Подход держав-победительниц Антанты, определявших послевоенные судьбы Западной и части территорий Восточной Европы, к решению проблем бывшего военного противника Австро - Венгрии, коренным образом отличался от их действий о статусе стран воевавших на стороне Антанты. Если быть объективными, то задачей было обессилить и ограбить противников (не думая об исторической справедливости и перспективе возмездия) и наградить бывших и потенциальных союзников, создавая историческую химеру – Чехословакию, или отдавая новой Польше германские и российские земли, Румынии – территории населённые венграми. Рассмотрим события вкратце, не вдаваясь в подробности ни о ком, кроме Венгрии, иначе статью будет закончить невозможно.
После поражения Четвертного Союза (Германия, Австро – Венгрия, Османская империя, Болгария) осколок Австро – Венгрии, Австрия попыталась стать частью единого Германского государства (что было, формально правильно, ведь Антанта провозгласила создание в Европе национальных государств). Новое государство, возникшее на населенных немцами землях рухнувшей монархии, изначально получило название республики Немецкая Австрия.
На вопрос, не пора ли, наконец, являться немцами не только в культурно-языковом, но и в государственном плане, большинство австрийцев отвечали утвердительно. О стремлении Немецкой Австрии присоединиться к Германии, было официально заявлено участникам Парижской мирной конференции, вырабатывавшей в 1919–1920 годах условия мира. Кроме того, к самой Немецкой Австрии стремились присоединиться немцы, населявшие приграничные районы Богемии и Моравии. Однако уже в начале 1919-го власти новорожденной Чехословакии силой подавили выступления немецкого населения Судет, посеяв тем самым зерна конфликта, который 20 лет спустя привел к краху самой Чехословацкой республики.
Державы-победительницы рассудили, что слияние Немецкой Австрии с Германией явилось бы нелогичным и неприемлемым «подарком» побежденным немцам. В результате произошел уникальный исторический и политический кульбит: Австрии (слово «Немецкая» из официального названия страны пришлось удалить по настоянию той же Антанты) была фактически навязана независимость, а неприсоединение страны к Германии стало одним из условий Сен-Жерменского мирного договора, заключенного Веной с ее бывшими противниками в сентябре 1919-го.**
Как одна из составных частей двуединой Австро-Венгерской монархии, Венгрия тоже была причисленной к лагерю, проигравшему войну. Не углубляясь в историю, рассмотрим внимательно справедливость данного посыла.
С 1867 по 1918 годы Венгрия представляла собой суверенное государство, находившееся в конфедеративном союзе с Австрией, управляемое общим монархом из династии Габсбургов. Австро-Венгрия имела единую таможенную систему, совместные министерства: иностранных дел, военного и финансов. Остальные органы исполнительной и законодательной власти, включая правительства и парламенты, у каждой составной части государства были отдельными. Не существовало даже единого гражданства Австро-Венгрии – поданные имели либо австрийский, либо венгерский паспорта.
В административно-территориальном плане империя делилась на «Королевства и земли, представленные в Рейхсрате» и «Земли короны Святого Иштвана». Общеупотребительные названия частей империи – Цислейтания и Транслейтания – происходили от латинского «по ту» (для Транслейтании – Венгрии) или «по эту» (для Цислейтании – Австрии) сторону Лейты – одного из притоков Дуная. Транслейтания состояла из собственно Венгерского королевства и ассоциированного с ним в личную унию Королевства Хорватии и Славонии.*
Карта распада Австро-Венгерской империи. Розовым выделена территория Транслейтании
Как самостоятельное государство Венгрия считалась политиками Антанты одним из виновников Первой Мировой войны и рассматривалась таковой на послевоенной Парижской мирной конференции. Участие Венгрии в Первой Мировой войне на стороне Германии было рассмотрено державами Антанты в свете их будущих стратегических интересов, ни США, ни Великобритания, ни Франция не были заинтересованы в существовании сильного венгерского государства. В нём видели только союзника Германии и нежелательного потенциального гегемона среди вновь созданных или воссозданных государств в Дунайском бассейне.
Общая линия Антанты в отношении Венгрии велась странами - победительницами только с одной целью, поставить её в положение одного из маленьких государств, зависимого в своей внешней политике от более сильных соседей, что им, в принципе, удалось. 6 мая 1920 г. председатель Парижской мирной конференции премьер-министр Франции вручил венгерской делегации текст окончательных условий мирного договора, фактически капитуляции. Договор с Венгрией, занявший своё место среди документов, подводивших итоги Первой Мировой войны, был подписан 4 июня в Версале, в Большом Трианонском дворце, и 13 ноября того же года ратифицирован в Будапеште венгерским парламентом.
Словацкие земли*** («Верхняя Венгрия», как привыкли называть их мадьяры) отошли к вновь созданной Чехословакии, Хорватия и Воеводина – к другому новообразованному государству – Югославии, Трансильвания – к Румынии. Договор на два десятилетия закрепил послевоенные изменения границ. Это обернулось крупнейшей национальной катастрофой в венгерской истории. По условиям Трианонского мирного договора территория Венгрии сокращалась почти с 283 тыс. кв. км до 93 тыс., население с 18 млн. человек до чуть более чем 7,5 млн. Венгрия становилась почти мононациональным государством: отныне мадьяры составляли свыше 6,7 млн. жителей страны, но при этом более 3 млн. этнических венгров осталось за пределами венгерского государства – в Румынии, Югославии и Чехословакии.
Границы Венгрии до 1919 года (выделены штрихами) и какой она стала после Трианона в пользу сопредельных государств.
Важно заметить при этом, что наряду с землями, где основное ядро населения составляли прежние национальные меньшинства - хорваты, сербы, румыны, словаки, украинцы, к соседним странам отошёл и ряд территорий с преобладанием венгерского этноса, в частности, в Южной Словакии. В этих странах оказалось, по некоторым данным, около 4 млн. венгров, половина из которых проживала компактно, в пограничных с Венгрией районах, но ни в одной статье договора не затрагивался вопрос о гарантиях прав венгерского национального меньшинства.
Впервые в своей истории Венгрия, всегда доминировавшая над соседями, оказалась с трёх сторон окружённой более крупными государствами. Румыния, Чехословакия, и Югославия превосходили Венгрию, как по территориям, так и по населению. Однако Трианонский договор не сводился только к установлению новых границ Венгрии. Договор предусматривал также производство и продажу другим государствам только стрелковых видов вооружения, ограничение численного состава армии, (35 тысяч военнослужащих и она должна была быть наёмной), выплату больших репараций странам-победительницам.
Венгрия лишилась не только двух третей территории и населения, новые международные границы отделили промышленную базу Венгрии из её источников сырья и прежних рынков сбыта для промышленной и сельскохозяйственной продукции. Венгрия потеряла 88 % лесных ресурсов, 43% её пахотной земли, 83% её железной руды. Венгрия обладала 90 % промышленности разработки и печати Королевства, 55% промышленных предприятий, 100 % золота, серебра, меди, ртутных и соляных шахт, и 83% производства чугуна и 67% банковско-кредитной системы.
Если всё это было воспринято во вновь воссозданной Словакии и присоединившей к себе спорную с точки зрения истории территорию Трансильвании королевству Румынии как восстановление исторической справедливости, то в самой Венгрии - как национальная трагедия. Реваншизм стал идеологией правления Миклоша Хорти. По случаю заключения договора в стране был объявлен национальный траур, все официальные флаги приспущены вплоть до 1938 года. В школах ученики каждый день перед уроками читали молитву о воссоединении Родины.
Опять – таки, не вдаваясь в перипетии политики той эпохи, скажем, что Гитлер, с точки зрения венгров, поступил с ними по справедливости. По его настоянию по решению 1-го венского арбитража (1938 г.) Венгрия вернула себе большую часть районов Словакии, населенных мадьярами. В 1939 году было присоединено Закарпатье с его значительным мадьярским меньшинством. В 1940-м 2-й венский арбитраж под нажимом Гитлера присудил Венгрии часть Северной Трансильвании. Наконец, в апреле 1941 года Венгрия став соучастницей германской агрессии против Югославии, получила за это некоторые районы Воеводины. Возникло государство по площади куда более скромное, чем Венгерское королевство до 1918-го, однако действительно национальное, т. е. объединявшее абсолютное большинство мадьяр. (Впрочем, на венгерской территории вновь оказались и значительные национальные меньшинства). В результате Гитлер получил союзника, воевавшего на его стороне до 1945 года.
После Второй мировой войны все эти решения были отменены, и Венгрия в настоящее время вновь существует в границах, определённых Трианонским договором. За их пределами остаются значительные национальные венгерские меньшинства.
Современное расселение венгров в Европе
Что же представляют собою сейчас Венгрия и венгры?
По переписи 2004 года в Венгрии проживает около 9 млн. венгров, в Румынии - около 1,5 млн. (7% от всего населения Румынии); в Словакии - 574 тыс. (10% от всего населения Словакии), в Сербии - 357 тыс. (15% населения Воеводины), на Украине - 160 тыс. (12% населения Закарпатья), а также около миллиона в США.
Я никогда не скрывал своих взглядов на право людей сохранять свои язык и культуру, требуя при Украине равенства русского и других языков в Крыму, будучи уверен в его мощи и великой культуре, стоящей за ним. Моим оппонентам аналогичного было нечего предложить, поэтому они боролись и борются только за запрет и борьбу с русским везде, всюду и всегда. Нечто подобное произошло и после распада Венгрии в Трансильвании, на Украине, в Словакии венгры сразу же ощутили давление на их национальную идентичность. Венгры, как и русские, создали своё государство сами и существуют, как и мы, уже второе тысячелетие, не имея склонности растворяться среди других народов.
Я не склонен считать границы государств, как нечто сакральное, они были и есть и будут, только как балансы сил и возможностей народов и государств создавать наиболее удобную и благоприятную для их существования защитную кожуру, которую сбрасывают при росте. Как бы, не хотелось нашим соседям, но 20 млн. русских вне России и треть населения Венгрии вне её границ однажды заставят их каким – то образом найти оптимальное решение, устраивающее большинство.
Попов Евгений
* По венгерско-хорватскому соглашению 1868 г., Хорватия и Славония превращались в составную часть короны св. Стефана. Хорватские территории сохраняли более чем скромные атрибуты государственности: территорию, границы и, на местном уровне, в виде уступки хорватам была предоставлена ограниченная автономия в административных, судебных, церковных и школьных делах. Официальным языком был признан хорватский язык. Автономные права Хорватии и Славонии выражались в том, что главой правительства Хорватии являлся бан, назначаемый императором по представлению венгерского премьер-министра. Бан мог обращаться к австрийскому императору, но только при посредничестве венгерского министра по хорватским делам. Хорватия и Славония были полностью исключены из участия в законодательных и исполнительных органах власти Австрийской империи. В состав венгерской делегации (60 депутатов) в имперский парламент – Рейхсрат — входили только 5 депутатов от Хорватии и Славонии, причем избирал их не сабор банской Хорватии, а венгерский парламент. Хорватский сабор должен был без обсуждения принимать все законопроекты венгерского парламента. Исполнительная власть в общих делах Венгрии и Хорватии принадлежала только венгерскому правительству.
** В марте 1938-го Австрия, приняв ультиматум, предъявленный Берлином, превратилась в Ostmark – юго-восточную провинцию Германского рейха. Восторженные толпы, встречавшие нацистского фюрера на улицах Вены, свидетельствовали о том, что попытка Австрии найти собственную идентичность не удалась: большинство жителей потерявшей себя страны предпочли стать «просто» немцами.
Во время Второй мировой войны Австрия оставалась в целом лояльной провинцией Третьего рейха. Ее судьбу решили державы антигитлеровской коалиции, признавшие Австрию «первой свободной страной, ставшей жертвой гитлеровской агрессии» (Московская декларация от 1 ноября 1943 года). Это произошло, прежде всего, по настоянию США.
Статус «первой страны, пострадавшей от гитлеровской агрессии» стал подарком судьбы для всех сторонников независимости Австрии – от монархистов до социалистов.
Тем не менее, в 1956 году лишь 49 % австрийских граждан идентифицировали себя именно как австрийцев, а не немцев или австрийских немцев, и только к началу 1980-х годов этот показатель превысил 80 %. Сформировалась современная австрийская нация. Вопрос упирается только в одно – надолго ли.
*** Словаков можно понять в их стремлении к независимости от Венгрии. До 1914 года из Словакии эмигрировали около 600 тысяч человек, уступая в Европе по этому показателю только Ирландии. В это время усилилась мадьяризация образования, среднее и высшее образование на словацком языке так и не появилось. Накануне Первой мировой войны только 16 % словацких детей учились в начальных школах на словацком языке.
30 октября 1918 года в Турчанском Святом Мартине Словацким национальным советом была принята Декларация словацкого народа о праве на самоопределение и признании государства чехов и словаков. Венгерское правительство пыталось сохранить Словакию в составе собственного государства, пообещав словакам автономию. 7 декабря был назначен полномочный министр по делам Словакии с расположением в Жилине. После занятия чехословацкими войсками Пресбурга (по-венгерски Пожонь) 31 декабря 1918 года город был официально переименован в Братиславу, превратившись в столицу Словакии.
Источники:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Словакии
- http://horthy.narod.ru/index/trianon/0-388
- Павел Тихомиров , Русская народная линия, Третья попытка возродить «Великую Венгрию 64 жупаний»