Русское Движение

Не оскудеет мать-земля, спасет Россию... конопля

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

На выращивание «безопасной» травки государство выделит 10 миллиардов рублей

Когда несколько недель назад Госнаркоконтроль объявил о разработке программы возрождения коноплеводства, я еле сдержал хохот. Лечи подобное подобным, пусть наркоманы вымрут от счастья… Речь, правда, шла о ненаркотических сортах конопли, но все равно звучало забавно. Что должно вырасти из этой затеи?

КАННАБИС В «ДРУЖБЕ НАРОДОВ»

В Госнаркоконтроле о перспективах конопли говорят с непоколебимой серьезностью.

- Когда звучит слово «конопля», вам что приходит в голову в первую очередь? - спрашивает меня замруководителя аппарата Госнаркоконтроля Геннадий Удовиченко.

- Пеньковые канаты, - я называю то, что приходит во вторую.

- Правильно. Но, кроме этого, из конопли можно получить, например, бумагу. Она прочнее, чем обычная. С гектара конопли выходит в 5 - 7 раз больше целлюлозы, чем с гектара леса. А топливные брикеты имеют большую, нежели у угля, энергоемкость.

Как выяснилось, из конопли (каннабис по-научному) можно делать лекарства, стройматериалы и даже пластик. Это не говоря об одежде, которой сносу нет. В XVIII - XIX веках все крестьяне носили конопляные штаны. Те же джинсы, только лучше.

До середины прошлого века каннабис в СССР рос и процветал. Даже создатели фонтана «Дружба народов» на ВДНХ поместили листья конопли вместе с пшеницей в центр композиции. Но когда в 1961 году СССР ратифицировал Конвенцию ООН «О наркотических средствах», в судьбе конопли настали черные дни.

Так что 10 миллиардов рублей - это попытка восстановить конопляную справедливость. Безопасный каннабис согласно генеральному замыслу будет произрастать на тысячах гектаров неосвоенных ныне земель, а всю страну застроят перерабатывающими заводами.

- А как вы определите, где какой сорт растет? - спрашиваю я Геннадия Удовиченко.

- Выборочный анализ. Срезаем два куста и - в лабораторию. Но есть еще один способ, - Геннадий Удовиченко улыбнулся, - вокруг поля, где растет запрещенная конопля, бродят наркоманы. Ничем их не отгонишь. А вообще закон не запрещает выращивать сорта с содержанием тетраканнабинола (наркотическое вещество. - Прим. ред.) ниже 0,1 процента. Но на местах в тонкости не вникают. Видит участковый поле конопли - все, хозяина за шиворот. Надо объяснить всем, что это растение может быть и безопасным. Возрождение отрасли может дать около миллиона рабочих мест. Но для нас важно и другое: не придется тратить средства на уничтожение дикорастущей наркотической конопли. Промышленные сорта будут ее опылять, и наркоуровень снизится. Это вам лучше специалисты объяснят.

- Конопля не нуждается в тетрагидроканнабиноле, - рассказал «Комсомолке» Сергей Григорьев, кандидат сельскохозяйственных наук и автор трех сортов безопасного каннабиса. - Наркотик - это результат «народной селекции», которая велась в Средней Азии в течение нескольких веков. А в результате переопыления уровень каннабинола снизится - этим мы поможем растению вернуться в естественное состояние. Пыльца разносится до 50 километров, и одно поле может сделать бесполезным для наркоманов целый район.

ВЕТЕРАН КОНОПЛЯНОГО ФРОНТА

В какой-то момент я стал стойким сторонником возрождения конопли. Подумал даже, а не засеять ли этим чудом дачные шесть соток. Но эти размышления прервала встреча с кандидатом химических наук, доцентом по специальности «Химия природных и физиологически активных веществ» Евгением Семкиным. Ему 86 лет, 40 из которых он изучал коноплю. Будучи сотрудником Экспертно-криминалистического центра МВД, Евгений Петрович защитил диссертацию по теме снижения наркотических веществ в этой растительной культуре.

По словам Евгения Семкина, попытки засеять страну ненаркотической коноплей предпринимались еще 35 лет назад. Но безуспешно.

- Уже к 1975 году было получено 42 сорта растений с низким содержанием тетрагидроканнабинола, - рассказывает Евгений Петрович. - Но оказалось, что буквально через 2 - 3 года после первой высадки уровень наркотика снова повышается. Сколько мы ни бились, ничего сделать не могли. Потом еще выяснилось, что содержание наркотика может резко подскочить из-за температуры. Опыты мы проводили в районе Майкопа. Одно лето выдалось очень жарким, и уровень каннабиноидов начал просто зашкаливать. И это в техническом, безопасном, казалось бы, сорте!

- То есть фермер может посадить техническую коноплю, а потом окажется, что растет марихуана? - спрашиваю я. - И тогда руки за спину, век воли не видать?

- Примерно так, - соглашается ветеран конопляного фронта, - поэтому приходится каждые год-два новые семена покупать.

Я связался со специалистами в МВД. Не желая ссориться с Госнаркоконтролем, они попросили не называть их имен. Полицейские подтвердили, что в конопляной теме много подводных камней. Кроме температуры, на содержание наркотика в растении влияют состав почвы, продолжительность светового дня и другие факторы. Так что сажать ее - большой риск.

ВЫРАСТЕТ КЛЕТКА - БУДЕТ РАСТЕНИЕ

...Подмосковный наукоград Пущино.

- Увидите деревянную бабу, от нее направо, - объясняет мне по телефону Сергей Долгов, руководитель станции искусственного климата «Биотрон» Института биоорганической химии РАН.

Съезжаю во дворы проспекта Науки, вижу теплицы, где в одинаковых горшочках растут сливы, груши, даже бананы. И конопля. До этого я видел ее только на футболках у хиппи. Сотрудники «Биотрона» - не селекционеры. Они пытаются извести наркотик в каннабисе как класс на генетическом уровне.

- Тетрагидроканнабинол нужен конопле, - говорит Сергей Долгов. - Он обеспечивает ей иммунитет. Как бы вы ее ни скрещивали, уровень каннабиноидов стремится вернуться к определенному уровню. В наших широтах он обычно выше разрешенного.

- А как же мнение о том, что техническая конопля может поубивать все наркотики вокруг?

- Если рядом с дикой коноплей посадить техническую, то сначала действительно произойдет снижение уровня, - говорит Долгов. - Это будет выравнивание, как в двух сообщающихся сосудах. Но затем и на первом, и на втором поле наркотик обязательно пойдет вверх. За рубежом давно переключились на создание генномодифицированной конопли. В 80?х японцы вычислили ген тетрагидроканнабинола, а пять лет назад американцы просчитали всю цепочку синтеза.

Сергей Долгов проводит меня в стерильную зону. Несколько комнат с белыми, обитыми железом стенами. На полочках - банки с крошечными ростками. Это подопытные кролики, их растят «in vitro». То есть в стекле. Вырастить так коноплю - главная проблема генетиков.

- Мы уже научились создавать клетку, в которой нет синтеза тетрагидроканнабинола, - объясняет Долгов. - Но пока не можем заставить клетку расти, получить из нее растение. Австралийцам удалось сделать такое с маком. Но конопля пока не поддается.

МНЕНИЕ ФЕРМЕРА

«Наркоманы погремели кастрюлями и ушли»

Предприниматель Дмитрий Кириченко из Новосибирска выращивает безопасную коноплю уже три сезона.

- Как только мы засеяли поле, в прокуратуру тут же полетели «сигналы» от местных жителей, - вспоминает Дмитрий. - Приехали эксперты, все проверили, претензий не было. Наркоманы, правда, погремели кастрюлями в заброшенных коровниках неподалеку. Но ушли - поняли, что взять нечего. На второй и на третий годы никакого повышения уровня наркосодержания не было. Мы даже небольшой перерабатывающий завод купили, делаем утеплитель для бруса. Вообще дело очень перспективное. Мы сейчас 300 гектаров засеваем, но, как только отработаем технологию, возьмем объемы побольше, будем делать масло.


Владимир ДЕМЧЕНКО, kp.ru