Русское Движение

РФ отказалась от «Южного потока», газ в Европу пойдет через Турцию

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Россия нашла замену «Южному потоку»Россия решила отказаться от реализации проекта строительства газопровода «Южный поток» в связи с отсутствием разрешения от Болгарии и позиции Еврокомиссии, препятствовавшей реализации проекта. Но без российского газа Европа не останется — «Газпром» и турецкая BOTAS подписали меморандум о строительстве нового трубопровода через Черное море мощностью 63 миллиарда кубометров в год. Фактически, «Южный поток» будет перенаправлен на Турцию и затраты «Газпрома» на реализацию предыдущего проекта не пропадут даром.

Решение об отказе от проекта «Южный поток» будет положительно воспринято акционерами «Газпрома», считают опрошенные РИА Новости аналитики. В новом проекте на первый план выйдет экономическая эффективность, тогда как ранее на первом месте была энергополитическая целесообразность. Европейские страны, через которые должен был пройти газопровод, недосчитаются прибыли в виде оплаты за транзит, а Турция реализует свои давние планы стать страной-транзитером газа для Европы.

Президент РФ Владимир Путин в ходе переговоров в Турции в понедельник заявил, что Россия в нынешних условиях не может продолжать реализацию «Южного потока» из-за отсутствия разрешения Болгарии на строительство сухопутного участка газопровода и неконструктивной позиции Евросоюза. В то же время для удовлетворения потребностей Турции РФ построит новую газопроводную систему.

Позднее глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что между «Газпромом» и компанией BOTAS был подписан меморандум о взаимопонимании по строительству морского газопровода через Черное море в направлении Турции, объемом 63 миллиарда кубометров газа в год, 14 миллиардов кубометров газа предусмотрены для поставки в Турцию. Остальные объемы — это около 50 миллиардов кубометров газа — будут поставляться на границу Турции и Греции. Общая мощность нового газопровода сходна с «Южным потоком».

Как заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер, возврата к «Южному потому» нет и проект закрыт.

При этом глава Минэнерго России Александр Новак подтвердил, что Россия будет и далее исполнять все контракты с европейскими странами по газу.

«В настоящее время ситуация такова, какая она есть, контракты эти действуют, межправительственные соглашения тоже действуют. Другое дело, что европейские страны на сегодняшний день в лице еврокомиссии всячески не желают реализации „Южного потока“, — сказал Новак журналистам.

«Что касается исполнения контрактов, я думаю, что российская сторона все эти контракты будет исполнять. В любом случае, мы остаемся как надежный поставщик газа в европейские страны. С учетом нового предложения этот вопрос будет более детально проработан», — добавил Новак

Турция, по словам заместителя гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, давно мечтала о подобном проекте.

«У них это давно записано в их энергетической стратегии, и они последовательно пытались это сделать, правда, как мы знаем, Иран был изолирован на длительное время. С иранским газом не получилось, сейчас этот проект реализуется за счет азербайджанского газа, который все-таки не полноценный, мощный поток газа не тянет», — отметил он.

Речь идет о 10 миллиардах кубометров газа в год. «Появление российского газа, конечно, кардинально меняет ситуацию», — сказал Гривач.

«Это тот же „Южный поток“, только который придет не в Болгарию, а в Турцию. Можно назвать это расширением „Голубого потока“ или новым проектом — как угодно», — добавил эксперт.

По его словам, потери «Газпрома» от такого решения будут невелики. До сих пор работы велись на территории РФ и заключались в расширении мощностей существующей газотранспортной системы, так называемый проект «Южный коридор». Увеличение мощности газопроводов, помимо целей для поставок газа по «Южному потоку», учитывало еще рост поставок газа в ряд южных регионов страны, которые ощущали его дефицит в периоды пикового потребления зимой.

«Могут быть проблемы с трубами, закупленными для „Южного потока“, контрактов на трубоукладочные работы. Но, скорее всего, учитывая ситуацию, это может быть урегулировано с партнерами. И если проект по поставкам газа в Турцию будет реализован, то те же трубы и контракты на трубоукладку будут просто перенаправлены на этот проект», — считает Гривач.

По словам Путина, потери Болгарии от приостановки «Южного потока» составят 400 миллионов евро в год и этой стране следовало бы требовать от Еврокомиссии компенсации упущенной прибыли.

«Если уж Болгария лишена возможности вести себя как суверенное государство, то, хотя бы пускай они потребуют от Еврокомиссии деньги за неполученную выгоду, потому что только прямые доходы бюджета Болгарии составили бы от транзита не менее 400 миллионов евро в год», — сказал он.

По мнению аналитика «Сбербанка КИБ» Валерий Нестерова, европейцы, чиня препятствия при реализации «Южного потока, „выстрелили себе в ногу“. „Европейцы, препятствуя реализации проекта, на мой взгляд, выстрелили себе в ногу, как говорится. Потому что проект „Южный поток“ осуществлялся во многом за счет „Газпрома“ и был очень выгоден европейцам, потому что 100-процентно гарантировал стабильные поставки газа из РФ независимо от украинского фактора“, — сказал он.

« (Решение об отмене проекта „Южный поток“ — ред.) плохо отразится на европейских потребителях. Особенно на странах, которым предлагалось поучаствовать в этом проекте, потому что они лишатся транзита и эта вся транзитная история уйдет в Турцию. Еще до того, как был задуман „Южный поток“ такие планы развития „Голубого потока“ и поставок газа через Турцию обсуждались в начале 2000-х годов. Сейчас это выглядит как вынужденная мера, потому что предпочтительнее было бы прийти на европейский рынок и убрать украинский транзитный риск напрямую», — заметил в свою очередь Гривач.

Решение об отказе от реализации проекта «Южный поток» может быть положительно воспринято акционерами «Газпрома», так как снизится финансовая нагрузка на компанию, а в новом проекте поставок газа в Европу через Турцию на первый план выйдет экономическая эффективность, тогда как ранее на первом месте была энергополитическая целесообразность, считает аналитик «Сбербанка КИБ» Валерий Нестеров.

РИА Новости