Крым после Воссоединения с РФ должен быть стать витриной нынешней динамичной развивающейся России, и он ею стал. Но, к сожалению, динамичная развивающаяся Россия - это, скорее, рекламный слоган из телевизора, не соответствующий реальной действительности во внутренней политике. Снимая шляпу перед нашим президентом за его титанические усилия по восстановлению геополитической субъектности России, обороноспособности ее армии и флота, ВПК, - хочется отметить, что проблемы внутренней политики, которые "аж кричат", в Крыму высветились с особой остротой.
Одно дело смотреть по телевизору, кака Россия прекрасная, и другое дело ощущать это "на собственной шкуре". Те проблемы, которые есть, высветились на полуострове в гротескном виде. А именно: это отрицательная кадровая селекция и политическая фрагментация.
Первое - отрицательная кадровая селекция. За время с 2014 года на должности руководителей в РК и Севастополе побывали три персонажа - Сергей Меняйло, Дмитрий Овсянников и Сергей Аксенов. Все трое не имели управленческого опыта на момент вхождения в должности от слова "совсем" - адмирал был строителем заштатного объекта в Новороссийске, до этого командовал строевыми частями, то есть опыта административной работы у него не было, и за полтора года пребывания н должности севастопольского губернатора он доказал, что в принципе не обучаем как управленец. Сменивший его Дмитрий Овсянников хотя и обладал научной степенью, был молод и розовощек, но также не обладал управленческим опытом - одно дело читать и писать книжки, другое - управлять повседневной жизнью города федерального значения. Оба назначенца фактически регион погубили, приняв неправильные управленческие решения, в том числе инициировав публичные скандалы неправомерного изъятия собственности с невнятной риторикой. Меняйло и Овсянников пришли на смену всенародно избранному мэру Алексею Чалому, который, в отличие от них, не сказал ни одной неразумной вещи, не сделал ни одного неадекватного политического шага. Фактически получилось, что вполне вменяемого Алексея Чалого, пользовавшегося поддержкой горожан, сменил никому не известный адмирал с дивным застольным загаром, который настроил Севастополь против власти, а на смену ему пришел молодой "технократ" "Дима 40%", который сумел поставить Севастополь а политическом плане "на уши", сделав город-регион совершенно непривлекательным с точки зрения какого либо экономического развития. Меняйло был "хуже" Алексея Михайловича, но по сравнению с Дмитрием Владимировичем Сергей Иванович оказался "аки агнец божий".
То же самое касается Республики Крым, где губернатором был поставлен - неизвестно за какие заслуги - человек с явным криминальным прошлым, отсутствием управленческого опыта и низкой интеллектуальной ответственностью. И хотя прикормленные политологи пытаются нам рассказать, что ролик канала ATR о героизме Аксенова, показанный по всем федеральным каналам, является основанием для его возвеличивания, - это не более чем политический фейк. Больших заслуг, кроме пятиминутного ролика ислямовского телеканала - у Сергея Валерьевича не было. При нем состоялся разгром экономики, по своей эффективности равный двум чеченским компаниям для Чеченской республики и республики Ингушетии. Благодаря стараниям Сергея Валерьевича Республика Крым по дотационности борется за "почетные" первые места среди регионов РФ. При этом в прессу просочилась информация, что в начале Москвой было принято решение сделать в политическом плане героем Крымской весны Леонида Грача, который, в отличие от Аксенова, имел управленческий опыт и нормальную политическую репутацию, и чей приход к власти позволил бы, как минимум, не упасть региону в экономическую пропасть.
Отрицательная кадровая селекция высветила другую проблему современной РФ - политическую фрагментацию, когда региональная власть фактически отделяется от общегосударственного политического пространства и делает то, что она считает нужным. Для пояснения своего тезиса напомню слова нашего президента - "после Воссоединения жизнь не ухудшится, ни чьи права не будут нарушены". Что Аксенов, что Меняйло, что Овсянников выполнили это с точностью до наоборот. В обоих крымских регионах был осуществлен разгром экономики посредством беспредельного передела собственности.
При этом хочу подчеркнуть, что правоохранительные и судебные органы, которые формально подчиняются федеральному центру, реально были закольцованы и выполняли не политическую волю президента и политического руководства страны, а конкретно волю упомянутых политических персонажей. Особо хотелось бы отметить функционирование НВФ под названием то ли "самооборона", то ли "народное ополчение", которая в РК по письменным указаниям Аксенова захватывала хозяйствующие субъекты с 2014 года, но было официально легализовано только в 2015 году. То есть фактически сотни вооруженных архаровцев действовали при полном попустительстве МВД, прокуратуры, Следственного комитета и ФСБ. Это я говорю не с точки зрения правоохранительной тематики, а именно с точки зрения разрушения общегосударственного политического поля, когда слово президента, увы, ничего не значит, политическое руководство страны не может навести порядок н местах и это носит именно системный характер; четыре с лишним года - это не два месяца.
То, что Аксенов, Меняйло и Овсянников не могут исполнять обязанности руководителей региона, было очевидно даже не а через два месяца, а в течение недели, но это политическое безобразие длится четыре с лишним года, и конца и края ему не видно. Это та проблема, которая стоит перед президентом в наступившей каденции. Ни что не ново под Луной, и политическая фрагментация, которая произошла в РК, описана в литературе под терминами "сатрапия" на Востоке и "независимый вассалитет" в Европе (принцип "вассал моего вассала - не мой вассал"). Все государственные образования, которые допускали политическую фрагментацию единого пространства, всегда заканчивали очень плохо, и, исходя из этого исторического опыта, хотелось бы, чтобы политическое руководство РФ все-таки занялось наведением порядка в Крыму.