"Неправильных" украинцев могут лишить гражданства.
Одной из самых горячих новостей недавних дней стало решение Верховной Рады о принятии закона «Об осуждении коммунистического и нацистского тоталитарных режимов на Украине и запрете пропаганды их символики». Однако мало кто вспомнил, что, принимая нормативные акты, направленные на переформатирование исторической памяти, киевская власть пользуется готовым опытом стран Балтии.
И, согласно логике развития событий, скоро можно будет воспользоваться очередной наработкой прибалтов: разделением населения на полноправных и неравноправных жителей. Высказывания идеологов постмайданной Украины говорят о том, что подобный шаг вполне может последовать.
Принятый закон вводит, под страхом пятилетнего тюремного заключения, запрет на «публичное отрицание преступного характера тоталитарных режимов, а также запрет на публичное использование и пропаганду их символики на Украине». И здесь, надо полагать, не обошлось без советов «старших товарищей».
Как известно, в последние месяцы выходцы из Прибалтики – самым заметным из которых является министр экономического развития Айварас Абромавичюс – заняли важные места в структуре властного аппарата Украины.
Экс-премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс (кстати, автор «Стратегии сдерживания России» и инициатор появления в Литве секретной тюрьмы ЦРУ), которого пригласили стать советником президента Петра Порошенко по проведению реформ, рассказал прессе: «На Украине работает немало литовцев – от нашего бывшего вице-министра экономики Адомаса Аудицкаса до Нериюса Удренаса, бывшего советника президента, и бывшего еврокомиссара Альгирдаса Шеметы».
Тут стоит напомнить, что Литва ввела запрет на использование на общественных собраниях советской и нацистской символики, гимнов, формы и изображений лидеров национал-социалистов Германии и КПСС/СССР в 2008 году. Это было сделано по примеру Эстонии, принявшей подобный закон годом ранее, на волне событий, связанных с переносом «Бронзового солдата». Что касается Латвии, то там похожий нормативный акт ввели еще в 1991-м, а спустя двадцать два года ужесточили, запретив «вражескую» символику на абсолютно всех публичных акциях, в том числе и развлекательных (ранее ее можно было использовать на увеселительных мероприятиях).
Смысл одновременного запрета как нацистских знаков, так и символов тех, кто этих нацистов гнал и уничтожал, не составляет никакого секрета: и тех, и других необходимо уравнять в массовом сознании. Но следует отметить весьма важный нюанс. Прибалтийская Фемида не спешит реагировать на нарушение законодательства, если речь идет о поклонниках Гитлера, использующих атрибутику нацистского режима. Были случаи, когда подобные персонажи открыто прогуливались по улицам со свастиками на одежде, и им за это ничего не было. На местных интернет-порталах торгуют браслетами со свастиками, их же рисуют на стенах школьных кабинетов, оправдываясь, что это, мол, такая «национальная этнографическая символика»…
Доходит до совсем уж трагикомического: прошлым летом возле собора Святого Петра в Старой Риге установили детскую горку розового цвета в виде фигуры солдата. Автор этого произведения скульптор Айгар Бикше охарактеризовал его как абстрактного «раненого воина». Однако блогеры и журналисты по характерной форме каски и узнаваемой штурмовой винтовке опознали в нем бойца ваффен-гренадерской дивизии СС.
И совсем по-другому власти реагируют, когда есть возможность обвинить кого-то в использовании звезд и серпов с молотами. Не так давно Полиция безопасности (ПБ) Латвии «наехала» на организаторов частной вечеринки, проводившейся на аэродроме Спилве в Риге – «преступники» имели наглость поднять флаги СССР и Латвийской Советской Республики. К счастью, бдительные местные националисты вовремя стуканули куда надо – и «преступники» были вовремя изобличены и оштрафованы. Или вот случай двухгодичной давности: на 9 Мая один латгальский крестьянин вывесил во дворе своего хутора советское красное знамя с серпом и молотом. Для того, чтобы снять ненавистный флаг, на хутор примчались как «обычные» полицейские, так и сотрудники ПБ. Впрочем, поскольку нарушитель спокойствия согласился добровольно убрать знамя, наказания ему удалось избежать...
Уже даже сама аббревиатура СССР возбуждает у националистов пароксизмы ярости. Врач-латыш по имени Юрис Видиньш заявил, что не станет оперировать «русских шовинистов», если у тех обнаружится на теле татуировка «СССР» и они будут требовать говорить с ними на родном языке.
В Литве тамошние «ревнители нравственности» долгое время сражались с производителем популярного брэнда «Сосиски советские», оскорблявшего их своим существованием до глубины души.
Бились, бились – и в итоге добились: производитель решил-таки отказаться от опасного названия.
Ну, и какое мировоззрение могло развиться у юношей и девушек, выросших в подобной атмосфере? Разумеется, для них участники тех же отрядов «Ваффен СС», или ОУН, или УПА являются безусловным примером для подражания – ведь они истребляли «оккупантов», или, говоря по современному, «ватников» и «колорадов». Современная литовская, эстонская и латышская молодежь настроена большей частью антирусски и антироссийски, охотно верит самым нелепым и страшным байкам про восточного соседа и всерьез опасается «кремлевской агрессии». Те же самые процессы, увы, происходят и на Украине, где недавно дошли до поиска «бытовых сепаратистов».
Что и говорить, эмиссары из Прибалтики немало сделали для того, чтобы привести к власти теперешний киевский режим: выступали с пламенными речами на Майдане, метали громы и молнии в сторону «российского империализма», мешающего «демократическому выбору Украины». Подобная политика в полной мере сохранилась и сегодня: спикер Сейма Латвии Инара Мурниеце в телеэфире призвала страны Запада наладить прямые поставки вооружений для Киева. Об антироссийских же эскападах президента Литвы Дали Грибаускайте, внезапно ставшей «лучшим другом украинцев», даже вспоминать лишний раз не хочется – настолько они на слуху.
Собственно, архитекторы «революціи гідності» никогда не скрывали, что используют Прибалтику в качестве «ролевой модели». «Я думаю, равняться надо на прибалтов, потому что они тоже были под игом совка долгое время, и их опыт в построении нового государства может всем нам пригодиться», – заявляет певец Сергей Михалок, являющийся одним из заметнейших культуртрегеров киевского режима. У подобных симпатий есть вполне очевидная подоплека: Литва, Латвия и Эстония не только «вышли из шинели» СССР, но и осуществили заветную мечту «евроукров» – вступили в ЕС, Шенген и еврозону. Какими реальными результатами это обернулось для их населения – дело десятое, но заботливо выпестованная в Вильнюсе, Риге и Таллине легенда о «прибалтийском чуде», об «экономических тиграх» оказалась крайне востребована Киевом. И теперь для того, чтобы повторить этот «успех», здесь почтительно внимают советам «мудрых наставников» с туманных берегов Балтики…
Поэтому, например, все больше сторонников на Украине набирает идея ввести, по образцу Прибалтики, институт массового негражданства. Паспорта «негров», естественно, предполагается выдавать «колорадам», не разделяющим «европейской ориентации» – в первую очередь, из числа жителей мятежного Донбасса.
Такое предложение, в частности, высказал известный политолог Юрий Романенко (тот самый, что недавно предложил отстреливать российских журналистов): «Надеюсь, что все понимают, что все кто голосовали на референдуме ДНР, должны быть лишены права голосовать и выбираться на выборах в национальные и местные органы. Необходимо ввести политику негражданства, как в Прибалтике, для того, чтобы решить проблему «ватного электората». Радикальные политики высказываются более прямо и грубо: выступая 22 февраля 2014 года на Майдане, лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок прямо предложил ввести статус «негражданин Украины» для местных русских.
Существование массового института неграждан (на местном сленге – «негров»), или постоянных жителей страны, не имеющих гражданства, стало одним из наиболее характерных признаков современных Латвии и Эстонии. Тут надо подчеркнуть, что массовое лишение прав происходило с ведома и даже по указке «цивилизованной Европы». Например, пару лет назад президент Эстонии Томас Хендрик Ильвес проговорился в одном интервью, что его государство из-за института неграждан подвергается критике России и той же Европы. А ведь изначально идея о его введении, по словам Ильвеса, исходила от ОБСЕ и лично от Макса Ван дер Стула, в 1993–2001 гг. занимавшего пост Верховного комиссара этой организации по делам национальных меньшинств! «В 90-х я встречался с людьми, американскими советниками, прекрасно говорящими по-русски. Они работали в эстонских министерствах и спокойно говорили «Да, мы сюда приехали в том числе для продвижения идеи и работы над проектом «Россия или СССР, как страна оккупации Прибалтики», продвижения этого в обществе, как идеологической формулы», – свидетельствует правозащитник Максим Рева. Руководство евроатлантического блока, они люди экономные и хозяйственные: если какие-либо методы хорошо зарекомендовали себя в одном регионе, то почему бы не применить их и в другом?
Уместно напомнить, что статус «негров» получили представители русскоязычного населения Прибалтики. Он отягощен несколькими десятками видов ограничений в правах – политических, профессиональных, экономических, социальных. Самое главное, «негр» не может голосовать, участвовать в выборах (впрочем, эстонским негражданам разрешено голосовать на муниципальных выборах), занимать государственные должности. Юридическим обоснованием появления данной категории жителей стали принятые в начале 90-х решения эстонских и латвийских государственных органов, согласно которым гражданство этих стран было признано только за теми, кто смог доказать проживание своих предков на их территориях до 1940 года. Кстати, позже представители латвийской элиты открыто признавали, что сознательно ввели русскоязычных в заблуждение, обещая дать гражданство всем, кто жил в республике. Это понадобилось для того, чтобы заручиться их поддержкой или, по крайней мере, нейтралитетом во время борьбы за выход из состава СССР.
В результате в Латвии оказалось на тот момент свыше 700 тысяч обладателей фиолетовых паспортов «негров», в Эстонии – примерно полмиллиона столь же бесправных «серопаспортников». В течение последующих двадцати лет количество неграждан неуклонно сокращалось: одни эмигрировали, другие приняли навязанные государством правила игры и стали сдавать натурализационные экзамены.
Однако и на сей день в Латвии проживает около 260 тысяч лиц без гражданства, в Эстонии – около 90 тысяч.
«Сепаратистов и их сторонников нужно лишать украинского гражданства. Без колебаний и рассуждений. На свободу мысли никто не покушается. Но если человек не любит Украину, желает ее уничтожения или расчленения – какой он гражданин? Он враг и инородное тело. Раковая опухоль, которая вроде и связана сосудами, но без операции или химиотерапии уничтожит весь организм», – рассуждает киевский журналист Кирилл Сазонов.
И подобные рассуждения сопровождаются сотнями возгласов поддержки майданного электората…
«Столетие»