Министерство обороны России помимо истории с «Мистралями» столкнулось ещё как минимум с одним эпизодом невыполнения контрактов европейскими партнёрами». Речь идёт о контракте, подписанном между главным оборонным ведомством России и немецкой компанией Rheinmetall в 2011 году – в то время, когда руководил министерством обороны человек по имени Анатолий Сердюков.
Согласно контракту, общая стоимость которого оценивалась примерно в 100 млн. евро, немецкая компания должна была построить специальный центр учебно-боевой подготовки на полигоне Мулино. В учебном центре, по планам, ежегодно подготовку могли проходить до 30 тысяч военнослужащих. Особенность учебного центра заключается в том, что все действия военнослужащих и военной техники отслеживаются и фиксируются с помощью специальной датчиков, улавливающих лазерные импульсы. Лазерные импульсаторы могут устанавливаться на танках, БТР, БМП, других видах военной техники и оружия. В итоге учения могут полностью имитировать реальный бой с оценкой действий его участников.
В общем, планов на Мулинский центр учебно-боевой подготовки у Минобороны РФ было, как говорится, громадьё. В общих планах у главного оборонного ведомства страны было создание четырёх таких центров - в различных военных округах Российской Федерации. В связи с санкциями, которые Запад ввёл в отношении России, немецкая компания Rheinmetall потеряла возможность довести работу по выполнению контракта до конца.
После поступления информации о том, что немецкая компания вынуждена остановить реализацию проекта, поступили сведения о том, что на самом деле строительство центра в Мулино велось преимущественно российскими специалистами, а Rheinmetall имел в проекте лишь 10%. Российские специалисты отмечают, что центр должен быть введён в эксплуатацию в сентябре текущего года, и после ограничений Rheinmetall его укомплектованность достигает 95%, что даёт возможность завершить начатое своими силами. В то же время немецкое средство массовой информации Deutsche Welle пишет о том, что без Rheinmetall при строительстве не обойтись, так как установленное оборудование действует исключительно под управлением программного обеспечения, которое создаётся немецкими специалистами. Мол, ничего русские сделать не смогут, так как программы-то должны быть немецкими…
Примечательно, что если в Deutsche Welle откровенно удовлетворены ситуацией, то вот сотрудники и руководство Rheinmetall явно не в восторге от того, что г-жа Меркель своими санкционными пакетами лишает возможности немецкий бизнес вести работу на российском рынке. Если DW радуется тому, что «русские сами не доведут работу до конца», то в Rheinmetall понимают, что такие заявления ничего общего с действительностью не имеют. За те десятки миллионов евро, которые немецкая компания могла получить за деятельность по созданию ещё трёх подобных центров, Россия способна либо сама создать необходимое программное обеспечение, либо заключить контракт с теми, у кого подобный софт (если речь идёт только о нём) уже есть – с тем, кто в высокой колокольни плевал на европейские и американские санкции, желая вести нормальный прибыльный бизнес.
В таком случае ситуация с одной стороны выглядит более чем сложно, ведь большую часть средств Минобороны немецкой фирме выделило, но полностью выполненных работ не получило. Ситуация подобна французским «Мистралям». С другой стороны, эту ситуацию вполне можно оценить и как положительную. Почему? Дело в том, что сердюковский контракт в 100 миллионов евро «кусался» изначально. Если 100 миллионов евро – это сумма контракта, заключённого с Rheinmetall, и если, по утверждениям российской стороны, компания Rheinmetall должна была выполнить лишь 10% объёма работ при создании Центра учебно-боевой подготовки, то сколько же стоит вся работа? Либо эти 10% при 100 контрактных млн. евро - это всё-таки львиная доля проекта в финансовом плане, либо проект тянет на миллиард… В любом случае у российских производителей появляется уникальный шанс заработать солидные средства на доведении до ума центра в Мулино и на создании ещё трёх подобных объектов. И налоги пойдут уже не в немецкий, а в российский бюджет.
Безусловно, министерству обороны от этого не легче, ведь деньги, как говорится, «уплОчены», а теперь приходится искать новых исполнителей, которым тоже необходимо платить деньги. И Минобороны России решило обратиться в судебные инстанции. В исковой форме МО РФ требует от Rheinmetall вернуть полученные от министерства средства. Rheinmetall прекрасно понимает, что репутация теряется, но заявляет, что он готов завершить все работы, если бы не санкции, которые тоже не одобряет. Короче говоря, денег, как и сен-назерские кораблестроители, немцы платить не хотят.
Тут, по понятным причинам, можно долго возмущаться, но министерству обороны, да и всей России (всем нам) пора осознать, что живём мы теперь в совершенно иной эпохе. В новых реалиях. Никакие деньги России возвращаться не будут, так как наивно ожидать объективных решений от «международных» судов, независимость которых – банальный либеральный миф. Даже если на секундочку предположить, что некий суд вдруг примет решение в пользу России, то и в этом случае деньги не отдадут. Будут многозначные ссылки на акты европравительства, на пункты санкционных пакетов, в которых сотрудничество с РФ запрещается. Деньги с России брать не запрещается, а выполнять свои обязанности запрещается...
Пора привыкнуть, что красивые сказки о честном бизнесе остались далеко позади. В мире действуют реально криминальные законы – криминал процветает уже на государственном уровне. Ввод войск без санкций Совбеза, авиаудары по Белграду, отторжение края Косово от Сербии без референдумов и без учёта международного права, создание международных террористических организаций, которые могут противостоять регулярным армиям, череда фейсбучных революций, расцвет которых и сегодня уносит жизни людей по всему миру. Это разве не государственный криминал? И в этой связи совсем уж глупо ожидать, что вернут деньги за «Мистрали», за центр в Мулино, да за что угодно. Западное государственное ворьё не для того всё это затевало, чтобы потом возвращать. Тут уже не до сентиментальных всхлипываний европейского бизнеса – тут работает махровый криминалитет, для которого развалить страну для реализации своих планов – плёвое дело, а уж тем более снять сливки с какого-то контракта. Сущие семечки… Для этих воров, называющих себя западными политиками и чиновниками, за которыми вполне могут стоять и более значимые фигуры (хотя почему «могут»?.. – стоят), нет законов, а потому пора перестать тешить себя наивными надеждами на то, что «одумаются». Не одумаются… Сами…
Пора ставить на этом «партнёрстве» крест – демонстративно, как с «Южным потоком», переориентируясь на другие рынки, где ещё не забыли о правилах ведения деловых взаимоотношений. Если этого не сделать сейчас, то и «Мистрали» и центр в Мулино окажутся только цветочками. "Полный мистраль", в общем...