Русское Движение

Эффективно ли нефтяное оружие против России?

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Попытки США за счет снижения мировых цен на нефть нанести удар российской экономике выглядят странным занятием.

США наряду с государствами ОПЕК и Россией являются одним из крупнейших производителей нефти. При этом новые технологии по добыче сланцевой нефти оказались не в состоянии обеспечить себестоимость, сопоставимую с себестоимостью этого энергоносителя, добываемого классическим способом. При цене ниже 60-70 долл. за баррель добыча сланцевой нефти становится нерентабельной.

Падение цен на «чёрное золото» уже привело к тому, что акции целого блока компаний - организаторов «энергетической революции» - за последние 3 месяца подешевели в среднем на 40%.  Apache Corp (APA), Conocophillips (COP), EnerJex Resources Inc. (ENRJ), Marathon Oil (MRO), Continental (CLR), Noble Energy (NBL), Southwestern Energy (SWN), Anadarko (APC), Pioneer Natural Resources (PXD), находившиеся в списке лидеров отрасли, котируются в среднем на 30-50% ниже максимумов, достигнутых в середине 2014 года, и падение продолжается. Динамика акций напоминает сдувающийся пузырь.

В ноябре число выданных разрешений на бурение снизилось почти на 40% по сравнению с октябрем. Это «очень быстрая реакция» на падение цен на американский эталон WTI, говорит генеральный директор фирмы Drilling Info Inc. Ален Гилмер. Аналогичные проблемы возникают и в морском бурении. Например, компания Transocean объявила об убытках в 2,76 млрд. из-за сокращения контрактов.

Играя на понижение, Вашингтон может спровоцировать необратимые процессы в экономике США. Падение нефтяных цен ограничивает доступ американских энергетических компаний к рынкам капитала. Между тем, по данным Deutsche Bank AG, начиная с 2010 г. энергетические компании привлекли 550 млрд. долларов США в виде облигаций и займов на фоне нулевой ставки рефинансирования ФРС. У инвесторов возникают опасения относительно платежеспособности эмитентов «мусорных» облигаций – компаний энергетического сектора. 

Получается замкнутый круг. Падение рентабельности снижает капитализацию компаний, принуждая их к распродаже активов во избежание банкротства, что, в свою очередь, приводит к еще большему снижению котировок их акций, падению капитализации и невозможности рассчитаться по ранее взятым кредитам. Прогнозы о том, что потребление нефти в 2015 г. будет минимальным за последние 12 лет, сделанные Международным энергетическим агентством и ОПЕК, привели к очередному биржевому обвалу, вследствие чего мировые рынки за одну неделю потеряли более 1 трлн. долл. капитализации.

Как считают финансисты Wall Street, волна банкротств в энергетическом секторе может прокатиться по банковской системе. По мнению старшего стратега банка Wealth Management Д. Хекмана, «мы близки к той точке, которая начинает вызывать серьезное беспокойство». Его мнение разделяет директор Центра исследований индустриализации Высшей школы социальных наук Франции Жак Сапир, заявивший в эфире радио Europe1, что «падение цен на нефть может иметь чрезвычайно серьезные последствия для добычи сланцевого газа, жидкого топлива из углистых сланцев и так называемого битуминозного песка. Сегодня это производство перестало быть рентабельным. Более того, предприятия отрасли получили кредиты на значительные суммы у американских банков. Это говорит о том, чтосуществует потенциальная опасность развития банковского кризиса в США».

В результате пострадают пенсионные фонды, частные инвесторы, банки, у которых на руках высокодоходные, рисковые «мусорные» облигации энергетических компаний. Это вызовет эффект домино во всей финансовой системе, и тогда повторение кризиса 2008-2009 годов неизбежно.

Кроме того, пишет журнал The Prudent Bear,дальнейшее падение стоимости нефти снизит общее благосостояние общества, сокращая количество капитала, доступное каждому работнику. Что в свою очередь повлечёт долговременное снижение стандартов жизни самих работников. Следует учитывать и вклад сланцевой отрасли в рынок труда США. С декабря 2007 г. сланцедобывающие штаты создали 1,36 млн. рабочих мест, в то время как остальные потеряли 424 тыс. 

* * *

Желая уязвить Россию, американцы не видят, что происходит у них за спиной.

Как писала 9 ноября The Guardian, «госсекретарь США Джон Керри заключил в сентябре 2014 года сделку с саудовским королем Абдаллой, согласно которой Саудовская Аравия будет продавать нефть по цене ниже рыночной». Целью тайного сговора являются ослабление экономики России и удар по Ирану. 

В то же время «болевой порог» для бюджета королевства Саудитов - цена ниже 90 долл. за баррель. Если Эр-Рияд и согласился на дальнейшее снижение этой планки, то лишь в надежде, что его бюджет выдержит давление дольше, чем бюджеты России и Ирана. Однако тактика успеха не принесла: внешнеполитический курс Москвы, как и Тегерана, не изменился. 

Похоже, не выдерживать нефтяную войну начинают именно государства Персидского залива. Если себестоимость нефти в Саудовской Аравии является самой низкой, то проблемы ее партнёров по ОПЕК намного серьёзнее. 21 декабря ОПЕК выступила с неожиданным прогнозом, предполагающим скорый разворот на нефтяном рынке и возобновление роста цен на черное золото. В заявлениях государств-нефтедобытчиков отчетливо звучит раздражение. Так, министр энергетики Саудовской Аравии Али аль-Наими заявил, что его страна «и другие члены картеля пытались стабилизировать рынок, но нежелание сотрудничать со стороны производителей, не являющихся членами ОПЕК, распространение ложной информации и спекуляции привели к падению цен». Еще резче выразился министр энергетики ОАЭ Сохейль аль-Мазруи: «Одна из главных причин падения цен – это безответственная добыча некоторыми странами, не входящими в организацию, некоторые из них – новички на рынке». Явный намек на США, резко увеличившие в последние годы поставки сланцевой нефти.

Ряд фактов указывает на то, что, внешне подыгрывая американцам, Саудовская Аравия ведёт собственную игру на вытеснение с рынка всех конкурентов, включая США.  Ещё недавно в Эр-Рияде заявляли, что государства ОПЕК не будут сокращать предложение нефти, даже если ее цена снизится до 40 долл. Если страны, добывающие нефть традиционным способом, могут себе это позволить, временно пойдя на жёсткую экономию, то сланцевой отрасли США при таком падении будет нанесен удар, от которого она не оправится.

Негативные процессы в экономике США уже развиваются, а ведь Россия ещё даже не перешла к контрнаступлению в развязанной против нее экономической войне. Между тем потенциал ответных мер, к которым может прибегнуть Россия, значителен.  Однако в США так увлечены пируэтами курса российского рубля, что не замечают падения котировок на собственных биржах и двусмысленную политику союзников.

Здесь нельзя не согласиться с оценками аналитика по инвестициям Мартина Катуса, утверждающего, что, конечно, санкции могут затруднить доступ российским фирмам к западным технологиям, сказавшись в конечном итоге на объемах российской нефтедобычи, но для этого они должны затянуться на годы, что сомнительно, учитывая убытки, которые несут ЕС и США. Кроме того, покупатели российской нефти имеют возможность рассчитываться за неё в золоте и отойти от доллара. Что при этом случится с долларом, объяснять не нужно. Сами же российские нефтяные компании, получая за экспорт доллары, оплачивают налоги в рублях, то есть государству не грозит резкое падение налоговых поступлений. Существует для России и возможность перевести всю торговлю нефтью на рубли, вызвав резкое обесценение доллара в мире и рост востребованности рубля.

ФСК