Русское Движение

Поменяет ли Янукович Символ веры?

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

7 октября на Афоне состоялась встреча Президента Украины с константинопольским патриархом Варфоломеем. Итогом ее стал ряд заявлений, резонансных как в среде украинских христиан, так для вселенского православия в целом.

По сообщению афинского информагентства ANA/MPA, Варфоломей «выразил скорбь» в связи «с церковными расколами на Украине, где существуют... непризнанная Украинская православная церковь Киевского патриархата и непризнанная Украинская автокефальная православная церковь» (таким образом, филаретовцы и автокефалы были названы хоть непризнанными, но все же церквями, да еще имеющими внутри себя столь печалящие епископа Константинополя расколы). А поскольку «патриарх рассматривает отношения своей кафедры с украинской церковью как «матери-церкви» и «любезной дщери», и «мать-церковь печалится и болеет о страданиях своих детей в той стране», то он намерен непременно посетить «ту страну». Разумеется, в ответ на любезное предложение ее президента.

Итак, судя по всему, константинопольский патриарх вновь (как и во времена Ющенко) почувствовал, что может рассчитывать на Украину как на свою каноническую территорию. А еще более вероятно, ему дали это почувствовать. Выходит, совсем не случайным было отсутствие контактов между Виктором Януковичем и благословившего его на президентство патриархом Кириллом во время последних визитов последнего на Украину. Ну, а проныривать в образовавшиеся бреши патриарху, сузившему свое вселенское некогда влияние до размеров городского микрорайона, не привыкать.

Напомним, что Власти Турции отказывают Константинопольскому патриарху в праве именоваться Вселенским. Его считают религиозным лидером 2-3 тыс. греков, граждан Турции, большей частью проживающих в стамбульском микрорайоне Фанар. Патриарху запрещена миссионерская и благотворительная деятельность, проповеди по радио и ТВ. Более того, он имеет право только на четыре службы в год (разумеется, без каких-либо трансляций). Служители константинопольской церкви не разрешается ходить по Стамбулу в священнической одежде. Во всем мире в попечении Вселенского патриарха находится не более 30 епархий, что почти в 7 раз меньше, чем в одной только РПЦ.

Но как и в 2005-2009 гг. турецкоподданный епископ снова пробует именовать свою крошечную кафедру «Церковью-Матерью» (т.е. главенствующей) по отношению к крупнейшей в мире, но, главное, совершенно самостоятельной Русской церкви (УПЦ, как мы знаем, является неотъемлемой частью Московского патриархата).

Впрочем, понятие «мать» иногда используется в православной терминологии для обозначения исторической церкви, чьи священнослужители принесли христианство в те или иные края. Но даже в таком случае она теряет свои «родительские» права, как только «дщерь» становится самостоятельной. Говорить можно разве что о праве моральном. Но имеет ли таковое «Мать» пустившаяся во все тяжкие (Ферраро-Флорентийская уния XV в.), когда «Дщерь» еще была «несовершеннолетней». Это русская митрополия, несмотря на свои юные годы, выстояла, сберегла чистоту православия, и, затем столетиями содержала пинаемую турецким сапогом мать (а заодно и ее «старших сестер» — Антиохийскую, Иерусалимскую и другие, оказавшиеся в мусульманском мире кафедры).

И что же в ответ? За тысячу лет русского православия ни один русский святой не признан таковым в Константинополе! Святости, сформировавшей наше мироощущение, для «матери» просто не существует!

Не существовало общерусской святости и для предшественника Януковича. Не потому ли так вдохновенно звучало приветствие Ющенко Варфоломею на Софиевской площади в 2009 г.: «Добро пожаловать домой!» Глава пресс-службы УПЦ Василий Анисимов обратил тогда внимание на то, что «патриарх явно чувствовал себя не в своей тарелке: он не только этот дом не узнал, он никогда и не знал его.

Дело в том, что в Киеве не сохранилось ни единого греческого храма. С XVII в. Русская православная церковь, Российская империя поднимали из руин и восстанавливали (а вернее, созидали) православное величие древнего Киева в иных архитектурных формах. Так не строили в Греции, но так строили в Санкт-Петербурге и Москве. Софийский собор нынешний свой вид имеет с XIX в., Михайловский Златоверхий — с начала XX в. Все киевские монастыри (включая Киево-Печерскую лавру) и храмы были возрождены или построены царскими архитекторами на славу — это действительно шедевры архитектуры. Их строили цари, сибирские золотопромышленники, купцы, магнаты. Часто средства собирали по всей империи».

Но, допустим (а судя по заявлению патриарха, так оно и есть), предстоятель Константинопольского патриархата под украинской церковью разумеет УПЦ в отрыве от МП. В таком случае именовать себя «матерью-церковью» и вовсе нелогично. Ведь грамоту о независимости и самостоятельности в своем управлении даровал Киеву патриарх Московский. Следовательно, «церковью-матерью» для УПЦ является РПЦ.

Как бы там ни было, сейчас константинопольский патриарх ждет приглашения на Украину не от патриарха Кирилла (как фактического первоиерарха украинских православных) и даже не от митрополита Владимира (предстоятеля УПЦ МП), а от светского лица. Тогда как по правилам церковной дипломатии тот или иной первоиерарх посещает каноническую территорию другой поместной церкви исключительно по приглашению предстоятеля последней.

О том, что данное правило Варфоломей сам считает обязательным, свидетельствует переписка (а вернее, отсутствие таковой) между предстоятелем УПЦ МП и константинопольским патриархом в начале 2000-х. Последний тогда выражал немалое возмущение, что обращаются к нему не через патриарха Московского, а напрямую.

К сожалению, президент Украины не только молчаливо соглашается с отводимой ему ролью сеятеля раздора, но выступает со встречным, столь же сомнительным, предложением. Да еще от имени всех граждан страны: «Украина возлагает большие надежды на подготовку Всеправославного собора, надеясь, что его решения будут иметь положительные последствия для украинской церкви».

Может, я ошибаюсь, но мне отчего-то кажется, что вряд ли отыщется хотя бы один процент украинцев, не спящих ночами в трепетном ожидании всеправославного собора, подготовка к которому безуспешно ведется с 60-х годов прошлого столетия. Для того же, без сомнения, подавляющего большинства, которое и ведать не ведает о чем это радеет президент, сообщу следующее.

Последний – 7-й – вселенский собор состоялся аж 1224 года назад и за 200 лет до крещения Руси, тогда еще даже не существовавшей. С тех пор Вселенские соборы не созывались по той причине, что все догматы и каноны православия были выработаны и приняты. Поэтому следующий собор (разговоры о котором время от времени возникают) ожидается неизбежно еретическим. Ведь, по словам Серафима Саровского, «всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь... хула на Духа Святого, которая не простится вовек».

Некоторые святые прямо указывали на 8-й, как на тот самый «волчий собор», в церковном предании считающийся одним из признаков наступления конца света. В подтверждение приводили слова преп. Нектария Оптинского: «…Собора больше не будет. Было семь соборов, как семь таинств, семь Даров Святаго Духа. Для нашего века полнота числа – 7. Число будущего века – 8». Преп. Кукша Одесский уже в XX в. предупреждал: «Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «Святой». Но это будет тот самый «восьмой собор», который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви».

Верящие пророчествам святых не удивились, когда ознакомились с вопросами, предлагаемыми для обсуждения на готовящемся «Всеправославном соборе». Здесь был и поста, и брака, и календарь, и, конечно же, экуменизм (движение за объединение всех конфессий).

Незадолго до встречи предстоятеля константинопольской церкви с Президентом Украины известные экуменисты — патриархи Александрийский, Иерусалимский, Антиохийский и архиепископ Кипрский официально предложили своему единомышленнику патриарху Варфоломею созвать собор предстоятелей церквей. В послании говорится об «особой пастырской ответственности древних самостоятельных православных Церквей, основанных еще апостолами и утвержденных в своих правах Вселенскими Соборами неразделенной Церкви». Упоминание о неразделенной церкви свидетельствует о желательности наделения особыми правами Ватикана, чего нельзя сказать, например, о Московском патриархате, учрежденном после Великого раскола 1054 г.

Как видим, священноначалие древних церквей, не представляющих сегодня и десятой части православных верующих мира, пытается определять их будущее. И видит его в единении с Папой Римским. Более того, понтифик неизбежно становится главой всей апостольской церкви. Хотя бы потому, что он «наместник Бога на Земле» и этим «догматом» поступаться не собирается. Да и константинопольский патриарх на определенных условиях уже сейчас готов признать первенство «преемника святого Петра».

При таком сценарии православная церковь лишается своего главного качества — соборности (которую Виктор Федорович поминает на каждом богослужении). Соборность означает, что в православии нет начальства над церковью, кроме Самого Бога. Предстоятели всех патриархатов равны в правах, и нет среди них главного. В каждой отдельной церкви главенствующий патриарх, митрополит или архиепископ — не более чем спикер на собрании (синоде или соборе). Поэтому главные решения православные принимают соборно — на собрании общины, епархиальном или поместном соборе. В католичестве же решение Папы — закон для всех католиков мира.

Зачем такие изменения нужны константинопольскому патриарху понятно: сейчас он – предстоятель карликового патриархата, да еще зависимого от прихотей иноверной власти. В случае же объединения православия с латинством обретает огромные права «замначальника всемирной церкви».

Но зачем это нужно президенту Украины?

P.S. Хочется надеяться, Виктору Федоровичу это ни зачем не нужно. Просто «доброжелательные к православию» советники подобрали ему правильных советчиков – из числа сторонников если уж не автокефалии (ну, не получается канонической!), то хотя бы ухода «від Москви» под Константинополь. Посредством «волчьего собора».

Дмитрий Скворцов

Еженедельник «2000»

Расширено и дополнено специально для alternatio.org