Нынешняя демографическая ситуация в России является, в целом, отражением того, что происходит во всем христианском мире. Не забывая о том, что Россия – это многонациональное и многоконфессиональное государство, мы понимаем, что титульная нация, коей пока еще являются русские, в нашей стране находится далеко не в том положении, которое ей положено по определению.
Политика мультикультурности и относительной открытости границ приводит к тому, что сегодня на некоторых российских территориях русских уже сейчас воспринимают как чужих. И если на Северном Кавказе, в частности с национальными республиками, такая ситуация проявляется достаточно давно, то в Сибири и на российском Дальнем Востоке такой прецедент стал иметь место с недавних пор. Связано это с массовым расселением китайских граждан по территориям Амурской области, Хабаровского, Приморского и Забайкальского краев. Уже сейчас по официальным данным в этих регионах нашей страны проживают более четверти миллиона китайцев. Если посетить Благовещенск, то поначалу можно даже не понять, какой стране он принадлежит. На Амурской набережной десятки китайских торговых точек, кафе, клубов и ресторанов. Особенно удивляет и даже раздражает то, что в некоторые из них русских даже на порог не пускают, мотивируя это тем, что они, мол, ведут образ жизни, не совместимый с традиционной конфуцианской моралью. При этом владельцы подобных заведений, похоже, забывают, что регистрируют свои частные предприятия на территории России, а не КНР. Удивляет еще и то, насколько быстро китайские граждане организуют свой бизнес на российской земле. Среднестатистическому россиянину для того чтобы открыть обычное кафе, нужно пройти столько ведомств и добиться такого количества согласований, что часто дело просто не доводится до конца из-за бюрократических барьеров непреодолимой высоты. Для иностранных же граждан, которые даже не стремятся предоставлять рабочие места россиянам, часто никаких преград не бывает. Создается впечатление, что за лишний десяток тысяч долларов чиновники на местах готовы продать все, что угодно: от собственной подписи на разрешении о ведении частного бизнеса до земли, на которой они родились.
Понятно, что в нашей стране любой национальный вопрос – это бочка с порохом, которая может взорваться от проявления излишнего к ней интереса с пристрастием. Но, тем не менее, Россия сегодня остро нуждается в решении такого вопроса. Самое интересное, что в этом нуждается и весь западный мир, к которому нынешняя Россия себя относит. На улицах Лондона все чаще можно увидеть группы девушек, лица которых скрыты хиджабом. В университетах Франции более трети студентов – выходцы из Северной Африки и стран Ближнего Востока. А по футбольным клубам и России, и Европы можно изучать глобальную этнологию. Как к этому относиться? Вполне лояльно, если бы люди, которые приезжают на работу или обучение в христианские страны, не проявляли излишней агрессии к местным традициям и культурным нормам. Так мусульманские общины Великобритании и Швейцарии уже сегодня требуют предоставить им широкую автономию без права распространения на эту территории государственных законов. Они добиваются признания на самом высоком уровне шариатских анклавов в Лондоне, Манчестере и Цюрихе. Сжечь Библию или государственный флаг для этих людей – обычное дело. Но как только речь заходит о том, что и они должны соблюдать правила и законы проживания в той или иной стране, плюс уважать местные обычаи, то это выливается в бурю гнева. Вспомнить хотя бы то, как отреагировали эти люди на высказывания одного американского священника о возможном сожжении Корана в отместку за сожжение священной книги для христиан.
Такая ситуация не может не порождать взгляды людей, которые будут направлены против мультикультурности. В нашей стране одним из таких политических деятелей является Дмитрий Рогозин. Еще в начале 2000-х он обозначил свою позицию по поводу того, каким он видит будущее России. Организованная им партия «Родина» добилась достаточно весомых результатов на парламентских выборах в декабре 2003-го (более 9% от числа проголосовавших). Одним из лозунгов партии был и тот, который призывал в рамках многонациональной России отвести русским все же главенствующую роль. И это среди других программных пунктов: поднять уровень жизни, вести целенаправленную политику безопасности, развивать здравоохранение и образование. Народ прислушался к идеям Рогозина и выразил одобрение. Однако Дмитрий Рогозин все же переступил заповедную грань. При всей любви к русскому народу любые высказывания, направленные против других народов – есть кратчайший путь к дестабилизации обстановки в стране. Неоправданный шаг Рогозина – это скандальный ролик, в котором он призывал «очистить Москву от мусора». При этом всем было понятно, что, а точнее, кого именно он подразумевает под словом «мусор».С тех пор оппозиционная карьера Рогозина приказала долго жить. Москва, однако, решила не избавляться от талантливого политика и предложила ему пост посла при НАТО. Согласитесь, роль насколько удаленная от внутрироссийских процессов, настолько и отражающая бескомпромиссный характер господина Рогозина. Можно сказать, что Кремль этим жестом косвенно намекнул мировому сообществу, что позиция Рогозина, несмотря на ее открытый национализм, может пригодиться при общении с Альянсом. Казалось бы, должность посла при НАТО должна была окончательно отодвинуть Дмитрия Рогозина от проблем внутренней политики, но Рогозин отнюдь не из таких.
На Ярославском форуме он позволил себе целый ряд высказываний, из которых россияне могли узнать прежнего Рогозина. Во-первых, он пообещал вернуться в большую политику, а во-вторых, он сравнил проблемы российской и западной действительности, поставив между ними знак тожества. Слова Дмитрия Рогозина достаточно смело растиражировали американские и британские издания. При этом нужно отметить, что рогозинские цитаты вовсе не вызывали иронии, подобной той, с какой цитировались слова Медведева или Путина. По всей видимости, Запад поддерживает смысл посыла Рогозина.
Это тем более удивительно, потому что Запад всегда считал Россию не то что тождественно равной себе, а даже и близко не подпускал нашу страну со своими проблемами к своим сферам. Получается, что несколько националистические идеи Рогозина могут сплотить Россию и западные страны.
Будем надеяться, что попытки использования такого понятия как титульная нация не приведут к разжиганию межэтнических столкновений. Ведь основная задача культивации титульной нации – это отстаивание ее интересов не в ущерб интересам сотрудничества с другими народами. Задача трудная, но вполне решаемая.
Алексей Володин, topwar.ru