Нужно ли это самой России?
Нужно ли ВТО самой России? Теоретически, она тоже может получить какие-то выгоды. Но только после того, как российский производитель будет должным образом защищён, а промышленность — полностью конкурентоспособна. Только после того, как в рамках Таможенного союза сложится определенный торговый баланс, который не удастся поколебать наплывом товаров массового потребления от стран-членов ВТО. И только после того, как Россия будет выступать на мировых рынках как страна-продавец, а не страна-покупатель.
В треугольнике Россия-ВТО-Грузия произошёл ряд весьма значимых событий. А именно — после очередного раунда переговоров с Россией при посредничестве Женевы, Грузия согласилась на членство России во Всемирной торговой организации. Эта новость была немедленно растиражирована и вызвала большой резонанс — ведь она, по сути, может означать финал растянувшейся на долгие годы эпопеи по вступлению России в ВТО. Новость выглядит значительнее с учётом того, что власти Грузии до того категорически отказывались давать согласие на вступление России в ВТО, отстаивая свою позицию по Южной Осетии и Абхазии. Известно, что эти страны грузинские руководители считают «оккупированными территориями», требуют их возвращения под контроль Тбилиси, или, по крайней мере, настаивают на осуществлении грузинского контроля на таможенной границе России с Абхазией и Южной Осетией.
И вот, замминистра иностранных дел Грузии Серги Капанадзе неожиданно сообщил, что переговоры Москвы и Тбилиси «находятся в эндшпиле». По его словам, вопрос о присоединении России к организации будет окончательно решен на саммите министров ВТО в Женеве 15 декабря нынешнего года. Согласно заверениям грузинских чиновников и посредников из Швейцарии, для вступления России в ВТО мировое сообщество сделало всё возможное, и «мяч находится на стороне Москвы». Впрочем, при ближайшем рассмотрении выясняется, что первоначально Грузия «согласилась» на членство России, что называется, не без нюансов, и причины для дальнейшего разговора всё-таки имелись.
Замглавы грузинского внешнеполитического ведомства Торнике Гордадзе заявлял, что Грузия поддержит членство РФ при определённых условиях. Таких, как международный мониторинг всех грузов, которые будут проходить через «международно-признанные» границы Грузии. По словам грузинских представителей, этот механизм подразумевает международную систему мониторинга и включает в себя два компонента — размещение международных наблюдателей в начале и конце торговых коридоров и внедрение системы обмена информацией.
Другими словами, уступки Грузии не выглядели впечатляюще. Ранее Грузия настаивала на исключительном персональном торговом контроле фактической границы России с Абхазией и Южной Осетией, теперь она согласна на добавление некоторой международной составляющей «Грузия могла придерживаться жесткой позиции и до последнего настаивать на присутствии грузинских таможенников на таможенных пунктах на абхазском и южноосетинском участках грузино-российской границы, но пошла на компромисс» — прояснил ситуацию вице-премьер Грузии, госминистр по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры Георгий Барамидзе. Финансирование международного мониторинга предлагается возложить на Евросоюз.
Замминистра МИД Торнике Гордадзе добавил: «У нейтральных международных наблюдателей будут заключены контракты либо с Евросоюзом, либо со Швейцарией. Они будут ответственны перед ЕС или Швейцарией, но не будут нести никакой ответственности перед Россией. Количество наблюдателей пока не определено. У них будет техническая возможность наблюдать за грузами. Доступ к этой информации будет как у официального Тбилиси, так и у международных организаций и ВТО».
То есть, доступ к результатам международного мониторинга планировалось предоставить Тбилиси и международным организациям. Россия, как нетрудно убедиться, в этом списке отсутствует, что вызывает некоторые сомнения как в непредвзятости изначального подхода к мониторингу, так и к равноправию всех партнёров в этом локальном акте торгового взаимодействия.
Есть все основания подозревать, что господин Гордадзе был бы рад официально позиционировать и документально закрепить статус России как стороны, попадающей под «презумпцию виновности», а официальный Тбилиси обозначить в качестве честного, неподкупного и беспристрастного партнёра. Уже это заставляет сомневаться в согласии российской стороны на «предложение» Грузии. Кроме того, что прикажете делать с правительствами независимой Южной Осетии и Абхазии, которые, согласно грузинскому варианту, должны были мириться с весьма символичным присутствием грузинских наблюдателей на своих границах?
Вряд ли со стороны России последуют шаги, фактически устраняющие южноосетинский и абхазский суверенитеты, в весьма демонстративной форме отдающие контроль над таможенными перемещениями Грузии. Российская сторона согласилась принять предложение Грузии с оговоркой — присутствие независимых международных наблюдателей не подразумевает грузинского участия и уж тем более не означает контроля российских границ со стороны Тбилиси. Конечно же, напрашивается вопрос — с чего бы грузинские власти столь резко изменили своё мнение о перспективах членства России?
Разгадка весьма проста. Как сообщает Wall Street Journal, 25 октября Тбилиси посетил один из заместителей комиссара ЕС по внешней политике Гуннар Виганд. Он передал властям республики послание-ультиматум, в котором от Грузии требовалось пойти на уступки России. В противном случае Вигланд пригрозил, что Москву пустят в ВТО и без согласия Грузии, однако для властей республики это станет политическим поражением. По словам Виганда, вариант прямого голосования по поводу России возможен. Выяснилось, что законы ВТО позволяют при желании делать исключения, при которых претендент на вступление в организацию может не получать согласие всех ее членов.
Официальная Грузия, разумеется, придерживается той точки зрения, что России по доброй воле была сделана небывалая уступка. «Конечно, мы пошли на компромисс, так как, в конце концов, это входит в наши интересы, чтобы такой большой сосед, как Россия соблюдал хотя бы на минимальном уровне правила и принципы ВТО», — заявил вице-премьер Барамидзе. Отметим между строк, что тем самым вице-премьер фактически озвучил то, что Россия нужна ВТО куда больше, чем сама в нём нуждается. Ради членства РФ в ВТО крупные торговые и геополитические игроки готовы на многое, и остаётся лишь надеяться на хотя бы «минимальный уровень» соблюдения правил.
Нельзя сказать, что у Тбилиси имеется множество вариантов маневра. Много говорилось о том, что поддержание «нормального» уровня торговой активности с перспективой его повышения является главной задачей в период развития мирового финансового кризиса. Новые рынки для сбыта произведённой в США и ЕС продукции как промышленной, так и сельскохозяйственной нужны немедленно. Иначе, при спаде производства из-за падения уровня потребления, пропасть, в которую улетают экономики Евросоюза и США станет ещё глубже. Озабоченность по поводу реализации надежд на расширение ВТО за счёт России звучит из Вашингтона и Брюсселя постоянно.
Пресс-секретарь госдепартамента США Виктория Нуланд сообщила, что США просто «вдохновлены» ходом переговоров в Швейцарии. Посол США в России Макфол с энтузиазмом описывает выгоды Америки от будущего членства России, будущие прибыли американских фермеров и корпораций. Хотя и говорит о том, что вступление России нужно, приличия ради, решать путём переговоров, а не через голову Тбилиси. Президент США Барак Обама лично призвал Россию «снять последние препятствия на пути в ВТО и вступить в организацию до конца года» и даже позвонил ради такого дела президенту Медведеву. На более низком уровне, мысль о важности взаимоотношений ВТО и России для интересов США, постоянно доносит до Тбилиси американский посол в Грузии Джон Басс.
Судя по всему, «мировая торговля» развивается сейчас на самым лучшим образом. Визит полномочного представителя ЕС в Тбилиси с требованием пустить Россию в ВТО любой ценой это подтверждает. Скорее вступать в ВТО, «желательно до конца этого года», Россию призвал и еврокомиссар по вопросам торговли Карел де Гюхт. «Теперь остается очень мало времени для достижения двустороннего соглашения между Грузией и Россией. Призываю обе стороны продолжить усилия для достижения урегулирования вопроса путем компромисса. Евросоюз готов оказать ту помощь, которая необходима для решения этого вопроса», — добавил он. И это несмотря на то, что Россия настаивает на целом ряде ограничений по ввозу европейской продукции на свой рынок, а сам Карел де Гюхт время от времени робко критикует Россию за излишние, по его мнению, протекционистские меры.
Западу очень нужно втянуть Россию в ВТО. Огромный рынок, обещающий огромные прибыли, может стать тем «вторым дыханием», которое позволит избежать кризиса перепроизводства в ЕС и США, оживить торговлю, обеспечить денежный поток, расширить экономическое влияние.
Но история со вступлением России в ВТО может найти новое продолжение. На этот раз, выгодную возможность напомнить о себе увидела Украина. Первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев заявил, что за согласие на вступление России во Всемирную торговую организацию Украина потребует снижения цены на газ. Он напомнил, что в 2008 году Юлия Тимошенко, будучи тогда главой правительства, подписала письмо о согласии Украины на вступлении РФ в ВТО. И, поскольку Тимошенко отправили в тюрьму из-за преступной сдачи интересов Украины при заключении газовых контрактов, то логично было бы делегитимизировать и согласие на вступление России в ВТО. И как знать, не состоится ли аналогичный грузинскому вояж европейских чиновников в Киев, где Украине объяснят разницу между её интересами и нуждами ЕС и США.
Андрей Полевой, WIN.RU