Появление Андрея Макаревича в нашумевшем украинском ролике ко Дню Победы, в общем-то, не удивляет. Больше поражает то, что отдельные наши граждане всё ещё удивляются такому обороту, считая музыканта эдаким блудным сыном российской рок-музыки. Между тем, Макаревич всего лишь в очередной раз чётко обозначил свою позицию. Он, конечно, волен выбирать сторону баррикад, но при этом следует помнить о последствиях такого выбора. И вот тут начинаются самое удивительное, когда с самого начала кризиса признавшийся в поддержке Украины Макаревич вдруг с изумлением обнаружил прохладное к себе отношение со стороны российской общественности.
И что ещё страннее, вместо того чтобы принять это отношение как расплату за свою принципиальную позицию, вышеназванный бросился ругать всех сразу — и Путина, и русский народ, но при этом тут же успел пожаловаться тому же Путину на негодный народ, а народу, вернее, тем его представителям, кто по-прежнему готов был его слушать, — на плохого Путина. Даже не знаешь, как это трактовать — как последнюю наглость или крайнюю глупость.
Слово «глупость» можно употребить и в отношении его так называемой речи. Одна «раздербаненная Польша» чего стоит. Можно также напомнить, как в течение многих лет Польша сама провоцировала обоих соседей на своё «раздербанивание» и многое, многое другое. Не говоря уже о том, что раздел Польши был продиктован военной необходимостью, так же как, к примеру, и аналогичная оккупация Ирана, которую СССР осуществлял уже в союзе с Великобританией. Последняя, к слову, также оккупировала Фарерские острова и нейтральную Исландию. Впрочем, «Андрюша-музыкант» выше таких мелочей. У него плохая только Россия.
Вокалист «Машины Времени» отныне служит нацистам, пусть и не с автоматом, а со словом и гитарой. Если проводить параллели, то перед нами идеологический работник врага, причём далеко не самого низкого ранга. И отвечать он должен соответственно. Говорить, что, мол, я простой музыкант, а музыканты вне политики, уже не получится.
Андрей мог бы тихо ненавидеть Россию и русских, избегая публичных заявлений, или отписаться у себя в блоге как можно более деликатно и двусмысленно. Такой человек заслужил бы нелюбовь, но не более того. Также он мог бы изливать душу исключительно своим друзьям на кухне или вообще только личному дневнику, а на прямые вопросы о своем отношении к украинским событиям ответить максимально уклончиво. Сам Макаревич от такой позиции ничего бы не потерял, скорее наоборот, мог бы спокойно и далее выступать и в Москве, и в Киеве.
Вместо этого наш дорогой музыкант встал на путь активной борьбы, и его позиция стала общеизвестна даже гражданам, вообще далёким от музыки. С соответствующей реакцией. Оскорбления Макаревича в адрес русских как нации говорят о его глубоком инфантилизме. Вопреки распространённым утверждениям, его группа в советский период не подвергалась особым гонениям, а наоборот, существовала достаточно свободно. «Машина времени» неизбалованным советским людям казалась свежей и даже дерзкой. Но с наступлением девяностых у публики закономерно появились новые кумиры, а «Машина времени» закономерно переместилась на край сцены на правах почётных ветеранов, а затем пропала с неё вовсе. Видимо, из-за этого Андрей и затаил обиду, но это не никоим образом не снимает с него ответственности за поддержку садистов и убийц. Многие группы и исполнители сумели уйти со сцены достойно, оставшись в памяти людей и истории. Макаревич не смог.
К слову, подстать Макаревичу другие представители российского шоу-бизнеса. За примерами далеко ходить не надо. Вот известный стилист Сергей Зверев, неоднократно замеченный на киевском Майдане, недавно вручал корону победительнице конкурса «Российская красавица-2015» из… Севастополя.
Правда есть одно важное обстоятельство. Сейчас практически военное время — пусть не по форме (особенность нашей странной эпохи), зато по сути. И в военное время к таким «товарищам» совсем другой спрос, по которому они пока достойно не расплатились.
Проблема предательства представителей культуры (или тех, кто числится у нас таковыми) — это не вопрос отдельно Макаревича, Зверева или кого-то ещё. Это вопрос к государству, которое через собственные масс-медиа формирует спрос на таких деятелей. Может, хватит?
ВО, Игорь Кабардин