Одной из главных причин, почему развалился СССР, стали действия националистов в его союзных республиках. Не стала исключением и Украина. И сейчас об этом с гордостью вспоминают представители видных украинских политиков. Нездоровый ажиотаж, возникший среди мировой демократической общественности в связи с "посадкой" Юлии Тимошенко, дает повод не только поразмышлять о яркой и трагической судьбе украинской Жанны Д'Арк, но и в очередной раз бегло глянуть на ее ближайших соратников. Широко известна поговорка, что "короля (королеву) делает свита".
На первый взгляд, это совершенно не про "газовую принцессу", поскольку, как правило, она всех "делает". Действительно, люди, на которых леди Ю опирается во внутриполитической борьбе, это либо денежные мешки, либо исполнители ее поручений. Что же касается внешнеполитического направления активности "женщины с косой", то здесь ситуация несколько иная.
В окружении лидера партии "Батькивщина" ("Отчизна") есть пара-тройка товарищей, отслеживающих мировой политический контекст и рекомендующих, в зависимости от ситуации, своей патронессе ту или иную линию поведения на международной арене.
Так, вышедшая в американском Foreign Affairs под именем Тимошенко статья "Сдерживая Россию" была написана Григорием Немырей, который является своего рода персональным министром иностранных дел Юлии Тимошенко. Но не пассивным рупором, транслирующим за рубеж ее точку зрения, а внешнеполитическим политтехнологом, советующим своей начальнице занять правильную позицию в сложившемся международном раскладе сил.
Еще одна фигура из Юлиной обоймы на западном направлении — это Тарас Кузьо. Про себя Кузьо пишет, что он "старший научный сотрудник Центра трансатлантических отношений Школы фундаментальных международных исследований Университета Джона Гопкинса в Вашингтоне". А прежде, в 1985–1992 годах, Тарас, по его словам, служил, "директором Товариства з вивчення радянських національностей (ТВРН) і Української пресової агенції у Лондоні", что в переводе даже не с украинского, а с "канадийского" означает, вероятно, "директор Общества по изучению национальностей (народов?) Советского Союза и Украинского агентства прессы (печати?) в Лондоне". В общем, кто лучше понимает канадский диалект мовы, меня поправит.
Поскольку как раз старший научный сотрудник Вашингтонского университета себя недавно некоторым образом проявил, бегло глянем именно на него, точнее оценим его проявление. Тарас Кузьо представил на суд читателей "Украинской правды" небольшое исследование о том, как борцы за украинскую независимость на деньги американской разведки развалили Советский Союз. В принципе, вся суть исследования в двух словах уже изложена выше, но некоторые приводимые американским украинцем детали представляют интерес.
В анонсе автор исследования сообщает, что "Украинский Главный Освободительный Совет (Українська Головна Визвольна Рада, УГВР) и США сыграли ключевую роль в независимости Украины…". И затем почему-то оговаривается, что "… до сегодняшнего дня историю об этом никогда не рассказывали. Свидетели или не желают об этом говорить, или уже покинули этот мир…" Надо сказать оговорка эта — весьма спорная. Для тех, кто хоть немного интересовался темой, факт использования националистических групп западными спецслужбами в подрывных целях — секрет Полишинеля. Не будем, впрочем, придираться к мелочам…
Но между делом отметим, что по ходу данного краткого повествования автора этих строк осенила догадка, объясняющая тайну странного, с точки зрения правил украинского литературного языка, названия предпоследнего места работы Тараса Кузьо. Вероятнее всего, название "Українська пресова агенція" — это подстрочный перевод, калька англоязычного наименования этой организации, то есть — Ukrainian Press Agency.
"Канадийский" мовный диалект — классический пример того, как разговорная речь и литературный язык диаспоры перенимает, заимствует лингвистические конструкции, обороты местной языковой среды, в данном случае — англоязычной. Ну и, опять же, аббревиатура, очевидно, должна была получиться такой же, как у бандеровского вооруженного формирования — УПА, Украинской повстанческой армии.
Таким образом возникало взаимодействие двух разных (но одноименных) подразделений. Одна УПА пряталась в схронах в Карпатских лесах, время от времени нападая на обозы, убивая приезжих учителей и врачей, вырезая сочувствующих советской власти земляков. Другая УПА, как будет вскользь показано ниже, за деньги западных спецслужб вела борьбу с москалями на идеологическом фронте.
"История начинаетсяв1944 году, когда представителей УГВР, одним из которых был легендарный Мыкола Лебедь, отправили в Западную Европу — для установления контактов с западными союзниками", — пишет украинско-американский ученый. Сам по себе этот краткий пассаж вызывает сразу несколько вопросов. Прежде всего, не совсем понятно, кто их туда "отправил" и каким образом. Кузьо об этом не сообщает.
В скобках научный сотрудник из Вашингтона, как ему кажется, поясняет, что "многие в Восточной Европе, в том числе ОУН [Организации украинских националистов], верили, что вскоре после победы над нацистской Германией начнется война между странами Запада и СССР". Но, если честно, и это, на мой взгляд, не вносит ясность в вопрос, кто с кем воевал, и кто кому был союзником в 1944 году.
Зато ниже читателям становится понятно, кто такой "легендарный Мыкола Лебедь", и как друг с другом соотносятся УГВР и ОУН. Отправленный в Западную Европу Лебедь оказался бывшим руководителем Службы безопасности бандеровского крыла Организации украинских националистов (ОУН (Б)), который впоследствии проявил себя, по убеждению Кузьо, "умелым бойцом идеологического фронта". А УГВР служил политическим "зонтиком" ОУН (Бандеры).
"Одним из результатов сотрудничества Зарубежного представительства УГВР и западных союзников [!] было десантирование [!] курьеров на территорию Украины в конце 1940-х и в начале 1950-х", — рассказывает далее об этапах героической борьбы с москалями Тарас Кузьо. Однако такие методы борьбы оказались малоэффективными "вследствие противодействия советских [!] шпионов в британской [!] разведке и ОУН (Б) [!]…" В результате, в начале 1950-х годов "украинское подполье было разгромлено".
Так как подобная тактика результатов не принесла, Советский Союз не развалился, из ошибок были извлечены уроки, и вместо "десантирования курьеров" решено было сосредоточиться на других направлениях борьбы. Цитирую: "В 1952 году американцы изменили свою политику относительно СССР и начали финансировать издательскую и исследовательскую организацию "Пролог", которая большее время своего существования базировалась в Нью-Йорке. С 1950-х годов "Сучасність" [Современность] публиковала журналы и книги в Мюнхене, а с 1980-х годов "Товариство з вивчення радянських національностей" (ТВРН) и "Українська пресова агенція" (УПА) разместились в Лондоне".
Читаем дальше: "Вице-президент "Пролога" Анатоль Каминский и его президент Роман Купчинский были тесно связаны с другой финансируемой Америкой инициативой — "Радио Свобода". Оба в свое время возглавляли ее украинскую редакцию…" Романа Купчинского Кузьо называет "легендой американско-украинского антикоммунизма". Легенда, упоминавшаяся выше, Мыкола Лебедь, бывший глава Службы безопасности ОУН (Б), также входил в руководство "Пролога" и был одним из его авторов.
Между делом, автор исследования сообщает, что "на протяжении 1980-х годов "Пролог" оказывал огромную финансовую и техническую помощь демократическому движению в Украине". Кроме того, в этот же период "ТВРН/УПА тесно сотрудничали с чешской оппозицией и польским подпольем, помогая переправлять контрабандные книги и журналы на Украину, некоторые из которых были перепечатаны в Польше, и тренировали украинцев печатать издания в обход коммунистической цензуры".
Что любопытно, установлению контактов с польским подпольем содействовал некий Адриан Каратницкий, который, как сообщает Кузьо, "тогда работал в Американской федерации труда — Конгрессе производственных [?, у Кузьо — виробничих] профсоюзов". Несколько необычная "крыша" для куратора из спецслужб.
В целом, 80-е для националистических организаций были золотым десятилетием. Цитирую: "Это был период больших возможностей, ведь во времена Президента Рональда Рейгана, который начал войну с "империей зла", американское финансирование выросло до невиданного уровня". К тому же, "либерализация в СССР при Горбачеве, начавшаяся в 1985 году, также создала благоприятные условия для секретных и открытых операций в поддержку демократической оппозиции и демократических и национал-коммунистических течений внутри Коммунистической партии Украины".
Увеличение финансирования из Америки позволило "Прологу" расширить свою деятельность на Великобританию, открыть там ТВРН/УПА и начать издание англоязычного журнала "Soviet Nationality Survey". Со временем УПА открыла офисы в Варшаве, Киеве и Москве. Как видим, в ходе изложения результатов своего исследования Тарас Кузьо выдает некоторые "фамилии, адреса, пароли, явки". Например, сообщает, что студентами-журналистами киевского офиса УПА были, в частности, Сергей Скрыпник — редактор "Kyiv Weekly" — и Виктор Уколов, который в настоящее время является народным депутатом от Блока Юлии Тимошенко.
Помимо всего прочего, Кузьо в ходе своего рассказа между делом упоминает и о возникновении такого явления, как украинское грантоедство: "Через независимый [!] Европейско-Украинский культурный фонд сотрудники УПА также содействовали получению гранта от Национального фонда в поддержку демократии (NED), который сделал возможным создание первого украинского аналитического центра — Український незалежний центр політичних досліджень (Украинский независимый [!] центр политических исследований) — который остается мощным учреждением и по сей день".
Бывший руководитель ТВРН/УПА завершает свое небольшое исследование весьма пафосно: "Американское финансирование "Пролога" стало одной из наиуспешнейших секретных операций США против Советского Союза, которая, в конечном счете, сыграла центральную роль в обретении Украиной независимости… Именно посредством ЗП УГВР Соединенные Штаты содействовали возникновению национал-демократической альтернативы националистической ОУН (Б), налаживанию успешного сотрудничества с другими оккупированными народами, в частности поляками, и установлению контактов с разными политическими группами в оккупированной Советским Союзом Украине".
Характерно, что на форуме "Украинской правды", где было выложено исследование Кузьо, в том числе и с намеком о своей личной роли в сокрушении "империи зла", многие читатели не согласились с точкой зрения автора на роль ТВРН/УПА в истории. Некоторые даже утверждали, что финансирование этих структур представляло собой, по сути, бездарное разбазаривание средств американских налогоплательщиков. Такое мнение имеет право на существование.
Старший научный сотрудник Центра трансатлантических отношений Школы фундаментальных международных исследований Джона Гопкинса в Вашингтоне утверждает, что "как свидетельствуют американские документы 1940-х годов, американцы считали, что только две эмигрантские организации имеют влияние на Украине — ЗП УГВР и ОУН (Б)".
Впрочем, это может означать только то, что в США их оценили как лучшие из всех имеющихся, и не более того. Американцы, как известно, — люди подчеркнуто прагматичные. Если пулю сделать не из чего, то они пробуют ее изготовить из того, что есть под рукой. Или, говоря словами одного советского мультфильма, пока "лучшие из лучших зализывают раны", руководство пускает в дело "лучших из худших".
Как отмечалось выше, Тарас Кузьо является лоббистом Юлии Тимошенко за рубежом, ее агитатором, в первую очередь, по понятным причинам, на американском континенте. Леди Ю в свою очередь тоже сделала свой выбор. Да, Containing Russia написала не она, но она поставила под этой программной статьей свою подпись, намекая Западу, что только она во главе Украины сможет организовать сдерживание России, только она в состоянии выполнить эту историческую миссию. Она вжилась в свою роль и даже на судебном процессе над собой свои пламенные выступления завершала бандеровским кличем "Слава Україні!". А болельщики в зале дружно провозглашали отзыв: "Героям слава!"
Тарас Кузьо тоже оперирует аналогиями. Он приводит речь Рейгана о начале американского похода против "империи зла" и отмечает, что Рейган не только явно обозначает в своем историческом спиче образ врага, но и клеймит американских "протывсихив". То есть тех, кто пытается остаться в стороне во время вселенской схватки Добра со Злом. Кузьо переносит таким образом внутриукраинскую предвыборную ситуацию конца 2009 — начала 2010 годов на матрицу холодной войны.
"Протывсихами" в помаранчевой среде называют тех, кто накануне президентских выборов и в ходе избирательной кампании призывал голосовать против всех, то есть в том числе и против украинской Жанны Д'Арк. С точки зрения сторонников Тимошенко, эта диверсия привела к поражению сил Добра.
Украинская диаспора боготворит Рейгана и недолюбливает Джорджа Буша-старшего, которого считает не совсем внятным по "украинскому вопросу". Но дело тут не только в идеологических отличиях двух американских президентов. "Американское финансирование "Пролога" прекратилось в конце 1980-х годов одновременно с завершением секретных операций США против СССР, что стало проявлением дружеского жеста Президента Джорджа Буша-старшего в отношении Михаила Горбачева", — сокрушается Кузьо.
В результате, большую часть этой публики если не сняли с довольствия, то заметно урезали затраты на содержание. Вашингтон к тому времени в целом решил большую часть своих задач в регионе и отложил этот инструмент в сторону. Но не выбросил — авось еще когда сгодится, чем черт не шутит…
pravda.ru, Алексей Ковалев