Идея интеграции, или, что вернее, воссоединения, давно назрела. Достаточно ли одного желания или Замысел может споткнуться о множество пустых проблем?
Как перебороть корыстную заинтересованность удельных князьков? Как обойти бизнес интересы олигархии? Как не запутаться в глупых штампах, ставя Идею выше? Давайте, подумаем вместе!
Всё громче и настойчивее звучат голоса, призывающие к объединению. Выстроена ориентировочная схема интеграции: Таможенный Союз-ЕЭП-Евразийский Союз. Кажется, всё движется в правильном направлении, но… Являясь большим сторонником интеграции или, что более правильно, воссоединения, всё чаще задумываюсь над практическим воплощением Идеи. Кто, как и на каких условиях создадут новый, столь необходимый нам, Союз.
В данной статье хочется не столько выразить собственное мнение, сколько задать тему для обсуждения. Имея вопросы, не предлагаю готовых ответов. Имея предложения, не склонен утверждать их неоспоримость.
Итак, давайте попробуем перенестись в то славное будущее, которого с нетерпением ждём. Представим, что сегодня все стороны договорились о необходимости Союза. Завтра Объединение готово родиться!
В какой бы форме не произрос новый Союз, какие бы субъекты не вошли в него, одним из них, однозначно, будет нынешняя Российская Федерация. Современная Россия сама по себе является союзом, федерацией, объединением нескольких субъектов, часть из которых и территориально, и по численности населения не уступает потенциальным членам нового Союза.
Думаю, можно принять за аксиому, что любой Союз жизнеспособен только при условии равенства его составляющих. Вот тут-то и начинает собака зарываться…
Что считать равенством? Как уровнять, к примеру, Белоруссию и нынешнюю РФ? Не это ли причина мертворожденности Союзного государства России-Белоруссии?
Можно предположить, что некие приобретаемые «блага» (права, возможности и т.д.) должны распределяться в соответствии с численностью населения. В этом случае субъект «Беларусь», в суммарном исчислении, получает лишь одну четырнадцатую от того, что получает субъект «Р.Ф.». Вряд ли это устроит первых.
Можно предположить, что некие приобретаемые «блага» (права, возможности и т.д.) должны распределяться на паритетных, равных условиях. Половину пирога Белоруссии, вторую половину Российской Федерации. В этом случае количество «пирога» на одного гражданина в Р.Ф. будет в четырнадцать раз меньше, чем в Р.Б. Вряд ли это устроит вторых.
Понимаю, что реальность сложнее булки, и возможны разные варианты. Договоренности Таможенного Союза тому яркий пример. Осознаю, что не обладаю полной информацией для проведения детального анализа, но глубоко убежден, что любой архисложный вопрос решается легче, если упростить его до примитивного.
Упрощаем. Имеем новый Союз, состоящий из нескольких субъектов, один из которых и сам союз, состоящий из входящих в него субъектов. Простите за формулировку.
Вместе с тем, субъекты нового Союза обладают некими правами во взаимоотношениях внутри Объединения или вне его. Определенными правами обладают и субъекты РФ. А как будут соотноситься эти права?
При упрощении видно только два варианта: 1). Прав у субъектов Союза больше, чем прав у республик и областей РФ, или 2). Права субъектов Союза и субъектов Российской Федерации равны. (Другие варианты возможны, но маловероятны и вряд ли интересны для участников Союза).
При воплощении первого варианта возникает справедливое негодование субъектов РФ: почему «маленькой Белоруссии» можно, а большому Красноярскому краю (Татарстану, Орловской области и т.д.) нет? И не выйти ли тогда из состава РФ, что бы вступить в новый Союз с большими правами? Вряд ли допустимо переформатирование нынешней РФ.
Если воплощать второй вариант (равные права), то можно нарваться на недовольство субъектов нового Союза: почему у «Огромной Украины» должны быть такие же права, как у крохотной области N в составе РФ? А не поглощает ли нас Российская Федерация?
Глупо и непродуктивно называть ситуацию безвыходной. Выход есть всегда. Наверное, даже не один. Скорее всего, возможно несколько различных способов интеграции. Более или менее глубоких. Более или менее долговечных.
При одних вариантах жизнеспособность Союза под сомнением, при других она вероятна. Избрать можно любой. Российская Империя, к примеру, выбрала способ, позволившей её просуществовать века. В то время как СССР избрал интеграцию, которая в 1991 году отрыгнулся лоскутиками СНГ. В странных, порою оскорбительных, границах…
Теперь главный вопрос. То, что приходит в голову, но пугает. То, что может вызвать ваш гнев…
Ещё раз повторюсь, я не предлагаю способ, я лишь хочу зафиксировать тему.
Итак, мы хотим Союз. Мы собираемся построить Объединение. Но ведь у нас уже есть союз, и этот союз - Россия! Это федерация, это объединение, это сообщество субъектов! Не того ли и мы хотим?
Так, может, вместо создания вышеописанных проблем и формирования тяжелейших способов их преодоления, стоит поднять над всей Русью лозунг «Мы – Россия!»? Стоит набраться смелости и уйти от навязанных условностей? Сбежать от страхов быть «съеденными злым Кремлем», «попасть в кабалу к москалям» и т.п.? Ни раствориться, ни поглотиться, ни «исчезнуть во чреве», но войти в состав Федерации и гордо сказать: «Мы – Россия!»?
Сергей Брацио