«Недавно друг вернулся из АТО, рассказал историю», «Мы подпустили боевиков ближе и взяли в плен 15 человек», «На земле лежал кусочек ткани с родовым узором Тараса, частица той самой вышиванки» – так украинские СМИ и патриоты, придумывая перемоги, пишут героический фольклор. Катастрофические поражения на полях сражений превращаются в массовом сознании жителей бывшей УССР в великие подвиги.
Русские богатырские былины, скандинавский героический эпос, «Песнь о Роланде» у французов и «Песнь о Сиде» у испанцев, легендарный Зигфрид – многие народы Европы могут похвастаться богатым опытом воспевания мифических героев.
Проза Ремарка и Бёлля, стихи Симонова и Твардовского, англичанин Олдингтон и американец Хемингуэй – и в авторской литературе о войне не протолкнуться от громких имен. Украина на этом фоне выглядит откровенно бедновато.
Единственный литературный герой, который известен хоть кому-то – Тарас Бульба – сражался «за русскую землю», а теперь, во времена так называемой АТО, произносить такие вещи вслух нельзя.
Между тем интернет сам по себе может стать площадкой для появления фольклора: вспомнить хотя бы давно уже потерявшие автора истории из серии «Как правильно соблазнить мужчину» или рассказы об «одном знакомом, который...».
Авторство в Сети теряется быстро, и именно это помогает украинцам на пустом месте – из фантасмагорий, откровенной лжи и приколов – творить – впервые в истории народа – собственный героический эпос.
К этим попыткам стоит присмотреться внимательно: в основном они забавны, но кое-что об Украине из получившихся историй можно понять.
«Он час пролежал под танком»
На первом уровне, самом сложном, созданием образа воина-сверхчеловека занимаются в первую очередь украинские СМИ: судя по выходящим материалам, никакие снаряды и преграды участникам так называемой АТО нипочем.
Как пишет Times.mk.ua, 15 октября во время штурма боевиками донецкого аэропорта николаевец Александр Терещенко поймал «залетевший к «киборгам» вражеский снаряд и попытался выбросить его наружу. Однако снаряд разорвался прямо в руках бойца, которому сильно повредило правый глаз.
Друзья и знакомые солдата призывают всех, кто может оказать помощь в лечении николаевскому «киборгу», спасшему такой ценой жизнь своим сослуживцам, помочь парню».
Легендарной стала история Александра Зозули, который остановил атаку врага, бросившись под танк и пролежав под ним. Так ее описывает ТСН: «37-летний Александр Зозуля из Черновцов остановил атаку врага под Дебальцево, бросившись под танк. Убийственная машина проехалась по телу мужчины. Многочисленные травмы, сломанные ребра, сорвана кожа. Боец час пролежал под танком, однако выжил.
Он час пролежал под танком. Именно это дало возможность украинским артиллеристам подбить вражескую машину».
Дальше – больше. Еще один участник АТО не сломался, даже когда потерял ногу в бою – он просто сложил ее в рюкзак: «Когда боевики открыли огонь из гранатометов, старший сержант 95-й аэромобильной бригады Сергей Козак принял основной удар на себя, чем спас жизни своим сослуживцам. В бою военнослужащему оторвало ногу, но через пять часов хирурги смогли ее пришить.
«В нас стреляли снайперы и автоматчики, мы изо всех сил старались отбить атаку. В какой-то момент закончились патроны, я полез за новыми и увидел, что у меня... нет левой ноги. Она висела на тоненьком лоскутке кожи. Из нее торчали разорванные окровавленные сосуды.
Жуткое зрелище. Но я должен быть продолжить бой. Привстал на правой ноге и начал стрелять. Заметив, что со мной произошло, ребята хотели наложить жгут. Стали по очереди колоть мне буторфанол.
Потом помогли выбраться на БТР, откуда было удобнее вести стрельбу. Взял рюкзак, в который планировал складывать боеприпасы, и положил туда свою ногу. Делал это спокойно, не паниковал», – признается солдат.
Еще один «киборг» с позывным «Танас» заявил, что в него стрелял российский актер Михаил Пореченков (когда артист гостил у ополченцев): он якобы определил это по темпу стрельбы:
Портал «Цензор.НЕТ» пошел еще дальше – рассказал, как хитростью украинский отряд заманил в плен 15 ополченцев: «Вывел свой отряд из окружения в Логвиново. Вывел через минное поле, в тыл врагу. Навстречу сепарский отряд. Говорю пацанам: не пригибайтесь, идите спокойно. За нами солнце было, они нас плохо видели.
Мы махнули, якобы свои. Подпустили ближе и взяли в плен 15 человек. Танк уничтожает все с одного выстрела, что-то типа мини-птурса. 2014 года выпуска, РФ», – процитировал командира отряда волонтер украинской армии Родион Шовкошитный.
Все эти истории объединяет одно: они основаны на мифическом допущении, то есть являются фантазийным переосмыслением реальных событий. Что-то такое действительно могло быть, но фантазия рассказчика и слепая вера слушателя превращают гору в Змея Горыныча.
Папа его был сириец Али, а мама – украинка
Вслед за официальными сообщениями в СМИ в Сети появилась весьма показательная пародия, высмеивающая ложь об истинном положении на фронте. Несмотря на то, что она написана в формате шутки, некоторая доля правды в ней есть – на стороне украинских силовиков воюют также и иностранные наемники:
«Недавно друг вернулся из АТО, рассказал историю. Стоит он как-то с хлопцами на блокпосту и проверяет машины, чтобы сепары не шалили. И был у них в роте один парень – Мустафа звали. Папа его был сириец Али, а мама украинка. И вот как-то сепары начали по ним стрелять из миномета 120-миллиметрового.
Слева попали, а потом справа – вилка им и следующих раз прямо по блокпосту будет, а тут еще слышат хлопцы – «Арматы» рашкованские идут прямо на них. Тут Мустафа расстилает молитвенный коврик и говорит – дело без молитвы начинать никак нельзя.
Быстро помолился Аллаху, потом надел длинную белую рубаху, обвязался взрывчаткой и побежал в сторону танков. Уже вечер, да и туман, спрятались они в окоп и слушают, что да как. И вдруг голос Мустафы: «Аллаху акбар!»
И тут же взрыв, а потом опять Мустафа кричит, и еще несколько взрывов. Танков больше не слышно было, только пламя гудит. Как светать стало, то пошли хлопцы поглядеть, что там случилось. Видят, четыре «Арматы» с оторванными башнями стоят – догорают, знать, взорвался Мустафа рядом с каждым из них по разу.
Справный хлопец оказался – патриот, даром что араб, потом его наши медики заштопали, и он до сих пор в АТО воюет. А мы во Львове узнали, что «Аллаху акбар» значит «Слава Украине».
Пародия очень близка к оригиналу, но выдает ее нарочитая гиперболизация: так появлялись в свое время литературные адаптации легенд о Тиле Уленшпигеле, например.
Cлавные подвиги Тараса
Следом за полуправдивыми историями славных подвигов украинской армии в военной мифологии АТО можно выделить совсем уже выдуманные и растиражированные народными умельцами тексты, посвященные собирательному образу украинского вояки – Тарасу: невольно вспоминается герой повести Николая Гоголя. Рассказ некого Антона Сосницкого, который распространяют пользователи соцсетей, наглядный тому пример:
«Пришло известие, что проход в западном направлении свободен, нужно как можно быстрее выбираться из окружения. Когда наши вояки выбирались из окружения, они увидели дымящиеся остовы сепарской бронетехники. И когда они уже почти прошли это место, Тарас окликнул бойцов – мол, гляньте, братцы.
На земле лежал кусочек ткани с родовым узором Тараса, частица той самой вышиванки, что он подарил китайцу накануне, а на стене одного из полуразрушенных зданий был нарисован белой краской китайский иероглиф.
Все поняли, что произошло, один из солдат бережно перерисовал иероглиф в блокнот, а когда они вышли из окружения, он поинтересовался у одного из преподавателей китайского языка КНУ, что же означает данный иероглиф. Этот иероглиф переводился как «Слава Украине».
Сен Цзу сейчас вроде бы как навечно записан в личный состав 128-й бригады как вечно присутствующий. Слава герою, который, пожертвовав собой, спас сотни жизней украинских воинов!»
Девушки также активно распространяют истории о безоговорочной победе над ополченцами:
«Окружили их укрепрайон сепары, но ребята нормально отстреливались. Потери у ватников были колоссальные, горы трупов кругом (правда). И вдруг видят – российский Т-80 выехал из леса на них. Ну, думают все, хана.
Выстрелы к РПГ закончились, на руках только стрелковое оружие да пару наступальных гранат грд-5 (так в тексте – авт.), которые танку – что слону дробина. Ребята уже прощаться стали, и вдруг встает старый вояка Тарас – он еще до войны на кабанов охотился, меткий стрелок. Говорит: «Дай-ка сюда «весло», сынку». Весло – это СВД.
Все думают – ну, сбрендил старый, с СВД, что ли, собрался танк завалить? Он берет винтовку, целится в танк, а там у мехвода смотровая щель очень широкая внизу. Тарас туда смотрит в прицел и говорит: «Слава Украине!» Выстрелил, и вдруг танк начал из стороны в сторону вилять, гудеть, крутить его на месте стало, несколько сепаров задавил, те врассыпную. Из танка на ходу прямо два человека выпрыгнули и прямо под гусеницы.
Танк в окоп свалился, гудит как ненормальный. Все думают – что случилось? Люк открыли, а там мехвод с дыркой во лбу прямо на руле лежит, на клаксоне, поэтому сигнал такой дикий. Ну, выволокли его, сами в танк залезли и уехали, попутно отстреливая оставшихся ватников. Сейчас этот танк трофейный у 128-й бригады. А Тарас-то меткий стрелок оказался, не подвели зоркие глаза и крепкая рука старого казака!»
Киевские войска позорно попадают в котлы, сдаются в плен, оказываются брошены своими командирами, и гражданская война на Украине могла бы стать страшной страницей национального позора, если бы не психологическая компенсация, которой и являются все эти истории.
Поражение оборачивается победой, на глазах становясь мифом, и лет через десять, когда многих участников событий в Донбассе поглотит очередная украинская революция, мало кто вспомнит, как оно было на самом деле.
Тарас оставлял после себя горы трупов, дымились танки, в рюкзаки бросались ноги, орды Пореченковых палили из подствольных гранатометов – так будет выглядеть война для многих украинцев, которые не попали на нее, потому что ходили в школу.
Эти украинцы будут нашими соседями.
vz.ru, Анна Аматуни, Михаил Бударагин