто»! Штука в том, что прежде чем следовать заветам Бронштейна/Бернштейна (советская история КПСС почему-то всегда величала его последним вариантом произношения фамилии) неплохо бы разобраться: а применимы ли лозунги великого германского социал-демократа-реформатора конкретно здесь и конкретно сейчас?? В конкретной Украине начала конкретного ХХІ века…

Сначала о плюсах. Европейский Союз уже несколько лет, да и в обозримом будущем, является одним из главнейших экономическо-финансовых и политических центров силы глобального масштаба. По некоторым позициям (уровень защищенности индивидуальных прав и свобод рядового гражданина, общая численность вооруженных сил и в мирное время, и по мобилизации, стабильность, доверие и вес почти единой европейской валюты – евро, наконец, по общей численности населения; ЕС превосходит даже единственную нынешнюю сверхдержаву мира – Соединенные Штаты Америки).

Я уж не говорю о неизмеримом в количественных показателях культурном превосходстве Западно- и Центрально-Европейских стран «Старого Света» над государствами «Света Нового» (за исключением, пожалуй, Канады, но с безусловным включением в список «безусловно превосходимых» и тех же США). При этом, хотя номинальный (т.е. рассчитанный без помощи «дефлятора» - паритета цен) валовый национальный продукт (ВНП) на душу населения в наиболее развитых европейских странах и составляет «всего» 75-80% от среднедушевого ВНП США по общему признанию (и ООН, и простых туристов) качество жизни в странах-лидерах (лидерах именно по качеству жизни) Европейского Союза – Германии, Великобритании, Франции, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Дании – выше, чем даже в «сияющем городе на холме» (то бишь США; вот уж поистине – не ВНП единым!). Если же перейти к НАТО, то только полнейший глупец или фанатик с зауженным до предела кругозором осмелится поставить под сомнение тот факт, что Альянс является самым могущественным военно-политическим блоком в мире.

Неудивительно, что сталкиваясь с такими (достаточно очевидными) фактами наши люди (за исключением Юго-Восточной Украины и Крыма, а также отчасти Северо-Восточной и Юго-Западной Украины) «на ура» воспринимают евроинтеграционные и атлантические утопии власть придержащих. Ведь это так соблазнительно: вступить в ЕС - и зажить хорошо! Или - вступить в НАТО и забыть (ну, почти забыть) о проблеме военной безопасности страны! Лепота!!

К сожалению, на пути этого «марша к светлому будущему» есть, по крайней мере, два крайне существенных препятствия. Причем положение осложняется тем, что препятствия эти прямо никак не связаны между собой. И поэтому, даже успешное решение одной из «главной двойки» проблем не дает абсолютно никакой гарантии, что другая тоже решиться успешно…

Но, обо всем по порядку. И начнем мы с того, что больше всего волнует тех жителей Украины, которых принято несколько хамовато и по-барски называть «пересічними громадянами» - с наших реальных шансов и возможностей в деле осуществления европейской интеграции родной страны.

Не секрет, что уже несколько правительств Украины добиваются того, чтобы в планах взаимодействия Европейского Союза и Украины было названо хотя бы приблизительная дата. Пусть даже и не вступления в ЕС, а срока, когда Украина удостоиться быть чести стать кандидатом в этот «элитный клуб» (замечу в скобках, что от официального кандидатства до полноправного членства дорога тоже отнюдь не близкая и совсем не безболезненная – но мы сейчас не об этом). И тем не менее, у четырех президентов и семнадцати (!) правительств, возглавляемых пятнадцатью Премьер-Министрами и и.о. Премьер-Министров (г-н Янукович и г-жа Тимошенко умудрились оккупировать премьерское кресло дважды – отсюда и некоторых разнобой в цифрах) ничего путного на этом направлении не получилось. Если называть вещи своими именами – так, одни пустые бумажки с неопределенными и противоречивыми обещаниями. Без упоминания даже ориентировочных конкретных сроков.

Если называть вещи своими именами, не дипломатничая в отношении наших дипломатов и политиков, – налицо полный провал. Причем провал системный (не зависящий не от характера политического режима, не от конкретных персоналий) и стратегический (учитывая важность вопроса).

Можно согласиться, что украинские государственные мужи отнюдь не блещут выдающимися талантами. Но и клиническими идиотами их тоже назвать нельзя (по крайней мере – большинство). Поэтому системный провал курса на евроинтеграцию, хотя, конечно, имеет много как объективных, так и субъективных причин, означает прежде всего одно: как это не прискорбно признать и государственным мужам и народу Украины – Европа не хочет видеть нас в своих рядах. По крайней мере, если иметь в виду ближайшие 15-20 лет и под Европой подразумевать Европейский Союз.

Но тогда и мы должны честно признать самим себе: Европа нас «не хочет». И справедливости ради нужно признать: у нее есть на это веские причины. Вытягивать более чем 46-миллионную страну на «среднезападноевропейский» уровень жизни – удовольствие не из приятных для кошелька налогоплательщика. Да еще проводя при этом полную «политическую реконфигурацию» руководящих органов Евросоюза: исходя из численности населения, Украина должна была бы иметь в Совете ЕС столько же голосов, сколь имеют Франция и Италия; но, с учетом всех остальных параметров нашего политического влияния, военной, экономической и финансовой «мощи», а также состояния дел в социально-гуманитарной сфере, - такое решение выглядело бы, как издевательство. Ведь нам даже до куда более демографически и географически «компактной» Польши нам еще расти и расти! И неизвестно, когда дорастем…

Итак, Европейский Союз в сколько-нибудь обозримом будущем не хочет видеть Украину в своих рядах и, рассуждая объективно, как у политиков, так и у избирателей стран - членов ЕС для этого есть глубокие объективные причины. Которые никуда не исчезнут ни от смены «президентского караула» на Банковой, ни от реформаторской или контрреформаторской политики украинского правительства ни от даже сколь угодно большого числа «бархатных революций». В этом контексте совершенно не случайно настойчивое предложение Украине, статуса «особого (или «привилегированного») соседа» ЕС. Разумеется, с одновременным вступлением Киева в НАТО и активным участием в миротворческих (даже если они не признаны таковыми ООН и уполномоченными региональными миротворческими организациями) операциях Альянса и Евросоюза. Ну и конечно - с вступлением Украины (осуществившемся, кстати, на крайне невыгодных для национальной экономики условиях) в ВТО и присоединением ее к Европейской Энергетической Хартии (интересно, что такому крупнейшему экспортеру природного газа, как Норвегия, это требование почему-то никто не выдвигает). А также созданием «зоны свободной торговли (правда, с некоторыми изъятиями, по странному стечению обстоятельств относящимся именно к тем отраслям, где экспортный потенциал украинской экономики наиболее высок) ЕС – Украина».

А еще - выполнением в полном объеме рекомендаций Совета Европы (органа, кстати, формально говоря, с ЕС никак не связанного; дополнительной пикантности дополняет здесь то, что некоторые страны - учредители ЕС наотрез отказываются выполнять эти самые рекомендации, например в области языковой политики), безоговорочным признанием юрисдикции Европейского суда по правам человека и Международного уголовного суда (МУС; эта структура ООН, но ЕС крайне заинтересован в том, чтобы МУС обрел полную дееспособность). Впрочем, я, кажется, немного увлекся. Потому что список требований, стандартов, «кодексов поведения» и «добровольных (вернее – добровольно-принудительных) ограничений»; всякого рода рекомендаций, «добрых советов», пожеланий («доброту» этих советов в большой степени характеризует то, что их неисполнение влечет за собой немедленное «срезание» финансирования соответствующих проектов) можно продолжать едва ли не до бесконечности. Во всяком случае – на простое перечисление этого списка точно не хватит не только одной, но даже и двух газетных полос изрядного формата.

Сергей Гончаров, «Волна»