Правоцентристская Социал-демократическая партия Мадейры (СДП-М) одержала 10 октября убедительную победу на парламентских выборах, в десятый раз получив абсолютное большинство. Партия получит 25 из 47 мест в региональном парламенте. Хотя это был худший результат (49 процентов) за всю историю выборов, однако и он чрезвычайно разочаровал центральную власть, которая обвиняет Мадейру в нецелевом использовании бюджетных средств и нежелании брать на себя бремя общего экономического кризиса.
На втором месте неожиданно оказалась правая Народная партия христианских демократов, которая отодвинула социалистов на третье место. Таким образом, налицо общеевропейская тенденция поддержки националистических и правых партий. Но на Мадейре главным является не спор либеральной идеи с социал-демократической, а стремление к отделению от Португалии, которую на острове называют "континентом".
Лозунг самоопределения до революции 1974 года с оружием в руках защищал "Фронт освобождения архипелага Мадейра" (ФОАМ), но после получения права автономии в 1975 году и стабилизации политической жизни, Фронт перевел свою деятельность в мирное русло. Тем не менее, время от времени СДП-М поднимает вопрос об отделении от Португалии.
Например, в 2005 году в парламенте страны депутаты от партии подняли вопрос о проведении референдума по соответствующему вопросу и даже начали собирать подписи. А в 2007 было выдвинуто требование увеличения автономных прав, вплоть до конфедеративных. Но угрозы одностороннего объявления независимости пока оставались лишь угрозами.
Однако накануне нынешних выборов ситуация обострилась в связи с тяжелейшим экономическим кризисом, переживаемым Португалией. Страна находится на грани дефолта и вынуждена принимать непопулярные меры экономии бюджета. Но активист ФОАМ и лидер СДП-М Алберту Жоау Жардим не желает разделять общие проблемы и сокращать социальные программы, возлагая вину за сложившуюся ситуацию на ушедшее в отставку португальское правительство социалистов Жозе Сократиша, с которым у него всегда были сложные отношения.
Жардим находится у власти 45 лет и добился присвоения острову статуса свободной экономической зоны, сделав ее одной из главных мировых оффшорных зон. За годы правления он много сделал в плане развития инфраструктуры туризма и повышения уровня жизни населения. Кроме того, до сих пор Мадейра пользовалась многими налоговыми льготами, в частности, по НДС, и получала различные дотации, например за "изолированность". Это было своеобразной платой Лиссабона за лояльность.
Пытаясь найти "козла отпущения" и снизить рейтинг непослушного политика, новое португальское правительство социал-демократов во главе с Паулу Пассушем Коэлью развернуло в СМИ настоящую травлю Жардима. Всячески муссировались данные о нецелевом расходовании денег, поступающих из казны.
Так, по сведениям фискальных органов Португалии, за период с 2008 года его правительство потратило из бюджета 1,3-1,9 миллиардов евро на выплату зарплат, пособий, дополнительных выплат и на другие оперативные расходы, которые были предусмотрены на иные цели. Эта сумма была объявлена "долгом" Мадейры перед Лиссабоном.
Кроме того, центральная власть всячески выражала недовольство тем, что не имеет практически никакой выгоды от оффшорного статуса архипелага. Так, по данным агентства Lusa, цитирующего источник из Министерства финансов, из 3000 компаний, зарегистрированных на Мадейре, в 2009 году 2930 не заплатили налоги, а в 1677 из них не было зарегистрировано ни одного служащего. Это, по мнению фискальных органов Португалии, говорит о том, что компании используют зону для отмывания капиталов и уклонения от налогообложения в своих странах и ничего не приносят стране.
Но Лиссабон перестарался, и во многом справедливые обвинения сыграли обратную роль. Во-первых, долг Мадейры по сравнению с долгом Португалии перед Брюсселем (14 миллиардов евро), как справедливо заметил Жардим, это "капля в море". Во-вторых, региональное правительство, в отличие от центрального, свои налоги от зарегистрированных иностранных миллиардеров исправно пополняет. Примерно на 100 миллионов евро в год, и это только официально. И совершенно не желает лишаться этих денег.
И, наконец, самое важное, — кампания в СМИ противопоставила и натравила жителей Континента на островитян, и без того традиционно недолюбливающих друг друга. Первые возмущены тем, что на Мадейре сохранены все социальные программы, отмененные на Континенте, а вторые готовы голосовать за Жардима, только потому, чтобы "нами не командовали эти…. с Континента".
"Они (в правительстве) хотят, чтобы у нас не было долгов, чтобы помочь им оплатить их долг, гораздо более больший, чем наш, и хотят, чтобы мы остались один на один с нашими проблемами. Что же, если правительство видит Мадейру и Континент как "две страны", "пусть дает независимость архипелагу", — сказал Жардим на митинге перед парламентскими выборами.
После очередной его победы страсти несколько улеглись. Однако Лиссабон готов реализовать свои угрозы в виде замораживания налоговых льгот на Мадейре. Еще правительство Сократиша совместно с "тройкой" ЕС подписало об этом соответствующий меморандум о намерениях. Решится ли правительство Пассуша Коэлью ликвидировать статус свободной экономической зоны Мадейры? Вряд ли, хотя слушания в парламенте и изменения в бюджет 2012 были объявлены.
Последствия принятия такого решения, а именно одностороннее объявление независимости, несет в себе бoльшую угрозу, чем пресловутая "черная дыра" на Мадейре. Кроме того, обе партии даже по названию являются социал-демократическими, и Пассуш Коэлью постарается избежать обвинений от скатывания вправо. А они уже озвучены. Жардим высказался категорично: "Создается впечатление, что левый блок делает крен вправо. Я не буду обсуждать этот вопрос (лишение Мадейры статуса свободной экономической зоны), потому что он давно сгнил".
Лиссабон пугает непредсказуемость Жардима. Очевидно, что он размахивает дубинкой "независимости" без серьезных на то намерений, но под эмоциями может и ударить. Поэтому, возможно, на Мадейре будет увеличен НДС (до 13 против 26 процентов на Континенте), снята субсидия на "изолированность" и другие льготы, но не более. И без того проблем хватает.
Кроме того, терять обширные территориальные воды (в 37 раз превышающие площадь страны), а значит, потенциальные природные ресурсы (нефть и газ) тоже не хочется. Так или иначе, но призрак сепаратизма над Мадейрой витает.
Любовь Люлько, pravda.ru