В эпоху мировых потрясений оживают различного рода местные идеи, планы, которые связны с независимостью какой-либо исторической области, народности или восстановлением «былого величия» страны. Один из таких исторических миражей – это идея максимального расширения границ румынского государства, создания «Великой Румынии».
Так, бывший румынский король Михай I и глава Министерства иностранных дел Румынии Теодор Баконски сделали заявления, которые можно объяснить как необходимость присоединить молдавское государство к их стране. Понятно, что при таком раскладе станет частью Румынии и Приднестровская Молдавская Республика (ПМР). Тут впору напрячься и Киеву, у которого уже были территориальные споры с Бухарестом.
Глава румынского МИД считает, что Приднестровский конфликт необходимо решить в ближайшее время, при сохранении «территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова». Почему в Бухаресте так пекутся о «территориальной целостности» РМ? Ответ прост. Траян Бэсеску (президент Румынии c декабря 2004 года, в декабре 2009 года переизбран) в 2010 году сообщил о том, что объединение Румынии и Молдавии произойдёт в течение 25 лет. Не отстают от румынского президента и другие идеологи «воссоединения», так, бывший депутат молдавского парламента и посол Молдовы в России Анатол Царану сообщил о том, что «перспективы нет – только объединение», это вопрос только времени. А журналист Вал Бутнару обозначает время объединения Румынии и РМ на более близкий срок – «100 лет со дня объединения Румынии и Бессарабии», через 6 лет.
По планам Бухареста первоначально Молдавия должна войти в ЕС, а туда при наличии неурегулированного конфликта не берут. А совместное членство РМ и Румынии в Евросоюзе станет промежуточным этапом к объединению двух стран. Но в настоящее время этот план под угрозой срыва, даже если проблема ПМР будет решена положительно для Кишинёва и Бухареста, остаётся вопрос, связанный с будущим Европейского союза. ЕС в настоящее время на грани развала.
Бывший румынский король 90-летний Михай 25 октября выступил в парламенте Румынии – впервые за 65 лет. Он занимал трон Румынии дважды: первый раз – шестилетним мальчиком в 1927 — 1930 годы (тогда его сместил отец - Кароль, который получил приглашение вернуться), второй раз в 1940 – 1947 годы. Престол Михай занял в результате отречения отца - Кароля II. Румынская военная верхушка во главе с Иоаном Антонеску не простила монарху то, что он уступил СССР Бессарабию и Северную Буковину. Вновь взойдя на румынский престол в 19-летнем возрасте, юный король был обречён на роль марионетки диктатора Антонеску, не имея фактически никаких властных рычагов. Как он сам говорил: «Я научился не говорить то, что я думаю, и улыбаться тем, кого я должен ненавидеть». Когда Красная Армия приблизились к границе королевства и разгромила защищавшие её германо-румынские силы в Ясско-Кишинёвской операции, Михай в августе 1944 года принял главное решение (историческое) в своей жизни, он вступил в союз с антифашистской оппозицией и приказал арестовать И. Антонеску и пронемецких военачальников. А затем объявил войну Третьему рейху.
В столицу Румынии вошли советские войска, и теперь союзная СССР румынская армия вместе с Красной Армией сражалась против гитлеровских сил на территории Венгрии, а потом и в Австрии. 6 июля 1945 года король Михай был награждён советским орденом «Победы» (№ 16). Как человек, который внес значительный вклад в ходе этого этапа войны: вывод королевства из лагеря союзников Третьего рейха ускорил разгром германской коалиции. Михай получил эту награду третьим из иностранцев, после американского генерала Эйзенхауэра и британского военачальника Монтгомери. В декабре 1947 года коммунистическое правительство отменило румынскую монархию, и Михай был вынужден эмигрировать, поселившись в Швейцарии.
В настоящее время у Михая достаточно высокая репутация. Выступая в парламенте, он призвал бывших подданных помнить о том, что они должны сохранять единство государства, ставить национальные интересы румын над интересами собственного кармана, партийными и клановыми интересами. Михай отметил, что румынскому народу нельзя никогда «забывать и о румынах и румынских землях, которые были у нас отняты вследствие разделения сфер влияния в Европе».
Надо отметить, что в современной Румынии также сильны националистические и ревизионистские настроения, которые распространяются и на Молдавию. Так, румынский президент в 70-летнюю годовщину начала Великой Отечественной войны (июнь 2011 года) сделал скандальное заявление, в котором сообщил, что действовал бы на месте диктатора Иона Антонеску (он начал войну с СССР в союзе с гитлеровской Германией) также.
Король Михай выступает перед парламентом Румынии.
Основы современной внешней политики Бухареста в направлении создания «Великой Румынии»:
- Добиваются приоритетного влияния в Республике Молдова (РМ).
- Добиваются немедленного вывода российских войск из Приднестровья (группировка миротворческих сил в Приднестровье, плюс склады с оружием, техникой, боеприпасами). Требования Бухареста поддерживает руководство НАТО, представители США и Евросоюза.
- Исключить сопротивление Киева и Москвы процессам поглощения Молдовы и Приднестровья.
- Подготовить и провести присоединение к румынскому государству всей бывшей Молдавской ССР, то есть современную РМ с Гагаузской автономией, а также непризнанную мировым сообществом Приднестровскую Молдавскую Республику. Первоначально это процесс идёт по линии экономического, культурного сотрудничества.
Ведётся весьма плотная работа: румынские «советники» допущены в молдавские государственные структуры, включая силовые; Бухарест и его спецслужбы получают полный банк данных о гражданах Молдавии через министерство информатизации РМ; идёт финансирование унионистских организаций, движений; идёт работа по интеграции молдавских газовых и энергетических коммуникаций с румынскими и отделению их от систем СНГ; ежегодно в Румынию из РМ едет до 5 тыс. молодых людей на учёбу; даже учебники по «Истории румын» для молдавских учебных заведений будут издавать при финансовой помощи Румынии и т. д.
- При продолжении разрушительных тенденций на Украине, включить в состав «Великой Румынии» Южную Бессарабию, Северную Буковину, украинский черноморский шельф (в области острова Змеиный) и ряд островов на реке Дунай (остров Майкан и пр.).
Исторические корни проблемы
В ходе Русско-турецкой войны 1828—1829 годов Дунайские княжества получили статус автономии в составе Османской империи (до этого были вассалами империи), причём Россия стала их покровителем, защитником христианского населения. Руководителем протектората был генерал Павел Дмитриевич Киселёв (позднее в России он прославится реформой управления государственными крестьянами 1837—1841 годов). Это был честный и энергичный администратор, он дал княжествам первую конституцию - Органический регламент, учредил парламентское правление, при котором власть господаря ограничивалась Общественным собранием, усовершенствовал систему государственного управления. Прежние натуральные повинности населения были заменены единым денежным налогом. Интересно, что именно при русском графе за цыганами был признан статус личности, до этого их можно было безнаказанно убивать.
При Киселёве в 1830-х годах началось формирование румынского народа. Жители Дунайских княжеств (Молдавского княжества и Валахии) за годы правления Павла Киселёва сильно сблизились друг с другом, стали идентифицировать себя названием «румыны», а не как раньше - «влахи», «молдаване», «банатцы» и пр. В это же период началось формирование единой румынской культуры и современного румынского языка. Таким образом, Российская империя фактически и положила начало к появлению нации румын.
После поражения Российской империи в Крымской войне (1853-1856 годов) Петербург утратил особый статус в Дунайских княжествах. К тому же был вынужден, под давлением Франции и Англии (которые хотели лишить Россию выхода к важной европейской судоходной реке — Дунаю), отдать и Южную Бессарабию, города Рени, Болград и Измаил.
В 1859 году княжества были соединены в Объединённое княжество Валахии и Молдавии, которое сохранило определённую зависимость от Турции. Россия поддержала этот процесс. В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов, тогда Княжество воевало на стороне русской армии, турки потерпели сокрушительное поражение и Румыния по условию Сан-Стефанского, а затем и Берлинского договоров стала полностью независимой. Россия вернула себе три уезда Южной Бессарабии, которые были уступлены после Крымской войны - Кагульский, Измаильский и Болградский уезды. Румыны были против, но противостоять русской армии не могли. Взамен Румыния получила Добруджу. В мае 1881 года княжество было преобразовано в королевство Румыния, оно существовало до 1947 года.
В 1913 году, после Второй Балканской войны, когда румыны выступили против Болгарии, Румыния захватила Южную Добруджу, до этого принадлежавшую болгарам. После завершения Первой мировой войны, где Бухарест был «перебежчиком», который сначала воевал за Антанту, затем заключил сепаратный договор с Германией, а при развале Германской и Австро-Венгерской империй вновь вступил сними в войну, обеспечил себе таким образом в Версальском договоре значительные территориальные выгоды.
Румыния тогда захватила у России Бессарабию, а из состава развалившейся Австро-Венгерской империи – Трансильванию и Буковину, часть Баната, Марамуреш (поделён в 1920 году между Чехословакией и Румынией, румыны получили 40% территории). Таким образом, в состав «Великой Румынии» вошли земли, которые принадлежали Болгарии, Венгрии, России.
В 1940 году СССР вернул Бессарабию и Буковину, Венгрия - Северную Трансильванию, а Болгария - Южную Добруджу. Румынская элиты была сильно обижена и пошла на союз с Третьим рейхом, решив «восстановить» Великую Румынию за счёт территорий Советского Союза. Румынская армия воевала с Красной Армией с 22 июня 1941 года. Адольф Гитлер позволил румынам аннексировать Бессарабию и Заднестровье, где летом 1941 года в составе королевства была образована Транснистрия. В неё вошла левобережная часть Молдавской ССР и части захваченной Винницкой, Одесской, Николаевской областей Украинской ССР. Столицей Транснистрии была Одесса, а губернатором — профессор Георге Алексяну.
В этот период происходит расцвет идей «Великой Румынии», в националистической румынской литературе говорилось о том, что за Днестром живут «обрусевшие румыны». И в состав королевства после войны должны войти земли от Прута до Южного Буга. После успехов вермахта, который вторгся вглубь СССР, у румынских националистов аппетит вырос и стали говорить о возможной передаче Бухаресту земель вплоть до Днепра. Некоторые договорились до того, что надо создать «Румынскую империю до ворот Азии», т. е. расширив владения румын до Уральских гор. Но мечту о «Румынской империи» грубо разрушили советские армии.
Возможна ли реализация плана в 21 столетии?
Ответ на это вопрос зависит от нескольких факторов. Во-первых, как будет складываться ситуация в Европейском Союзе и в Европе в целом. Если Западная Европа пойдёт по наихудшему пути – развал ЕС, рост волнений, бунты, революции, всплеск национализма, сепаратизма, неофашистских настроений, шовинизма и расизма, тогда Бухарест вполне может пойти на полномасштабное возрождение планов «Великой Румынии».
В настоящее время мирного пути для поглощения Молдавии и особенно Приднестровья нет. Без войны план «Великой Румынии» в жизнь не воплотишь. Вполне возможно, что такое развитие событий вписывается в планы США, «размораживание» Приднестровского конфликта станет ещё одной частью мозаики по втягиванию Евразии в хаос.
Во-вторых, от положения Украины, если Малая Россия будет и дальше идти по пути разрушения, её развал может спровоцировать Румынию к экспансии.
В-третьих, от действий Москвы, если Россия будет проводить в регионе активную политику, показывать свою политическую волю, умноженную на военную мощь, Бухаресту придётся забыть о мираже «Великой Румынии».
Что может сделать Россия
- Необходимо учитывать тот фактор, что у Бухареста нет рычагов давления на Россию, поэтому нам т.н. «перезагрузка» российско-румынских отношений особо и не нужна. Юридических инструментов для вмешательства в молдово-приднестровские дела у Румынии нет. К тому же Румынии нечего предложить России, чтобы мы им подыгрывали.
- Россия должна настаивать на признании Бухарестом своих преступлений за период оккупации Бессарабии в 1918-1940 годах и всей Советской Молдавии, части Украины в 1941-1944 годах. А также требовать от румынской стороны заключения Договора с Молдовой о границе без оговорок, Бухарест должен признать ныне существующие границы.
- Румыния должна официально отказаться от унионистской идеологии (идеи объединения Румынии и РМ) на государственном уровне и отказаться от поддержки организаций и движений, которые её исповедуют, включая и молдавские. Прекратить финансовую, моральную поддержку молдавских унионистов.
- Сохранить российское военное присутствие в ПМР как гарантию мира в регионе.
- В идеале Москва и Киев могли бы заключить оборонительный пакт в отношении Румынии. Так, лояльность украинской стороны к долговременному присутствию Черноморского флота на Украине и его регулярному обновлению (при необходимости и наращиванию сил) Москва может компенсировать российской дипломатической и военной помощью на случай конфликта с Румынией.
Самсонов Александр, topwar.ru