Германия отмечает День германского единства. Своеобразный "подарок" подготовило к этой дате местное статистическое ведомство. Оно обнародовало данные, согласно которым, почти каждый пятый житель страны — иммигрант.
Согласно данным немецкой статистики, из 81,7 миллионов жителей страны иммигранты составляют 15,7 миллионов, или 19,3 процента. Чуть более половины из них (8,6 миллионов) являются обладателями германских паспортов. Наибольший процент среди переехавших в Германию жителей других стран составляют выходцы из Турции (14,1 процента), Польши (10,5 процента) и России (9,2 процента). Среди последних преобладают поволжские немцы, но есть также евреи, русские и представители кавказских народов.
Впрочем, цифру в 19,3 процента иммигрантов можно расценить как несколько завышенную. Методика учета населения в Германии такова, что к некоренному населению относятся не только те, кто приехал в страну после 1950 года, но и их потомки. В итоге получается, что почти каждый третий иммигрант — вовсе не иммигрант, а уроженец ФРГ (таковых насчитали 6,3 процента). Однако и цифра в 12,9 процентов уроженцев других государств выглядит очень впечатляющей.
По всей видимости, данная цифра будет увеличиваться и дальше. Дело в том, что средний возраст иммигрантов на 11 лет меньше, чем коренных немцев, и в каждом следующем поколении их доля будет еще выше нынешней средненемецкой. Однако одним только количеством проблемы выходцев из других стран не ограничиваются. Они явно "портят" и социально-экономические показатели.
Так, доля не имеющих законченного среднего образования среди иммигрантов составляет 15 процентов, в то время как среди коренных немцев — всего два. 45 процентов выходцев из других стран не имеют специального профессионального образования (среди немцев таковых — менее 20 процентов). Уровень безработицы среди представителей "нетитульных" наций — 11,5 процентов, а среди "титульных" — 5,8. Риск оказаться за чертой бедности составляет у иммигрантов 26,2 процента, а у немцев — 11,7.
Наибольшее беспокойство у немцев вызывают выходцы из мусульманских стран. На днях пришли сообщения о задержании недалеко от Бонна четырех молодых людей, подозреваемых в связях с исламистскими организациями. В итоге этих задержанных отпустили, но в иных случаях доказательства связи с террористами находили достаточно быстро. Так, установлено, что многие участники терактов 11 сентября 2001 года были прихожанами мечети в Гамбурге, деятельность которой была свёрнута.
В настоящее время мусульман в Германии проживает 4,3 миллиона человек (свыше пяти процентов населения). Примерно две трети из них- турки, остальные — преимущественно арабы, курды, албанцы и боснийские мусульмане. Приблизительно 45 процентов из них имеет в кармане немецкий паспорт, а вот желание полностью интегрироваться в германское общество высказали… всего 25 процентов. Не это ли имела в виду канцлер Ангела Меркель, когда признала, что интеграция мусульман в немецкое общество провалилась?
Количество мечетей увеличивается в геометрической прогрессии. В 1970 году в ФРГ было всего три мечети, сегодня — свыше 2,5 тысяч (рост впечатляет даже с учетом того, что сегодня эта статистика включает в себя и территорию бывшей ГДР). Три года назад власти Кельна дали разрешение на строительство мечети, минареты которой первоначально должны были быть выше куполов знаменитого местного собора. Только после многочисленных акций протеста высоту минаретов уменьшили.
Как и в соседних Франции и Бельгии, в Германии имеют место попытки ограничить ношения хиджабов в учебных заведениях. Еще в 2003 году Конституционный суд ФРГ разрешил отдельным землям вводить соответствующие запреты. В результате Бавария, Баден-Вюртемберг и Северный Рейн-Вестфалии запретили учительницам носить мусульманский платок. В Берлине же решили ввести запрет на любые религиозные символы. Интересно, что многие турки данные ограничения поддержали. Социал-демократка турецкого происхождения Лейла Акгюн, вовсе назвала платок "тюрьмой, угрожающей правам человека".
Примеров успешной интеграции мусульман в немецкое общество немало: режиссер Фатих Акын, певец Таркан, игроки сборной Германии по футболу Месут Озил и Сами Хедира. Некоторые этнические турки смогли реализовать себя и в политике — например, сопредседатель Партии "зеленых" Джем Оздемир или министр образования земли Саксония Айгуль Озкан. До трети немецких мусульман вообще (!) не посещают мечети, и в этом смысле Германия интегрирует иммигрантов успешнее, нежели Франция или Англия. Но проблема все равно остаётся.
Проведенное еще полтора года назад исследование показало, что количество немцев, озабоченных ростом числа последователей ислама, очень велико. Так, 36 процентов высказали серьезную обеспокоенность "ползучей исламизацией" Германии, а еще 39 процентов — легкую обеспокоенность. Если учесть, что уровень рождаемости среди мусульман намного выше средненемецкого, то вышеозначенные цифры недовольства могут еще возрасти.
Впрочем, пока мусульмане не преобладают среди иммигрантов в Германии, составляя чуть более 20 процентов их численности. Так, почти 32 процента выходцев из других стран приходится на долю нынешних стран Евросоюза. Вне конкуренции здесь поляки — их в ФРГ насчитывается 1,7 миллионов. И данная цифра, наверняка, несколько занижена. Многие ездят на заработки в Германии из соседних областей Польши (например, из города Щецин) и за ненадобностью не приобретают в ней вид на жительство, возвращаясь каждый день домой. Кроме того, в Германии работает полмиллиона итальянцев, 370 тысяч греков, более 100 тысяч португальцев.
Значительную часть иммигрантов-немусульман составляют выходцы из стран бывшего СССР, которых в Германии свыше двух миллионов человек. Среди них преобладают поволжские немцы из России и Казахстана. Кроме того, в качестве оправдания за холокост немцы приняли на свою территории несколько сот тысяч евреев. Прибавим к этому русских жен, полукровок, экономических иммигрантов, выходцев с Северного Кавказа. В итоге примерно три процента населения Германии говорит по-русски.
Помимо этого, в Германии работает много сербов (свыше полумиллиона человек), хорватов (почти 250 тысяч) и жителей других республик бывшей Югославии, которые еще с конца 50-х годов работают на местных стройках. Многие из них родились в Германии и имеют сразу два паспорта — немецкий и своей этнической родины. Наконец, есть в крупных немецких городах свои чайна-тауны. Проживают в них и выходцы из стран Черной Африки (таковых несколько сот тысяч).
Некоторые проблемы объединяют и многих иммигрантов-мусульман, и выходцев из христианских и прочих стран. Главная из них — плохое знание немецкого языка и невозможность вследствие этого устроиться на нормальную работу. Многие дети "некоренных" немцев пополняют ряды преступных группировок. Все это раздражает коренных немцев, способствует росту националистических настроений, а также в принципе подрывает основы вроде бы стабильного немецкого государства и общества.
21 год назад Германия объединилась. Как тогда казалось многим, разделительные линии на территории страны отменены раз и навсегда. Но сегодня внутри ФРГ выявляется множество новых (национальных, религиозных, ментальных и т. д.) границ, представляющих собой вызов Германии как немецкому национальному государству. И от того, как власти справятся с ним, зависит спокойствие не одной только их страны, но и всей Европы. Пока же они справляются не слишком хорошо, и страна теряет немецкое лицо. Что признала и канцлер Меркель, и экс-глава Бундесбанка Тило Саррацин в скандальной книге "Германия самоликвидируется".
Вадим Трухачев, pravda.ru