«Настоящее» перемирие на Донбассе тянется уже неделю, а дата нового раунда переговоров в Минске с киевскими властями, первоначально назначенного на 9 декабря 2014 года, всё откладывается. Причина в том, что на переговорах лишь уточняют детали и публично оформляют уже достигнутые заранее договорённости. Эта решающая предварительная стадия затягивается, и переговоры не начнутся, пока не завершится торг по ряду ключевых вопросов, одним из которых являются условия передачи Мариуполя ДНР.
Вопрос о Мариуполе является одним из важнейших для ДНР. Этот город с почти полумиллионным населением находится на территории бывшей Донецкой области − центр металлургии и машиностроения, крупный морской порт. Там сейчас располагается «областная администрация» по версии киевских властей. Возвращение Мариуполя ДНР важно по целому ряду причин. Это один из необходимых шагов для восстановления «территориальной целостности» Донбасса и, в перспективе, создания «сухопутного коридора» Россия − Крым.
Для киевских властей сейчас, в начале зимы, в первую очередь важен не столько сам Донбасс, сколько донецкий уголь. В регионе добывали 70% всего угля, производимого на Украине, именно на нём могут работать украинские ТЭЦ. Разумной альтернативы донецкому углю не существует: закупать аналог можно только в России, что для «киевских», наверное, ещё менее приемлемо, в ЮАР или в Австралии. По любому, поставки из далёких стран обходятся дороже, занимают дольше времени, требуют большого количества морского транспорта: недельные потребности Украины в угле составляют 2 млн т в неделю.
Даже пробная закупка символических 1 млн т в ЮАР обернулась скандалом: невыплатой значительной части денег и уголовным делом против министра энергетики Украины. Учитывая деловую репутацию нынешнего руководства Украины и критическое состояние государственного бюджета, потенциальные поставщики нужного сорта угля требуют предоплаты, на которую денег в казне, считай, нет. Договориться по-хорошему с ДНР о поставках угля − вот реальный путь для киевских властей решить эту проблему.
Мариуполь для них и так является «отрезанным ломтём», учитывая настроения жителей, а также последние передислокации ополчения ДНР. В конце концов Мариуполь выступает предметом торга не в первый раз: в июне украинские войска заняли его не в результате жестоких кровопролитных боёв, а согласно закулисным соглашениям, заключённым с участием Рината Ахметова. Однако и в тот раз тайная дипломатия проходила на фоне угрозы реальных боевых действий.
Сейчас ситуация вновь обостряется: 12 декабря в интернете появился видеоролик о передвижении на юг к фронту под Мариуполем большой штурмовой колонны бронетехники и автомобилей бригады «Оплота», батальона «Сомали» и отряда Моторолы. В памяти свежи события конца августа, когда в результате мощного контрнаступления ополченцы уже едва не заняли Мариуполь. Однако ДНР также совершенно не нужны кровопролитие и жертвы, которых можно избежать. Просто киевским властям, чтобы были сговорчивее, напоминают, что они могут лишиться города и «за так».
Пётр Порошенко − прагматичный и очень хитрый человек, иначе он не стал бы ни одним из самых богатых олигархов в стране, ни Президентом Украины. Как прагматик, он не может не понимать плюсов «бухгалтерии» «размена» Мариуполя на донецкий уголь. Как политикан, он понимает огромные политические риски этой «сделки», которая из-за неаккуратного «оформления» может стоить ему и власти, и бизнеса, и свободы.
Радикальные националисты, а также временные союзники из числа более умеренных спят и видят, как заменить Петра Порошенко на кого-нибудь из своих. Да и модераторы украинского кризиса в США его по головке за это не погладят, так можно и в немилость впасть… Решая проблему «Мариуполь в обмен на донецкий уголь» Президенту Украины хочется и рыбку съесть, и в лодке остаться. Вот для этого-то ему и придётся употребить свои недюжинные таланты в политической комбинаторике.
Чтобы понять, каким образом это можно осуществить, достаточно проанализировать заявление Президента Украины Петра Порошенко: «Я своим присутствием, своим президентским словом и своими президентскими действиями гарантирую, что мы этот город никогда не сдадим», сделанное 28 сентября, после которого он прибавил: «войну с Россией и боевиками» можно выиграть только миром.
Конечно, ну зачем же «сдавать», если можно обменять, к тому же с выгодой, что конечно, совсем другое дело! К тому же всё можно обставить так, чтобы этот город отошёл ДНР по чьей-нибудь вине, лучше всего − самых опасных коллег-противников Петра Порошенко. Или из-за провокаций какого-нибудь небезопасного «Правого сектора», который давно пора списать в утиль. На какие хитрые комбинации, провокации и кульбиты способны политики «незалэжной», среди которых Пётр Порошенко сейчас является первым номером, показывает история со сбитым малазийским «боингом».
Не нам учить Петра Порошенко, как решать подобные сложные, рискованные, но сулящие крупные политические дивиденды задачи. Украина по вине «евро-националистов» теряет одну территорию за другой: Крым воссоединился с Россией, фактически самостоятельным стали ДНР и ЛНР, так что Мариуполем больше, Мариуполем меньше, не страшно. Произошедшее подавалось как одна «перемога» за другой, так что же, значит, ещё одной «перемогой» будет больше.
Когда реально состоится «обмен», и в какой именно форме, мало кто сейчас может сказать. Возможно, в самой неожиданной. Косвенным признаком могут стать фактическое возобновление поставок донецкого угля на Украину, даже под видом «австралийского». Пока рано говорить и о конкретном механизме возвращения Мариуполя ДНР. Ясно только то, что новый раунд Минских переговоров начнётся тогда, когда Пётр Порошенко решит, как наиболее выгодно и безопасно для себя обменять Мариуполь на донецкий уголь. Разумеется, предварительные договорённости с представителями ДНР и их кураторами к тому моменту уже будут достигнуты.
Павел Былевский, jpgazeta.ru