Русское Движение

Нажми сиську – купи «Femen»!

Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Грандиозное по своим масштабам и финансированию шоу «Майдан 2004-2005» надолго, если не навсегда дисквалифицировал в Украине традиционное понимание политики, превратив политическую жизнь страны в бесконечное реалити-шоу, приковавшее пристальное внимание десятков миллионов телезрителей.

До тех памятных событий политика действительно интересовала лишь немногих, а затраченное на политиков эфирное время, если конечно не считать профильных каналов теле-радио вещания было ничтожным. Теперь же лица министров и партийцев по частоте появлений на голубых экранах запросто могут соревноваться с поп-звездами, имена политиков и разномастных околополитических прихвостней типа псевдо-художника Пояркова знает и стар и млад, СМИ вместо освещения оперативных событий превратились в постоянно обновляющийся цитатник. Но этим популяризация (если не сказать профанация) политической жизни не ограничилась – дебаты и прения были изрядно разбавлены шутовством, бурлеском и откровенно хулиганскими выходками. Настоящие и инсценированные потасовки, метание яиц, использование дымовых шашек в Раде и прочие балаганные фокусы заставляют ожидать, когда на сессиях ВР появятся медведи на роликовых коньках и скоморохи, а сами народные избранники вместе с поп-дивами будут лоббировать законопроекты пением, танцами и фокусами.

Подобная дэволюция происходит и в сфере общественно-политической активности – «гражданские» движения принимают все более маргинальный вид. «Братство» Корчинского (ныне забытое), «Братство св. Луки» и конечно же «Femen» - эти и многие другие новообразования усиленно ломают стереотипы относительно методов и форм выражения гражданского протеста, внедряют в молодежное сознание идеи созвучные с пресловутым «то что не запрещено – то разрешено». Нередко активность этих формирований балансирует на грани фола – достаточно вспомнить имитацию полового акта возле здания ВР, хотя в подавляющем большинстве случаев дальше хулиганства дело не идет.

Во многом необходимость внедрения таких технологий обусловлена девальвацией ценностей «Майдана» и тотальной утратой интереса к недавним героям. Давно уже принцесса-кокаинетка не тревожит юные сердца, сохранив верных поборников в основном лишь среди пенсионеров, кумир В. Ющенко обглодан до унылой кочерыжки, а бронелобые националисты вызывают восхищение лишь среди столь же бронированных личностей и заядлых «свидомитов» (не путать с содомитами). Конечно соросята и выкормыши фридомхауза усердно выполняют поставленные инвесторами задачи, но неумолимые законы театра требуют новых форм, новых фигур и постановок, способных зацепить пресытившуюся публику.

Спецпроект «Femen» - яркий пример внедрения инновационных технологий манипуляции общественным сознанием и формирования общественной морали. Молодые сексапильные девушки, воинственно потрясающие плакатами, на которые мало кто смотрит, так как взгляды прикованы к тому, что волнует мужчин куда больше политики.

Финансируется проект Джедом Санденом, экс-владельцем холдинга KP Media – конечно же, исключительно из филантропических соображений. Вообще «камерность», искусственность проекта сильно бросается в глаза, несмотря на все попытки изобразить «Femen» самостоятельным общенациональным движением.

По словам Анны Гуцол  - одной из икон «Femen», движение (кстати, официально не зарегистрированное) насчитывает 15 тыс. сторонников. Цифра эта, более чем скромная в масштабах многомиллионной страны, вызывает определенные сомнения. Судя по отсутствию относительно самостоятельных филиалов, заявляющих о себе в украинских городах и весях, сторонники эти, скорее всего, виртуальны, сродни пресловутым друзьям в социальных сетях. К тому же активность «Femen» невозможна без сети Интернет и освещения в СМИ – все делается исключительно на камеру, ни в какой деятельности за пределами информационных коммуникаций «Femen» замечен не был.

Интересна также неразборчивость активисток в выборе поводов для протестов – сегодня это разврат в исполнении Берлускони, завтра Евро-2012, послезавтра – Киевский зоопарк. Создается закономерное впечатление, что главное для «Femen» не протест, а возможность «засветиться», эпатировать публику, сформировать и популяризовать свой бренд. По сути, «Femen» не представляет сколь-нибудь четко сформированного мировоззрения, зачастую игнорирует актуальные проблемные вопросы, не в состоянии сформулировать требований или предложений, хулиганистых девчат лишь условно можно привязать к феминизму. Когда «мозг» проекта – Анна Гуцол пытается обосновать протестные претензии, становится понятно, что в активах «Femen» есть лишь тело.

Одним словом, «Femen» - это чистой воды эпатаж, основанный на демонстрации сомнительного качества женских прелестей, гарем, невозможный без финансовой опеки своего «халифа». Хотя организаторы прилагают немало усилий, чтобы повысить рентабельность движения: «Нажми сиську – купи «Femen» под этим откровенным девизом на сайте движения реализуются сомнительные реликвии и атрибутика. Цены неприятно удивляют: календарик – 2 у.е., календарь А3 – 4 у.е., футболки от 17 до 40 у.е., самодельный плакат с акции – от 10 у.е., чашка с логотипом – 20 у.е. и наконец, «сиськограф» (sic!) – оттиск грудей и автограф активистки стоит целых 70 у.е.. Тяжело судить, насколько успешно продается весь этот ширпотреб, но, напрашивается вывод, что купить «Femen», хотя и задорого, может любой обладатель достаточного количества дензнаков. Кроме того, предпринимаются попытки раскрутить под брендом «Femen» несколько Интернет-проектов.

Любопытно отношение властей к проекту «Femen». Большая часть акций откровенно согласована – невозможно поверить, что полуголые вакханки могут самостоятельно взгромоздиться на арку зоопарка, вырваться на козырек супермаркета, тем более, прорваться на арену стадиона во время его открытия. Смешно и грустно смотреть, как наигранно активистки отдаются в руки отчаянно стесняющихся блюстителей, при этом картинно суча ножками и повизгивая. Станиславский в таких случаях говорил «не верю!». Тяжело однозначно назвать причину столь откровенного заигрывания власти с «Femen», разве что она состоит в пайщиках спецпроекта.

Зачастую деятельность «Femen» наталкивает именно на такую мысль, тем более что ключевыми «тэгами» их активности служат «Евро-2012» и «проституция». Создается впечатление, что именно формирование бренда украинской проституции является одним из основных заданий проекта. А почему нет – если Украина так и не стала ни кузницей, ни житницей, отчего не стать туристической Меккой Европы, тем более, что еще В. Ющенко активно муссировал эту тему? А уж проект «Femen» наглядно покажет гостям, какой именно туризм предлагает им Украина. Не для того ли практически вся активность «Femen» освещается на английском и даже во время акций почти всегда присутствуют плакаты на доступном европейцам языке? Что за рай для туристов – в перерыве между футбольными баталиями наслаждаться памятниками украинской государственности и конечно же нажимать сиську, покупая «Femen»!

Хотя одной пропагандой и брендированием украинской проституции задания спецпроекта «Femen» не ограничиваются. Как уже было сказано, это формирование нового образца активной гражданской позиции и моделей протеста, привлекательных для молодежи. Публично оголять срамные места, жарить яичницу на Вечном Огне, тыкать букетом в министра – вот новый формат протеста, пример для подражания, удочка, на которую можно поймать активную молодежь. Опять же, внедрение таких технологий позволяет нивелировать сам институт общественных объединений, вновь превратить в фарс гражданский протест, дискредитировать и опустить до балаганного уровня всю социально-политическую жизнь страны. Едва ли кто-то удивится, если «Femen» будет участвовать в парламентских выборах и грудью протолкнется в Раду. Тем более, что Помаранча-шоу возродило имперскую традицию держать при дворе шутов, юродивых и прочих фриков.

Нам еще предстоит полностью уяснить назначение проекта «Femen» и понять, что именно происходит – лишь бы не опоздать. Но уже сейчас кристально ясно – этот и подбные провокационные проекты это тестирование, разведка боем, предваряющая очередной могущественный удар по общественному сознанию. Увы, раздираемое искусственно созданными противоречиями и угнетаемое экономическими реалиями общество не в состоянии вовремя разглядеть в грудастых куклах опасное орудие деструкторов. А как было бы здорово, закончить очередную акцию «Femen» оголением филейной части активисток с последующей обработкой мягких мест березовыми розгами!

alternatio.org, Юрий Ковальчук