Ну, и ради чего в экстренном порядке собиралась во вторник Верховная Рада? Кто может ответить на этот вопрос? Практический результат этого внеочередного "судьбоносного" заседания Верховной Рады – официальное прекращение репрессий (пардон, "люстраций") относительно офицерского состава и очередное заявление об "агрессии со стороны России". Отраден тот факт, что до украинской верхушки начал доходить весь идиотизм поголовных кадровых чисток среди профессионалов. Как советское руководство в 41-м осознало, насколько не хватает опытных офицеров, ряды которых изрядно покосили репрессии 30-х, так и Киев потихоньку начинает постигать, что опыт приобретается не криками "Слава Украине!" и не песнями о Путине. Однако закон об отмене "люстрации" среди офицеров не требовал пожарных сборов, мог вполне подождать несколько дней, от его срочного принятия не зависела победа или поражение в гражданской войне, идущей в Донбассе. Соответственно, весь огород стоило городить исключительно ради заявления об "агрессии"? Заявления, которое, по признанию самих его инициаторов, не имеет никаких юридических последствий. От себя добавлю: практических последствий это очередное воззвание к миру также не влечет. Каков же смысл был в этом заседании и в этом заявлении, составленном, к тому же, крайне неумно. К примеру, депутаты даже не поняли, в какую лужу себя посадили, заявив об обстрелах Донецка, Волновахи и Мариуполя и тут же признавшись, что лишь по одному эпизоду – по Мариуполю – наблюдатели ОБСЕ указали на донецких боевиков. Возникает закономерный вопрос: и кто же вел обстрелы Донецка? Судя по логике документа и более ранним заявлениям тех же наблюдателей ОБСЕ, украинская сторона! Но вернемся к срочности и последствиям принятия данного заявления. Нет сомнений в том, что парламент планировал принять совершенно иной документ. Он был внесен Олегом Ляшко и Юлией Тимошенко и имел название "Постановление О признании Российской Федерации государством-агрессором и создании механизма противодействия и ликвидации последствий агрессии Российской Федерации в Украине". 15 января он был одобрен соответствующим комитетом, выглядел гораздо короче и конкретнее того заявления, которое в итоге было принято. Сводился он фактически к двум пунктам:
1. Россия признается "государством-агрессором".
2. (цитирую дословно): "Рекомендуется Президенту Украины… внести в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны"
… Да-да, речь шла не только о введении военного положения в стране, но и об объявлении "состояния войны"! Накануне этого "исторического" заседания некоторые провластные блоггеры провели "артподготовку", заявив о том, что объявление военного положения не должно повлиять на выделение кредита МВФ. Скажем, известная евроатлантистка Алена Гетманчук на "Украинской правде" привела в пример сотрудничество Фонда с диктаторскими режимами Чили, Аргентины, Никарагуа, задавшись вопросом: почему же Украине нельзя выделить кредит в этих условиях? Не правда ли, хорошие аналогии? То есть сторонники Порошенко уже фактически напрямую сравнивают его с Пиночетом и Сомосой, даже не видя в этом ничего необычного? А другой сторонник нынешней власти профессор Тарас Кузьо, известный рупор майдана на Западе, через минуту после голосования в Раде, не разобравшись, какой документ в итоге приняли, поспешил заявить в своем Твиттере, что Украина "официально объявила войну России". Видимо, знал о планах принять постановление Ляшко-Тимошенко? Иначе откуда б у него были подобные сведения? Как бы то ни было, самоубийственный шаг в виде объявления войны Рада не совершила, ограничившись заявлением об "агрессоре" и призывом обрушить на Россию все кары небесные. И это не помешало Украине тут же смиренно заявить, что предоплата за российский газ уже поступила на счета этого "агрессора". Ну, не поразительно ли? Киев продолжает торговать с "агрессором", а в воспаленном воображении представителей украинской власти продолжается яростная "война" с ним! Между тем, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле осторожно намекнул Украине, что ей следовало бы уже сейчас начать переговоры о реструктуризации ее госдолга. Он не продолжил эту фразу, но недосказанная концовка ясна: иначе неминуемый дефолт. При этом Wall Street Journal, который привел слова немецкого министра, ясно указал на основного кредитора, с которым Украине надо бы решать свои финансовые проблемы, – да-да, именно на Россию! То есть Украина должна решать судьбу своего долга с "кредитором-агрессором", если следовать логике заявлений Верховной Рады. "Кредитор-агрессор"! Согласитесь, это новое понятие в международном праве, которое пытается сейчас изобрести в Украине. Суть его можно свести к следующему: "Мы будем вести с вами войну до победного конца, поэтому не могли бы вам на эту священную борьбу выделить еще пару-другую миллиардов кредита или хотя бы простить предыдущие долги? Слава Украине! Кредитам слава!" В принципе, если бы Верховная Рада приняла подобное заявление, оно удивило бы не больше, чем то, которое в конечном итоге было подписано спикером украинского парламента во вторник.
Владимир Корнилов