26 августа с.г. депутаты Верховной Рады Украины от партии Регионов Сергей Кивалов и Вадим Колесниченко зарегистрировали в парламенте проект закона № 9073 «О принципах государственной языковой политики», поскольку, по их мнению, отражённому в пояснительной записке к законопроекту: «языковое законодательство Украины несистемное, противоречивое и полностью нерегулируемое».
Законопроект предусматривает использование региональных языков и языков нацменьшинств, наравне с государственным во всех сферах жизнедеятельности, в том числе, в судопроизводстве, следствии, предпринимательской деятельности, сфере административных услуг и органах государственной власти всех уровней, за исключением "вооруженных сил Украины и других воинских формирований". Предлагается также внесение в паспорт гражданина Украины, диплома об образовании, военного билета, трудовой книжки, свидетельства о браке и других документов сведений на государственном и языке меньшинства по выбору. Кроме того, на языках меньшинств можно будет учиться, для чего могут создаваться отдельные классы и группы. Региональные языки можно будет использовать в средствах массовой информации и для дубляжа фильмов.
В качестве региональных языков авторы включили в законопроект белорусский, болгарский, армянский, гагаузский, идиш, крымскотатарский, молдавский, немецкий, новогреческий, польский, ромский, румынский, словацкий, венгерский, русинский, караимский, крымчацкий и... русский языки!? По их мнению, "если провести параллели с данными последней Всеукраинской переписи 2001 года, то в случае принятия законопроекта русский язык станет региональным в 13 административно-территориальных единицах Украины". При этом, в ст. 1 раздела 1 данного законопроекта даются чёткие определения "языковой группе", как "группе лиц, проживающих на Украине, которые имеют общий родной язык", "языковому меньшинству", как "группе лиц, проживающих на Украине, которые имеют общий родной язык, отличающийся от государственного языка, и которая по своей численности меньше, чем остальное население государства" и "региональной языковой группе", как "группе лиц, проживающей в определённом регионе (населённом пункте), которая имеет общий родной язык".
А определяют регионы, в которых возможно введение регионального языка, в п. 4 ст. 7 раздела 1 согласно данным "Всеукраинской переписи населения о языковом составе населения в разрезе административно-территориальных единиц (Автономной Республики Крым, областей, районов, городов, посёлков, сёл)".
Для того, чтобы уточнить соответствие положений законопроекта и заявленных целей его принятия реальной действительности, необходимо обратить внимание на несколько факторов. Не секрет, что на Украине русский язык в силу его распространённости занимает особое место, а вопросы национальности и родного языка, это вопросы обострённо политические и поэтому цифровые данные о национальности, родном языке и языке предпочтительного общения существенно разнятся. Общепринято считать, что при наличии выбора, и это вполне естественно, человек предпочитает общаться на родном языке, поэтому во многих случаях при опросах задаётся не прямой вопрос о родном языке, а просто предлагается выбрать язык общения или заполнения анкеты. Такой метод опроса считается более объективным, поскольку исключает политическую составляющую и давление на опрашиваемого. Действенность этого метода очень хорошо видна на примере Украины.
Так, во время последней Всеукраинской переписи населения 2001 года русскими назвали себя 17,28% населения Украины, а вот родным языком, русский назвали уже 29,6%. В то же время, согласно данным Американского института общественного мнения (American Institute of Public Opinion), более известного, как Институт Гэллапа, в 2008 году на Украине на русском языке предпочитали общаться 83% граждан Украины! Немногим отличаются данные опроса телеканала 1+1, проведённые в нынешнем году среди 20-летних жителей Украины, т.е., абсолютно свободных от "проклятого тоталитарного прошлого" ровесников её независимости, 79,8% которых предпочли общаться на русском языке и только 20,2% на украинском!? И это данные только тех источников, которые нельзя даже заподозрить в необъективности по отношению исследуемому вопросу! Так что, исходя из результатов этих опросов, совершенно очевидно, что русский язык на Украине никак нельзя назвать языком "языкового меньшинства", которое "по своей численности меньше, чем остальное население государства", скорее, наоборот. Аналогичная ситуация и в разрезе по регионам. В прошлом году Яндекс опубликовал процент запросов на украинском языке по областям Украины. С учётом того, что интернет-аудитория Украины составляет порядка 17-18 миллионов человек, а Яндексом пользуется около 25% пользователей, то выборка более чем представительная. Как оказалось, утверждения о всесторонней приверженности жителей Западной Украины исключительно украинскому языку оказались сильно преувеличенными и максимальное количество запросов на украинском языке отмечено в Тернопольской области... аж 32,9%!? Если взять в целом по Украине, с учётом данных, например, по Луганской или Донецкой областям, где количество запросов на украинском языке порядка 6%, или центральных, где это количество в пределах 13-18%, то в среднем получается те же 80% граждан Украины, предпочитающих общение на русском языке, т.е., на родном для них.
Так что, напрашивается совершенно закономерный вопрос к авторам законопроекта о том, каким образом они умудрились "уравнять в правах" язык, на котором предпочитают общаться порядка 80% граждан Украины, с языками, на которых общаются максимум несколько десятых, а то и тысячных долей процента!? Ведь второе место после русского занимает крымскотатарский язык, который считает родным 0,47% населения Украины, а остальные 16 языков и того меньше.
В этом плане, не менее интересны и соавторы законопроекта, поскольку, кроме Кивалова и Колесниченко, в разработке законопроекта участвовали почетный глава Демократического союза венгров Украины М.Товт (родной язык для 0,31%), ответственный секретарь Межрегионального объединения "Румынское сообщество Украины" А. Божеску (0,29%), генеральный директор Всеукраинской благотворительной организации "Еврейский фонд Украины" А. Монастырский (0,007%) и украинский правозащитник, эксперт Р.О. Бортник, т.е., вообще ни одного русского!?
Бесспорно, что в демократическом государстве абсолютно все языки имеют полное право свободно развиваться, но если уж его авторы постоянно ссылаются на некий "европейский опыт" и рекомендации Венецианской комиссии, то не лишним будет напомнить, что, например, в Финляндии, кроме финского, государственным языком является шведский, хотя на нём разговаривает всего 5,4% населения, не говоря уже о Швейцарской Конфедерации, где кроме немецкого, французского и итальянского, официальным языком является также романшский, хотя на нём разговаривает не более 1% населения!? Так почему в европейской стране Украине не имеют права на государственный язык даже те 29,6% населения, которые совершенно открыто, вопреки чинившемуся на них давлению, назвали его своим родным во время официальной переписи населения?
Ответ, пожалуй, кроется в редкостной по своей абсурдности, но предельно откровенной по цинизму фразе Колесниченко, которую он произнёс во время круглого стола в Киеве в сентябре с.г. по поводу истинных причин разработки нового законопроекта. По убеждению регионала "этот закон остановит процесс жуткой украинизации, стабилизирует её"!? И действительно, в том, что этот законопроект "стабилизирует жуткую украинизацию" русскоязычных граждан Украины на нынешнем уровне жесточайшей русофобии на Украине, сомневаться не приходится. По свидетельству известного правозащитника, депутата Харьковского областного совета В. Алексеева на Украине существует 78 законов и подзаконных актов, которые в той или иной степени ущемляют права русских. Однако, за время, прошедшее после избрания В. Януковича президентом Украины с февраля прошлого года и по настоящее время, не был отменён ни один министерский приказ или даже распоряжение администрации, не говоря уже о положениях законов. И это при тотальном большинстве подконтрольных партии Регионов депутатах в Верховной Раде Украины! Вот этот "законодательный ужас" дискриминации русскоязычных граждан Украины и намерены "стабилизировать" своим законом Колесниченко "со товарищи".
Основная же цель принятия нового закона изложена в ст. 2 раздела Х: "со дня вступления в действие этого Закона утрачивает силу Закон Украинской ССР "О языках в Украинской ССР", о котором авторы нового закона в пояснительной записке указали, что он "устанавливает фактическое двуязычие, при котором украинский язык - государственный, русский - официальный (язык международного общения), а языки национальных меньшинств могут быть использованы как официальные в регионах их компактного проживания". Таким образом, становится понятно, что в действительности новый закон направлен не на "защиту" региональных языков и языков меньшинств, которые уже достаточно защищены действующим законом, а исключительно против русского языка в целях окончательной ликвидации на Украине "фактического двуязычия".
Об этом же говорит и статистика, на Украине 16.594 общеобразовательных государственных учебных заведений с обучением на украинском языке, а на русском - всего 1.149, т.е., менее 7%, хотя даже по результатам официальной переписи населения русский язык считают родным 29,6% граждан Украины. В то же время в Черновицкой области, где компактно проживают 19,8% румын и молдаван, 16,7% детей обучается в школах с румынским языком обучения. В Закарпатской областях, где проживает 12,1% венгров, в школах с венгерским языком обучения образование получает 10,1% школьников, не говоря уже о том, что венгерские и румынские классы открывают при 8-10 заявлениях от родителей, а в открытии русских классов могут отказать даже при наличии 20 аналогичных заявлений!
Согласно положениям ныне действующего закона "О языках", русский язык является "языком межнационального общения", "акты высших органов государственной власти и управления Украины принимаются на украинском языке и публикуются на украинском и русском языке", "официальные документы, которые заверяют статус гражданина, - паспорт, трудовая книжка, документы об образовании, свидетельства о рождении, о бракосочетании, а также документы о смерти лица выполняются на украинском и русском языках", "изучение во всех общеобразовательных школах украинского и русского языков является обязательным". Ничего подобного в новом законе не предусматривается, а русский язык низводится до обычного языка национального меньшинства, что, фактически, уничтожает даже малейшую перспективу когда-нибудь в обозримом будущем ставить вопрос о признании его на Украине в качестве государственного наравне с украинским. А если учесть, что требование действующего закона об обязательном "изучении во всех общеобразовательных школах украинского и русского языков" в настоящее время выполняется исключительно формально, то после того, как оно исчезнет из закона, об изучении русского языка в украинских школах можно будет забыть даже на уровне факультативов.
Т.е. разработку нового закона о языковой политике следует рассматривать, не более, как очередную попытку партии Регионов "узаконить" русских на Украине в качестве национального меньшинства, а русский язык ликвидировать, как язык межнационального общения на Украине, и загнать его исключительно в "региональное стойло" нескольких административных единиц. В принципе, это не ново, поскольку ПР, несмотря на имидж "пророссийской" и представляющей интересы русскоязычных избирателей Украины, в действительности является классической партией украинских буржуазных националистов и после прихода к власти, с упорством, достойным гораздо лучшего применения, настойчиво и последовательно реализует лозунг предыдущего президента Украины В. Ющенко: "Одна нация, один язык, одна церковь", взяв жёсткий курс на построение моноэтнического унитарного государства, напрочь отказавшись от ранее выдвигавшихся предвыборных обещаний предоставления русскому языку государственного статуса, наравне с украинским, и федерализации Украины.
Депутаты Верховной Рады Украины от ПР ещё в июне 2009 года в полном составе отказались голосовать за представленный лидером Компартии Украины П. Симоненко законопроект № 1117 "Об основах внутренней и внешней политики Украины", который предусматривал предоставление государственного статуса русскому языку, предложив взамен свой альтернативный законопроект с аналогичным названием, разработанный В. Коновалюком. Законопроект не предусматривал никакого особого статуса для русского языка, а в ст.14 скромно отмечал, что "государство реализует внутреннюю политику в сфере развития духовности на следующих принципах: формирование единой современной нации; развитие и функционирование государственного языка и языков национальных меньшинств", и все регионалы, включая самых яростных "защитников" прав русскоязычного населения Украины, ревностно соблюдая партийную дисциплину за него дружно проголосовали (http://rg.kiev.ua/page5/article14955/).
Говоря в пояснительной записке к законопроекту о том, что "языковое законодательство Украины несистемное, противоречивое и полностью нерегулируемое", авторы законопроекта, мягко говоря, лукавили, поскольку существующее законодательство не помешало Харьковскому областному совету принять русский язык в качестве регионального ещё в марте 2006 года, т.е., во время президентства В. Ющенко, и последовательно, на протяжении шести лет (!) отстаивать его в судах различных инстанций, последний из которых закончился только в июне сего года, уже при В. Януковиче!?
В Луганске, не сумев в отличие от Харьковского облсовета, добиться регионального статуса для русского языка, 27 мая с.г. депутаты областного совета утвердили решение "О реализации конституционных гарантий на свободное использование русского языка, других языков национальных меньшинств", в котором просто формально проинформировали общественность области о том, что "согласно решению Конституционного суда Украины от 14.12.1999, наряду с украинским государственным языком при осуществлении полномочий местными органами исполнительной власти могут использоваться русский и другие языки национальных меньшинств в пределах и порядке, которые определяются законами Украины". Вполне естественно, что такое "напоминание" от официального органа послужило определённым сигналом для более активного использования в области, в первую очередь, русского языка, что и неудивительно, учитывая, что по официальной статистике последней переписи населения 68,8% жителей области считают его родным.
Но даже такое абсолютно нейтральное решение облсовета вызвало бурю возмущения в "национально-бдительных" кругах, потребовавших от прокуратуры оспорить правомочность этого решения. Однако, в данном случае, прокуратура Луганской области не стала этого делать, популярно объяснив заявителям, что "в самом решении вообще нет каких-либо юридических формулировок, которые бы предоставляли русскому языку статус регионального или иным способом определяли его юридический статус. Резолютивная часть этого решения заключается в том, чтобы информировать общественность о решении Конституционного суда Украины от 14 декабря с его цитированием ст. 5 закона Украины "Про языки", согласно которому граждане имеют право обращаться в госорганы, предприятия, учреждения при помощи украинского, русского или другого языка".
И действительно, как может прокуратура или суд запретить облсовету информировать жителей области об их конституционных правах!? Тем не менее, областная организация Украинской народной партии обратилась в Луганский окружной административный суд с требованием признать недействительным решение Луганского облсовета, которое председатель областной организации В. Ткалич охарактеризовал, как фактическое "добро на использование русского языка на уровне с государственным, что противоречит украинскому законодательству". Оказывается, по мнению "национал-свидомых" политиков, в европейской демократической Украине напоминание её гражданам об их конституционных правах со стороны органов власти - "противоречит украинскому законодательству"!?
И в такой позиции нет регионального политика ничего удивительного, поскольку по мнению его непосредственного партийного начальника - заместителя председателя УНП В. Шовкошитного: "на русском языке в Украине могут говорить гости, оккупанты и их рабы. Украинец не может быть в своем государстве ни гостем, ни оккупантом. Украинец, как хозяин в Украине, может говорить на украинском так, как в своих государствах разговаривает остальное человечество. На русском может в своем доме говорить только украинец-раб, который за 300 лет московского ига таким образом хотел выделиться среди своих соотечественников, чтобы услужить оккупанту. Каждый украинец, говоря на русском подчеркивает свой рабский статус". Интересно, относятся ли эти слова, например, к Тарасу Шевченко, который не только общался, но и все свои письма, дневники и прозаические произведения писал исключительно на русском языке или пан Шовкошитный об этом просто не знает? А ведь по данным Центра региональных исследований и стратегий 43% жителей Одесской, Николаевской, Херсонской областей и АР Крым, называющих себя этническими украинцами, родным языком считают русский, 57% из них дома предпочитают общаться на русском, а 62% общаются на русском со своими знакомыми и приятелями! И все они "рабы"!?
Так что стоит себе только представить, как в такой обстановке, особенно в западных областях Украины, согласно предлагаемому законопроекту будут "формироваться инициативные группы" и "составляться подписные листы" для "сбора подписей свыше 10% лиц, проживающих на определённой территории"!? А ведь пан Шовкошитный далеко не одинок в своих высказываниях, оскорбляющих русскоязычных украинцев. Например, депутат Львовского областного совета от ВО "Свобода" И. Фарион считает право на выбор родного языка и языка общения "правом на дегенерацию и моральную деградацию" из "серии абсолютного права хотеть пьянствовать, хотеть обкуриваться и колоться, сквернословить и быть всесторонним хамом, оборотнем и выродком".
А в качестве способа перевоспитания приводит более, чем недвусмысленное высказывание Аристотеля: "Если кто-то говорит, что можно не уважать своих отца и мать, - ты ничего не доказывай. А наказывай"! Как "наказывали" кумиры "Свободы" тоже известно, в частности, экс-командующий УПА Роман Шухевич призывал своих соратников к тому, что несогласных надо "не запугивать, а физически уничтожать! Не нужно бояться, что люди проклянут нас за жестокость. Пусть из 40 миллионов украинского населения останется половина - ничего страшного в этом нет". В том же духе мыслят и нынешние последователи этого фашистского холуя, которые предпочитают не доказывать, а наказывать несогласных с ними, что нагляднее всего проявилось 9 Мая с.г. во время избиения ветеранов Великой Отечественной войны во Львове. Кстати, лидер "Свободы" О. Тягнибок абсолютно убеждён в том, что "санкция за раздувание, разжигание межнациональной вражды, ненависти ко всему украинскому, должна быть максимальной. Недаром "Свобода" в своем проекте конституции требует введения смертной казни".
Так что с реализацией этого закона, в свете такого отношения к русскоязычным гражданам на Украине, будут явные проблемы, не говоря уже о наличии в нём п. 9 ст. 7 раздела 1, которая может вообще перечеркнуть все усилия с воплощением закона в жизнь, поскольку гласит, что "ни одно из положений этого Закона о мерах по развитию, использованию и защите региональных языков или языков меньшинств не должно толковаться как такое, что создаёт препятствия для использования государственного языка"!? Другими словами, любой иск в суд со ссылкой на эту статью сделает невозможной любую меру "по развитию, использованию и защите региональных языков или языков меньшинств", поскольку вполне понятно, что любое расширение употребления "региональных языков или языков меньшинств" автоматически сужает сферу применения украинского языка, а это незамедлительно будет квалифицироваться как "создание препятствия для использования государственного языка". Как уже показала практика, такие иски будут, что называется, сплошь и рядом.
Тем не менее, 11 сентября с.г. законопроект, согласно которому на Украине отменяется статус русского языка, как языка межнационального общения и его обязательное изучение в украинских школах, единогласно поддержал... Всеукраинский Координационный Совет организаций российских соотечественников!? Более того, он рекомендовал "всем организациям - участникам системы КСОРС, направить обращения в поддержку данного законопроекта на имя председателя Верховной Рады Украины В.М.Литвина и Президента Украины В.Ф.Януковича".
Правда, видимо всё-таки осознавая, что законопроект носит явную антирусскую направленность, члены ВКСОРС сделали неуклюжую приписку в духе "а-ля Колесниченко": "Считать поддержку указанного законопроекта вынужденной мерой, промежуточным шагом для достижения главной цели - придания русскому языку статуса государственного"!? Комментарии, как говорят, излишни, поскольку объяснить, почему "для достижения главной цели - придания русскому языку статуса государственного", необходимо отменять его обязательное изучение в школах и лишать языка межнационального общения - просто невозможно! Кстати, указанный ВКСОРС возглавляет тот же Колесниченко.
Следует отметить, что на Украине есть собственно русские, которые считают себя государствообразующей нацией Украины и добиваются соответствующих прав, в том числе, признания русского языка в качестве государственного наравне с украинским, а есть "условно русские", для которых определённые личные блага стоят гораздо дороже их национальной гордости и статуса русского языка. Таких "условно русских" особенно много среди так называемых "профессиональных российских соотечественников", которые полностью подконтрольны российскому МИДу, поскольку им финансируются. Так, согласно заявлению директора департамента СНГ МИД РФ В. Сорокина, только в 2010 году Россия выделила на поддержку соотечественников на Украине более $1,2 миллиона. Поэтому они безропотно готовы поддержать всё, что прикажут им российские чиновники.
А официальное мнение российского руководства по поводу статуса русского языка на Украине высказал глава комитета по международным делам Госдумы РФ К. Косачёв в интервью украинскому еженедельнику "Профиль" во время пребывания во Львове на международной конференции "Европейский союз - Россия - Украина: в поисках новых модальностей партнёрства": "да, существует проблема русского языка, ясно, что значительная часть населения Украины продолжает им пользоваться, считая своим родным. Но также очевидно, что если дать этому языку такие же полномочия и свободы, как украинскому, то от этого мог бы пострадать уже украинский язык, что было бы совершенно неправильно для судьбы государственности, для суверенитета Украины"!?
Стоит ли удивляться после этого единодушной поддержке законопроекта со стороны "профессиональных соотечественников" из ВКСОРС? Сам же Косачёв, пытаясь выкрутиться из этой явно двусмысленной ситуации, по части абсурдности объяснений попытался перещеголять даже Колесниченко, заявив, что "некоторые части интервью, даже если они воспроизведены дословно, не полностью отражают смысл высказанных мною соображений"!? После такого "объяснения" следует признать, что Косачёв перещеголял даже гения дипломатии Талейрана, утверждавшего, что язык человеку дан для того, чтобы скрывать свои мысли.
На Всемирной тематической конференции соотечественников "О статусе русского языка в зарубежных странах", проходившей в Москве 17-18 октября с.г., участники секции "О правовом положении и статусе русского языка за рубежом" в своём решении также поддержали инициативу неких анонимных "объединений российских соотечественников, проживающих на Украине, относительно проведения кампании в поддержку реализации права на использование русского языка как регионального"!? Надо полагать, что ни эти "объединения российских соотечественников, проживающих на Украине", ни их покровители из российского МИДа, не говоря уже об участниках секции, даже не подозревают, что пока они тратят российские деньги на проведение многочисленных бессмысленных и, соответственно, безрезультатных "кампаний", в Харькове и без их участия этот вопрос решили ещё в 2006 году?
Не говоря о том, что при сравнении этого "решения" с резолюцией конференции возникают и другие вполне закономерные вопросы. Например, можно только приветствовать поручение конференции "Всемирному координационному совету российских соотечественников, страновым координационным советам соотечественников в государствах Европейского Союза рассмотреть на своих заседаниях возможность выступить в 2012 году с гражданской инициативой о придании русскому языку статуса официального языка Европейского Союза", так как "русский язык является родным для более чем шести миллионов российских соотечественников, проживающих в государствах Европейского Союза". Но с учётом более, чем 500-миллионного населения Евросоюза, численность российских соотечественников составляет там всего лишь 1,2%! Так почему, такое поручение не даётся "объединениям российских соотечественников, проживающих на Украине", где "русский язык является родным" для 29,6% населения!?
К сожалению, осталось не услышанным и не воспринятым послание участникам конференции Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, в котором он, в частности, сказал: "Борьба за статус русского языка - это борьба за подлинное равноправие жителей Украины. Поэтому никуда с повестка дня не ушли вопросы о государственном статусе русского языка, о его свободном применении в делопроизводстве, в юридической сфере, о снятии преступных, но формально узаконенных, бесчеловечных ограничений на использование в теле- и радио- эфире "негосударственного" языка, что является плохо прикрытой формой государственного ограничения русского языка, государственной борьбы с ним и его носителями, т. е. многими миллионами граждан Украинского государства, в подавляющем большинстве, кстати, являющимися чадами канонической Православной Церкви. Эти ограничения пришли к нам из недавнего печального прошлого, и пришла пора перевернуть эту недобрую страницу истории".
Увы, но на Украине в настоящее время не осталось ни одной серьёзной политической силы, которая бы добивалась придания русскому языку статуса государственного, наравне с украинским.
В сентябре 2010 года председатель фракции Компартии в ВРУ П. Симоненко совместно с председателем фракции ПР А. Ефремовым и членом фракции Блока Литвина С. Гриневецким зарегистрировали в парламенте законопроект № 1015-3 "О языках в Украине", в которым, несмотря на реверансы типа признания "украинско-русского двуязычия важным достоянием украинского народа" или того, что "им пользуется большинство граждан страны", статус русского языка определён исключительно, как региональный. Таким образом, Компартия, так же, как ранее партия Регионов, официально подтвердила свой отказ от намерений добивалась придания русскому языку статуса государственного, наравне с украинским.
Президент РФ Д. Медведев в октябре с.г. в приветственном послании участникам и гостям Всемирной тематической конференции соотечественников "О статусе русского языка в зарубежных странах" заявил, что "настоящее уважение к родной речи, ответственное отношение к ее судьбе - очень важны и для России, и для наших зарубежных соотечественников" и выразил надежду, что "дискуссии и обмен мнениями в ходе конференции будут способствовать дальнейшему повышению роли и статуса русского языка, развитию многопланового взаимодействия между Россией и странами вашего проживания", а также подчеркнул, что у России "среди приоритетных направлений - оказание поддержки в изучении и преподавании языка, популяризация российских культурно-гуманитарных традиций, в основе которых всегда лежали высокие духовные и нравственные идеалы".
Увы, но в последнее время уже стало привычным, что слова российского президента диаметрально расходятся с реальной политикой российских государственных чиновников. Вот и в данном конкретном случае Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, МИД РФ и Федеральное агентство "Россотрудничество" абсолютно не возражают против принятия на Украине закона, легализующего прекращение изучения русского языка в украинских школах, хотя, это явно не будет "способствовать дальнейшему повышению роли и статуса русского языка", к чему призывал Медведев
Как ни парадоксально, но для русских Украины единственным шансом избежать унизительного законодательного превращения русского языка из всеукраинского языка межнационального общения в язык нескольких регионов, остаётся крайне непримиримая позиция по отношению к этим законопроектам "национал-свидомых патриотов", для которых единственно приемлемым законопроектом являлся бы закон о полном запрете функционирования русского языка на территории Украины, поскольку все остальные проекты, в которых есть упоминание хотя бы о каком-нибудь использовании русского языка на территории Украины, являются для них "имперскими" и "антигосударственными"...
REGNUM. Фёдор Яковлев