Нынешняя государственная система власти на Украине трещит по швам. Это проявляется и в культурно-нравственном взаимоотношении между людьми, и в финансово-экономической сфере, и в социальной политике. Власть в Киеве катастрофически теряет доверие народа во всей «державе», переданной под внешнее управление, что, несомненно, ведет к развалу государственности. Сегодня притихший от страха Киев, загаженный Майдан, выбитые стекла в зданиях облгосадминистраций, уплывший Крым, гражданская война на Донбассе, батальоны последышей дивизии СС «Галичина» рыщут по «державе»...
Унитарное устройство Украины демонстрирует, что так дальше страной управлять нельзя. Многим становится понятно, что Украина - это искусственно созданная большевиками страна с большими различиями между отдельными областями. Нельзя по отношению ко всем регионам проводить одинаковую языковую политику, нельзя везде ставить одни и те же памятники, чтить одних и тех же героев. «Хватит "перевоспитывать друг друга"», призывает лидер Общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук, цитируя «Манифест УВ»: «Референдумы, в совокупности с федерализацией государства, выборностью губернаторов приведут к усилению и возрождению местного самоуправления». Многие политики Юго-Востока, несмотря на угрозы обвинений в сепаратизме, ставили и ставят вопросы о бюджетной федерализации и децентрализации власти. Так бывший мэр Донецка Александр Лукьянченко заявлял о том, что западные регионы являются дотационными. «Я зачитаю выписку из государственного бюджета, чтобы мы знали, кто кому платит... Областной бюджет Тернопольской области зарабатывает 243 млн. 984,6 тыс. грн., а дотации из госбюджета предусмотрены - 630 млн. 063 тыс. грн. Как тут комментировать? Ивано-Франковская область зарабатывает 341 млн. 938 тыс. грн., а 776 млн. 532 тыс. грн. - дотация выравнивания из госбюджета. Львовская область - 878 млн. 243 тыс. грн. - зарабатывает, а 1 млрд. 358 млн. 253 тыс. грн. получает из госбюджета», - подчеркнул Лукьянченко. Он также сообщил о том, что в 2013 году Донецкая область заработала 4 млрд. 678 млн. 850 тыс. грн., при 1 млрд. 235 млн. грн., возвращенных в бюджет области. Становится очевидным, что накопившийся клубок острейших проблем может быть решен не усилением централизации, а передачей большинства властных полномочий на места. Но здесь с Киева приходят одни лукавства. Так отказавшись от термина федерализация, власть согласна на децентрализацию,подменяя ее суть территориальной реформой, исключая при этом такие понятия какбюджетная самостоятельность регионов, референдумы, культурная автономия, выборность руководителей краев...
Давайте разберемся, в чем разница между территориальной реформой, которую предлагали еще в 2006 году, и о которой вспомнили сегодня, пытаясь навешать лапшу на уши электората, выдавая ее за децентрализацию и истинной федерализацией. Но коль слово федерализация властью в Киеве запрещено, будем употреблять - децентрализация. Для этого посмотрим историю территориального устройства Полтавской области.
В первые годы советской власти после 1917 года в губернии оставалось прежнее, царское административно-территориальное устройство. Полтавская губерния была поделена на 15 повитов, а повиты на 261 волость. В 1920 году было издано распоряжение ВУЦВК о создании сельских советов в селах, где проживало не менее 300 жителей во главе с председателями сельских советов, а где проживало более 10000 жителей с председателями исполкомов. В том же году с части Полтавской губернии была создана Кременчугская губерния с центром в г. Кременчуге, просуществовавшая почти два года.
В 1923 году после возвращения Кременчугской губернии в состав Полтавской губернии в ее состав входило 14 повитов, 26 волостей и 1900 сельсоветов. Но третья сессия ВУЦВК, признав трехступенчатую форму административного деления более перспективной, разделила республику на округа и районы. Было так же установлено количество населения для разных административных единиц. Так в сельский совет должен состоять с населением от 1000 человек, район - от 25000 до 40000 чел., округ - от 400 000 до 600 000 человек. В пределах губернии за количеством жителей в административных единицах отвечали губернские исполнительные комитеты. Республика была поделена на 53 округа и 706 районов. В марте 1923 года президиум ВУЦВК принял решение о территориальном делении Полтавской губернии. Было ликвидировано разделение губернии на повиты и волости и введен новый раздел - созданы округа и районы. Решением Совета министров УССР (Совета Народных Комисаров) февраль 1925 г., вся территория УССР административно-территориально была поделена на округа и районы под руководством республиканского центра. Летом этого же года были ликвидированы губернии, а Украина поделена на 41 округ. Бывшая Полтавская губерния в 1925 году разделялась на 5 округов 84 района и 1232 сельских совета. Другими словами проведенная большевиками реформа с четырех ступеней управления (центр - губерния - повит - волость) переходила к трем ступеням (центр-округ-район). Но забегая вперед, констатирую: количество чиновников, доставшееся Полтавской губернии от царского режима до наших дней, в Полтавской области, несмотря на уменьшение территории и количества жителей, увеличилось в 109 раз. В 1930 году Совет Народных Комисаров принял решение о ликвидации округов и переходе на две ступени управления. Районы количественно сокращались. А в 1932 году «держава» перешла на новое административное деление - областной и районный. На Украине было создано 5 областей. Бывшая Полтавская губерния входила в Харьковскую область до 1937 года, когда пришло разукрупнение областей. И, согласно решению ЦИК СССР от 22 сентября 1937 года, была создана Полтавская область с входившими в ее состав 45 районами и двумя городами областного подчинения - Полтавой и Кременчугом. С октября 1941г. по ноябрь 1943г. Полтавщина была поделенная на 12 гебитов (округ). После окончания ВОВ до 1951 года Полтавщина состояла с 44 районов. В шестидесятые годы количество районов уменьшалось, путем их укрупнения. С 70-х годов до сегодня территория Полтавской области остается стабильной и состоит с 25 районов, 15 городов, из них 5 областного подчинения и 10 городов районного подчинения, а так же 1840 сельских населенных пунктов 490 сельских советов...
Сегодня власти в Киеве пытаются переходом в округа и укрупнением сельских советов с частичным сокращением чиновничества выдать территориальную реформу за децентрализацию, напрочь отметая бюджетную и культурную автономии...
Кто заинтересован в сохранении унитарной «державы»? Кто не собирается делиться властью и финансовыми потоками ни с местным самоуправлением, ни с народом? Некоторых назову:
- Вашингтон интересует не Западная Украина, а вся Украина, поэтому для него федеративное устройство неприемлемо. Это лишает их перспективы размещения ракет НАТО под Курском и Белгородом. Вашингтону нужна вассальная русофобствующая страна на границе с Россией.
- Власть и олигархи не заинтересованы в федеративном устройстве по тем же причинам, что и «вчерашняя оранжевая оппозиция» и уже сегодняшняя власть. Закрываются возможности «пилить» бюджет, но главное федеральные «зверхники» теряют нити управления политическими процессами.
- Политики Галичины, «евроинтеграторы» понимают, что без ресурсов индустриально развитых регионов (Юго-Востока) за счет которых дотировались западные области, они быстро потеряют популярность, а за тем и власть.
- Паркинсонящеи (пишущие друг дружке бумаги) госслужащие. 8 из 10 госслужащих не имеют никаких функций и существуют лишь для того, что бы быть «працевлаштоваными». Понятно, что весь чиновничий класс, а это армии, будет стремится сохранить свои позиции «антагонистического сотрудничества» и хлебные места. Именно для них, «распензенивших страну», под депутатский одобрямс, федерализация - «антиукраинская».
Принципы децентрализации, исключающие сепаратизм:
- Единство государственной территории в единстве с принципами изменения территориального устройства внутри страны.
- Единство экономического и правового пространства державы.
- Конституционность. Субсидиарность. Кооперативность. При правовой, культурной, финансовой и другой самостоятельности субъектов федерализации.
Децентрализация отчасти избавит от:
- Мы ж готовы были продаться со всеми потрохами, а нас не купили.
- Равнодушия прихода к власти бандитов-националистов и русофобов.
- Желания сидеть на заборе и доить двух коров - Брюссель и Москву.
- Лишит мечты о бесплатной халяве, как и о «бесплатном сыре в мышеловке ЕС».
- Избавит от раздутого до «немогу» бюрократического аппарата, существующего лишь для того, чтобы «трудоустроить» чиновников.
Для сохранения «державы» децентрализацию и административно-территориальная реформы надо провести совместно... Украине необходимо предоставить статус федеративной республики. Это - наиважнейшее изменение, которое необходимо внести в Конституцию. Кстати, 80% мирового ВВП производится в странах, имеющих федеративное устройство! США, Германия, Россия... А у кого самый высокий доход на душу населения? Правильно, у швейцарцев. Так у них вообще - конфедерация и четыре государственных языка! На Украине только тогда будет истинная децентрализация когда каждый край будет наделен широкими правами культурно-экономической автономии. Ну, например, не менее 80 % налогов, собираемых в регионе, должны наполнять местный бюджет; 20 % - делегироваться центру. Это соответствует практике бюджетного регулирования наиболее развитых европейских стран: во Франции 80-ю процентами бюджетных средств владеют департаменты и только 20-ю - центр; в Германии 2/3 отдаётся регионам, 1/3 - федеральному центру. И т.д.
Перемирье, положившее в основу Минские договоренности, для сохранения «державы», должно в основу дорожной карты записать идею юриста Д.Дж.Елейзера: «Федерализм - это средство объединения разнородных частей.»
Корни федерализма. Сегодня майданутые чиновники твердят, что федерализм придумали антиукраинские силы. В монографии «Украинский выбор» В.Медведчук делает небольшой экскурс в историю возникновения идеи федерализма. Показывая, что теоретические корни идеи уходят в ХIХ век к таким «антиукраинским силам» как Н. Костомаров, М.Драгоманов, Т.Шевченко, М.Грушевский, В.Черновол. В начале 90-х годов ХХ века один из апологетов федерализма В.Чорновол говорил: «Вижу в составе Украинской Федеративной Народной Республики такие земли, как Киевщена, Подрлье, Волынь, Галичина, Буковина, Закарпатье, Гетьманщина, Слобожанщина, Запорожье, Донбас, Таврия, а Крым - как независимого соседа, или автономную республику в союзе с Украиной. Каждая из земель будет иметь свой парламент (Донецкую Раду, Галицкую Раду и т.д.) и свое земельное правительство...»
И наконец давайте послушаем Дмитрия Табачника, доктора исторических наук: «Действительно, ужасно доказывать совершенно очевидные вещи: что нельзя ограничивать права граждан по языковому, религиозному и этническому признакам, содержать одни регионы за счет других, вводить идеологическую цензуру, культивировать клиническую русофобию, героизировать фашистских прихвостней, превращать спецслужбы в жалкое подобие гестапо.
Основное в психологии "хама, ставшего паном" - ненависть ко всему, что недоступно его пониманию, в первую очередь - к нравственным принципам, отличным от жвачного и хватательного инстинктов. Показательно, что самую надежную опору майданного режима составила бывшая идеологическая обслуга КПСС, "выкресты" из коммунистов - все эти павлычки, драчи, мовчаны, турчиновы, лубкивские и прочие, ранее захлебывавшиеся от усердия при восхвалении партии Ленина". Профессор Д. Табачник так же утверждает, что ранее: "Австрийцам и нацистам галичане нужны были как ударная сила для разрушения русского единства, коммунистам - исключительно в качестве иллюстрации успешной реализации ленинской национальной политики (что автоматически превращало графоманов в "выдающихся деятелей культуры и искусства"), а американцы сегодня модернизируют габсбургско-гитлеровский опыт борьбы с Россией используя не только галичан, но и грантоедов и либералов...»
А что же Киев? Похерив здравый смысл федерализации в угоду Запада, загоняет когда-то полковую Малороссию, вместе с Новороссией, Слобожанщиной, в окружную Руину, выдавая территориальную реформу с укрупненными сельскими советами за децентрализацию «державы».
РНЛ, Николай Яременко