Кто сжигает книги,
когда-нибудь будет
сжигать людей.
Генрих Гейне
Если уж бороться с книгами, которые не устраивают наших братьев – татар, то за дело надо браться с чувством, с толком, с расстановкой. Чтобы читатель понял, о чём идёт речь, просто выставлю изречения наших радетелей культуры и знаний:
- министр образования, науки и молодежи Крыма Наталья Гончарова сообщила РИА Новости, что учебники изъяты из школ, их дальнейшую судьбу решит рабочая группа.
- крымский историк Андрей Мальгин заявил, что учебник содержит серьезную методологическую ошибку.
- экс-сотрудник Русского культурного центра в Симферополе. Члена РОК тогда же, положение обязывало. Экс - Севастопольский историк. В настоящее время - москвич, генеральный директор Центра русского фольклора ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова» Александр Ефимов ничтоже сумняше изрёк: «Раздел по Великой Отечественной войне писал не специалист, это очевидно. В связи с этим, обсуждать написанное - смысла не имеет. А вот почему подобное произошло - вопрос важный и требующий ответа». [1]
- Совет крымских татар обратился к главе Крыма Сергею Аксенову с просьбой изъять из всех школьных и публичных библиотек республики учебник по истории Крыма для десятых классов. В обращении отмечается, что в учебнике приведены сомнительные и документально неподтвержденные факты из истории крымских татар. При этом депутат Госдумы Руслан Бальбек заявил, что «по учебнику проведут ряд экспертиз, ему дадут правовую и политическую оценку».
Для чиновников от культуры покажу исторические примеры борьбы с неприемлемыми текстами, если уж бороться с идеями, то рекомендую старый дедовский опыт, поскольку борьба с книгами, которые не устраивают кого – либо началась не вчера и не сегодня. Один из самых древних официально зафиксированных случаев массового сожжения книг произошёл в Древнем Китае. Это было произведено по указу Цинь Ши-хуанди, императора, который в III веке до Р.Х. в результате десятилетней жесточайшей войны объединил практически все китайские царства в единое государство. Жгли книги, в которых излагалось признанное еретическим учение Конфуция, книги, написанные на диалектах провинций империи. В результате, страна была попросту ввергнута в неграмотность! «Всё началось с того, что в 213 году до Р.Х. главный советник императора Ли Сы стал подсказывать Цинь Шихуанди, что адепты частных школ смеют выражать собственное мнение и обсуждать указы монарха, которые не вызывают у них одобрения. Кроме того, они осуждают действия императора перед простолюдинами. Чтобы пресечь подобное безобразие, Ли Сы предложил запретить школы, особое внимание уделив конфуцианству.
Большинство книг подлежало изъятию под страхом смерти и сожжению. Под указ не попадали книги по фармакологии, медицине, садоводству, земледелию и гаданию. Помимо трудов Конфуция с особой тщательностью были уничтожены все летописи и книги завоеванных царств, так как история до империи Цинь была объявлена неактуальной. Несогласные с такими решениями императора 460 ученых-конфуцианцев были заживо закопаны». [2]
Я понимаю, что после изъятия учебника с его авторами последний пункт сегодня будет сделать несколько затруднительно, мы стали немножко более культурными, что ли, хотя судьба О. Бузины на Украине показала, что авторов, пишущих не то, что положено, можно и нужно убирать с литературной и исторической арены.
Приведу борцунам с неправильным мнением краткий и далеко не полный синодик уничтожения книг….
По мнению историков, библиотеки Карфагена насчитывали не менее 500 000 томов. Из этого множества уцелело только одно единственное произведение, которое было переведено на латинский язык.
Римляне, стремясь уничтожить культуру народа, его историю, сожгли все.
Так же поступали и мусульманские завоеватели. Они не только насильно изымали все древние книги и рукописи, но и назначали значительные премии тем, кто отдавал их добровольно. Все собранные таким образом памятники письменности сжигались.
Особенно знаменит пример знаменитой Александрийской библиотеки, основанная Птолемеем II. По дошедшим до нас сведениям в ней хранилось до 700 тысяч томов. Причём, они не просто хранились – здесь был прекрасный скрипторий, в котором работали копиисты, и откуда книги расходились по всей Ойкумене. Считается, что библиотека уничтожена в 641 году по распоряжению второго халифа, Умара, который якобы произнёс примерно такие слова: мол, если в этих книгах содержатся истины, соответствующие Корану, в них нет надобности, если же они Корану противоречат, их и подавно следует уничтожить.
Не могу не сказать и об их религиозных противников.
В 325 г. - на Первом Вселенском Соборе в г. Константинополе было принято решение, подвергать уничтожению все языческие книги и рукописи.
В 301-302 гг. - великолепные библиотеки Армении, что собирались на протяжении веков эллинистическими суверенами, были сожжены после христианизации, якобы из-за «демонических знаний» в них, по приказу Тиридата III.
В 590 г. - на папский трон сел Папа Римский Григорий I. Он сжигает библиотеку Аполлона Палатинского холма, основанную ещё императором Августом, поскольку по его мнению, «была в ней чужая мудрость, которая не должна мешать».
С 1546 года стали регулярно выходить так называемые Индексы запрещённых книг, на основании которых вновь и вновь пересматривались-перепроверялись библиотеки.
И вновь полыхали костры из книг. В них летели томики Данте Алигьери, Томазо Кампанеллы, Роджера Бэкона и других авторов. От бдительного ока цензуры не мог чувствовать себя защищённым никто – частенько учёный, который был признан еретиком, шёл на костёр, в котором на глазах приговорённого предварительно сжигались и его рукописные творения.
Начиная с 1559 года в Ватикане начали составлять печально знаменитый «индекс запрещенных книг». При этом проклинали не только отдельные книги, но и авторов этих трудов. Если хотя бы одна книга писателя попадала в индекс, то обязательному розыску и уничтожению подвергались и другие его книги.
Например, в книге Мавра Арбини «Славянское царство» приведен список авторов и первоисточников, которыми он пользовался. Сегодня о большинстве из этих авторов уже ничего не известно. Против многих имен стоит пометка – danato autor, что означает «проклятый автор». Помимо основного списка запрещенных книг составлялись списки очищенных или подлежащих очищению томов, то есть частичному исправлению. Специальные комиссии имели право вымарывать отдельные части текста, запрещать издания; производить обыски в книжных лавках, типографиях; осматривать тюки с книгами на границе. Во всех гаванях находились комиссары священного трибунала, которые разрешали выгрузку, лишь убедившись, что на корабле нет запрещенных книг.
В середине XVI века молодой испанский монах Диего де-Ланда решил искоренить дух язычества в только что завоеванной Мексике. В одном из храмов майя испанцы обнаружили огромную библиотеку древних рукописей. Целый день по приказу монаха солдаты носили книги и свитки с непонятными рисунками и значками на площадь перед храмом. Когда работа была закончена, Диего де-Ланда поднес к рукописям горящий факел. «Книги эти, — писал он потом, — не содержали ничего, кроме суеверия и вымыслов дьявола. Мы сожгли их все». Так что из библиотек и летописей майя до наших дней дошло только три рукописи.
Уничтожение книг стало печальной революционной традицией - библиотеки, принадлежащие книжникам-аристократам, уничтожались во время Великой Французской революции. В ходе Культурной Революции в Китае были уничтожены миллионы книг "буржуазных" авторов. В 1989 году в Румынии жертвой насилия пал не только коммунистический лидер Николае Чаушеску и его супруга, но и прославленная библиотека бухарестского университета.
Не могу не упомянуть и Советский Союз. Крупская составляла первые «чёрные списки» книг, подлежащих запрету и изъятию из библиотек в советской России, правда костров у нас не жгли, книги просто сдавались в макулатуру. В 1924 г. она включила в эти списки Платона, Канта, Шопенгауэра, Лескова и других крупнейших авторов, что шокировало даже «буревестника революции» Горького. Особенно сильно пострадали детские библиотеки. По приказу Крупской из них были изъяты даже народные сказки и «Аленький цветочек» Аксакова. Всего её инструкция содержала 97 имён детских писателей.
Сказки в 1930-е годы были «реабилитированы», но множество книг так и остались недоступными для читателя.
В XX веке самой массовой акцией считается сожжения книг 10 мая 1933 года в Германии. Сотни студентов, профессоров, членов СА и СС уничтожили на костре книги 313 «антинемецких» авторов: Зигмунда Фрейда, Эриха Кестнера, Генриха Манна, Карла Маркса, Джона Рида, Леонида Пантелеева, Герберта Уэллса, и многих других. На костре было сожжено более 20000 томов.
Это ошибка, в 1941 году после того, как румынские войска заняли Бессарабию (юго-восток исторической Молдавии), новая администрация изъяла книги в местных библиотеках. Сожжению подлежали все книги, написанные не на румынском языке, среди них и на европейских и русском языках.
В Кишинёве было сожжено 1 200 000 томов, в Тирасполе — 250 000. В Бельцком уезде румынские войска сожгли 15 вагонов книг.
В современную эпоху, когда книги перестали быть гордостью каждого владельца квартиры, демонстрирующего у себя если не сотни, то хотя бы десятки томов выставленных частенько не по авторам, а по обложкам, произошла информационная «обработка» населения телевизионным воздействием на него, что, кстати, весьма «успешно» обкатывается сегодня на Украине.
Например, идея, что «США были основной страной-победителем во Второй мировой войне» – уже практически навязана молодому поколению Запада, так же, как, например, существующее сегодня среди молодежи Японии убеждение в том, что именно СССР сбросил на них… атомные бомбы! И это не фантазия, а вполне себе объективная реальность – подтвержденная в социологических опросах.
Если мы хотим, чтобы наша молодёжь (а татарская молодёжь тоже наша) считала, что коллаборанты были борцами за идею, а не предателями, палачами и убийцами невинных людей, то мы получим то же самое. Я чисто по человечески согласен, что детей и внуков коллаборантов можно понять. Стыдно быть потомком предателя. Вдвойне стыдно быть потомком предателя, ничего своим предательством не добившегося – перебежавшего на сторону проигравшего. Вот они и пытаются на подсознательном уровне компенсировать свою ущербность. Чтобы не признавать, что дедушка был подонком, они пытаются изменить реальность так, чтобы в их кривом зеркале он казался героем…но каково потомкам победителей, чьи предки пострадали от выстрелов в спину?
Евгений Попов
Ссылка:
[1] - "История Крыма" для 10-го класса (М.: Просвещение, 2018)
[2] - https://mastino-odessa.livejournal.com/1227384.html