В русском языке название «Украина» имеет два значения. Первое – это страна с населением 43 миллиона человек, которая пролегает по северному побережью...
...Черного моря; второе – «на границе» или «пограничная область». За последние 20 лет внешняя политика Киева была направлена на то, и в большой степени достигла того, чтобы закрепиться на геополитической карте Европы в первом значении своего названия, а не во втором. Теперь президент Виктор Янукович пытается все разрушить.
Украина стала независимым государством в 1991 году. В 1994 году, когда Вашингтон рассматривал возможности расширения НАТО, Борис Тарасюк, заместитель министра иностранных дел Украины, встретился со Строубом Талботом, заместителем госсекретаря США. Тарасюк отметил, что расширение НАТО и включение в его состав таких государств, как Польша и Венгрия, вызовет негативную реакцию со стороны Москвы, а также поставит Киев перед дилеммой: как Украине избежать превращения в небезопасную серую зону – пограничную зону – между расширяющимся НАТО и Россией?
Талбот согласился с тем, что украинцы заслуживают получить развернутый ответ на этот вопрос, что стало приоритетной задачей для разработчиков европейской политической стратегии администрации Клинтона. Вашингтон продолжил развивать двусторонние отношения с Украиной, установив в 1996 году стратегическое партнерское сотрудничество и учредив двустороннюю комиссию, председателями которой стали вице-президент Эл Гор и президент Украины Леонид Кучма. Годом позже НАТО и Украина пришли к соглашению об особом партнерстве и учредили Хартию Украина-НАТО, чтобы укрепить связи между Киевом и альянсом.
Цель была простой: укрепить связи между Западом и Украиной и, таким образом, убедиться в том, что Киев не окажется на изолированной пограничной территории, в то время как расширение НАТО и Европейского союза изменяли геополитический ландшафт Европы. В 2002 году Киев принял решение о вступлении в НАТО. В связи с этим отношения Украины с Европой, которые прежде развивались достаточно медленно, стали набирать обороты.
После Оранжевой революции в 2004 году Виктор Ющенко основной целью во внешней политике сделал присоединение к Евро-атлантическому сообществу и запросил план действий по подготовке к членству в НАТО. Он намного опережал общественное мнение в вопросе вступления в НАТО, несмотря на то, что украинцы горячо поддерживали укрепление связей с Евросоюзом. Однако решающим стало то, что Ющенко не смог справиться с ключевыми внутренними проблемами его страны.
И потерявший надежду электорат в 2010 году обратился в сторону Януковича.
Вступив в должность, Янукович заявил, что его основным приоритетом во внешней политике будет восстановление сильно пострадавших связей с Москвой. Он также дал понять, что Украина постарается найти равновесие в своих отношениях с Россией и Западом. Он подчеркнул важность углубления интеграции Украины в Евросоюз, практически сразу начав переговоры по договору о сотрудничестве и всестороннем соглашении о свободной торговле.
Он регулярно отвергал предложения Москвы присоединиться к таможенному союзу с Россией, Казахстаном и Белоруссией. Несмотря на то, что Киев больше не стремился вступить в НАТО, более близкие отношения между Украиной и Евросоюзом, казалось, могли стать удовлетворительным ответом на вопрос Тарасюка 1994 года о том, как сохранить Украину от превращения ее в пограничную область.
Однако эти достижения сейчас находятся в опасности. Отступление от норм демократии, случившееся при Януковиче и недавно воплощенное в судебном преследовании лидера оппозиции Юлии Тимошенко, угрожает разрушить связи Украины и Западом.
Официальные лица Евросоюза отменили один запланированный визит Януковича в Брюссель. Несмотря на то, что переговоры по договору о сотрудничестве и соглашению о свободной торговле могут продолжиться, их завершение сейчас ставится под вопрос. Парламентарии стран Евросоюза заявляют, что эти соглашения не имеют никаких шансов быть ратифицированными, пока Тимошенко остается в тюрьме. В то время как Евросоюз сражается с кризисом в еврозоне, отступничество Януковича от демократических норм может стать для европейцев, которые всегда скептически смотрели на сотрудничество с Украиной, полезным поводом для того, чтобы ему воспротивиться. Кроме того, отношения Украины с отдельными странами Запада уже созрели для заморозки, поскольку Януковича все чаще воспринимают скорее как второго Александра Лукашенко – лидера Белоруссии – чем как целеустремленного лидера европейской страны.
Очевидно, Янукович понимает, что существует риск изоляции, в особенности из-за его отношений с Кремлем. Украинцы высказывают свое раздражение тем, что, несмотря на то, что Киев в 2010 году активно действовал с целью развеять опасения России, Москва мало чем помогла в решении важных для Украины вопросов. Российское правительство, например, продолжает сейчас обсуждать газопровода под Черным морем, по которому можно было бы вести прямые поставки газа, переправляемого сейчас через Украину. Разрушение связей Украины с Западом, вероятно, подтолкнет Москву к тому, чтобы сильнее давить на Киев.
Таким образом, если Янукович будет придерживаться выбранного курса, то его репрессии внутри страны могут поставить Украину в положение, в котором она как раз не хочет оказаться – она станет серой зоной между Европой и Россией. Возможно, Янукович этого не хочет, но теперь это неважно. Он тянет Украину в ту пограничную область, которой страна так долго старалась избежать.
Стивен Пайфер, «The New York Times»