Меня всегда восхищала, если так можно выразить это чувство в отношении нахальства, наглости и обмана, методика создания национальных символов на пустом месте; я имею в виду татарскую тамгу на голубом фоне и трезубец на жовто – блакытном. Обе эмблемы лживы и антиисторичны. Поскольку обе имеют общее происхождение от знака собственности на имущество, собственность и скота, то и рассматривать будем вместе.
Чтобы не вступать в многословную и поэтому пустую полемику с оппонентами, определимся с терминологией.
ГЕРБ — символическое изображение, присвоенное какому-либо государству, городу или роду.
Первым документально зафиксированным гербом в Европе считается упоминаемый в 1127 знак на щите графа Анжуйского Жоффрея. При высоком уровне неграмотности средневекового населения гербы использовались в качестве печатей, заменяющих подпись. Самая ранняя геральдическая печать датируется 1136. Первой купеческой корпорацией в Англии, получившей официальный герб, стала в 1439 Мануфактурная компания. В 1538 городу Глочестеру был присвоен первый гражданский герб.
Герб – символ дворянской (позднее и других сословий) семьи, города, территории, не имеющий, чаще всего, ничего общего с личной эмблемой конкретного суверена. Так гербом России был двуглавый орёл, дворянский герб Романовых был грифон со щитом.
Для читателей рад сообщить, что гербом Восточно - Римской (Византийской) империи двуглавый орёл никогда не был, это был личный герб последней династии Палеологов, правящих в Византии.
ТАМГА - слово монгольского происхождения (слово "тамга" по-монгольски, "дамга" на тюркских языках) и имело несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать».
В качестве прототипа для тамги выступали простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, угол и др.), сакральные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предметы, орудия труда, оружие и конская сбруя. При этом пиктограммы подвергались определенной стилизации, неизбежной при нанесении знака на выбранную поверхность тяжелым инструментом (зубило, нож, тесло). Основные требования, предъявляемые к тамгообразному знаку — это графическая выразительность и лаконизм, а также наличие потенциальной возможности варьирования в рамках существующей изобразительной схемы. Так, вероятно, учитывалось, что постоянное использование знака путем нанесения его на разные поверхности (камень, кожа, дерево и др.) будет тем легче, чем проще будет начертание самого знака.
Будучи родовыми символами, тамга перешли в геральдику ряда этнических групп.
ФЛАГ (национальный флаг) — один из символов государства; представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище различной формы с определенным соотношением сторон, прикрепленное с одной стороны к древку (или шнуру). На государственном флаге обычно изображаются: герб, его отдельные элементы, или различные символические эмблемы, объясняемые (весьма условно) историческими событиями, государственным строем, географическим положением, экономикой страны, административным делением, преданиями, религиозными верованиями, традициями.
Хорошо известно, что флаги, стяги, знамёна, хоругви – широко использовались в Древней Руси и в России, как на государственном, церковном, так и военном уровне. В летописях обязательно видны их рисунки. В отношении татар и будущей территории Украины столь однозначного мнения нет. Как малороссийские казаки так и татары пользовались бунчуками.
Бунчук — турецкое слово — бисер, бусы, раковинки, разноцветные стеклышки, привешиваемые на шею лошади, как украшение и т. п. В указанном значении термин Б. уже упоминается в 1608 г. в росписи захваченного в Москве, по убиении первого самозванца, в которой, между прочей сбруей, показан и Б. У турок Б., как знак власти и сана пашей, был в употреблении до введения строевых войск и обозначался словом туг, или кутас. Он представлял конский или тибетского быка хвост, насаженный на украшенное древко (длиною 3 аршина и более), оканчивавшееся вызолоченной медной или костяной маковицей. По числу навешенных хвостов паши получали названия "двухбунчужный", "трехбунчужный". Бунчуки носились при въезде губернаторов и начальствующих войсками, а перед султаном носили Б. с 7-ю хвостами. В последнем значении Б. издавна употреблялись малороссийскими гетманами, в числе своих регалий имевшими Б., пожалованный в 1576 г. польским королем Стефаном Баторием, который, как видно из грамоты: "Бунчук пожаловал гетману: на знак звытяжства его з войском своим над народом Азиатским, от кого Клейнот сей добут працею гетманскою и кровию казацкою". Малороссийские бунчуки красились в красную краску; головка сплеталась из ниспадавших тонких волосяных веревок, белых и черных. Запорожские бунчуки были из белых волос с красными веревками. Гетман, избранный с согласия запорожских и украинских казаков, имел белые, черные и красные бунчуки. Богдан Хмельницкий давал наказным гетманам и малые бунчуки (2 аршина длиною), употреблявшиеся в обыкновенных случаях. Сверх того, при бунчуках подвешивались на серебряных шнурках 2 довольно большие серебряные кисти. [1]
Теперь переёдём к татарам Тавриды, Чтобы меня не обвинили в какой – то предвзятости, процитирую отрывок без купюр: «Исторически Крымская орда не имела знамен. Во время набегов и торжеств ханы династии Гиреев поднимали бунчуки из конских хвостов. Ханской эмблемой был знак-тамга, отдаленно напоминающий перевернутую букву «Ш».
Идея создать собственный флаг пришла татарским националистам на первом Курултае 1917 года. Хотя очень скоро мусульманские кадры Крыма перешли под кумач большевиков.
Голубой флаг с тамгой Гиреев реанимировал самый известный татарский коллаборационист Эдиге Кырымал. В начале Второй мировой войны он прибыл из Турции в Берлин, где заявил о лояльности нацистской Германии и личной верности Адольфу Гитлеру.
Из Берлина его отправили в оккупированный Симферополь для создания мусульманского национального центра. Третий рейх считал Эдиге Кырымала единственным официальным представителем крымских татар. Сформированные здесь отряды национальной полиции активно уничтожали мирное население, отличились жестокостью в концлагерях, успешно ликвидировали базы советских партизан.
С тех пор флаг с ханской тамгой четко ассоциировался у славянского населения Крыма с самыми кровавыми акциями фашистских пособников.» [2]
Перейдём от знамён, которых просто не было, к тризубу и тарак-тамге (тат. taraq tam?a) — родового знака правившей Крымским Юртом монгольской династии Гиреев, используемый сегодня татарами Тавриды в качестве национального символа.
Первым этот символ начал использовать основатель Крымского Юрта Хаджи - Гирей. В Крымском Юрте тарак-тамга являлась символом ханской власти конкретного представителя Гиреев. Изображение тарак-тамги чеканилось на монетах, она изображалась на фасадах общественных зданий (до наших дней сохранились фрески и рельефы в бахчисарайском ханском дворце).
Название тарак-тамга означает в дословном переводе с татарского «гребень-тамга» (тат. taraq — гребень, расчёска; tam?a — тамга, клеймо). Существуют различные интерпретации этого символа - гребень, весы в состоянии равновесия и др.
Гиреи были далеко не первые Чингизиды, пытавшиеся создать своё государство в Тавриде. У них были не столь удачливые предшественники
На найденных экспедицией летом 1925 года в Старом Крыму древних монетах золотоордынского периода встречаются следующие тамги:
Так что оставим на совести «изобретателей» национального символа эту эмблему, а не какую – либо из предыдущих, ведь получается, что распад Золотой Орды был спровоцирован не «сепаратистами» - русскими, а самими татарами Тавриды.
Чтобы быть беспристрастными, рассмотрим эмблему трезубца. Начнём с его потери в исторической памяти русских князей и летописцев. Снова цитирую не своё, может быть предвзятое мнение, а других авторов:
«КИЕВ, ПРИДЯ В ЗАПУСТЕНИЕ УЖЕ В 12 ВЕКЕ, КОГДА ЦЕНТР РУССКОЙ ЖИЗНИ ПЕРЕМЕЩАЕТСЯ НА СЕВЕР ВМЕСТЕ С НАСЕЛЕНИЕМ РУСИ, УБЕГАЮЩИМ ОТ КОЧЕВОЙ СТЕПИ ЗА ЛЕСА, НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ ПРОЦЕСС ЭТНОГЕНЕЗА НА ТЕРРИТОРИИ ЮЖНОЙ РУСИ, ОСТАТКИ ПОЛЯН И СЕВЕРЯН ПЕРЕМЕШИВАЮТСЯ С МНОГОЧИСЛЕННЫМИ ТЮРКСКИМИ УЖЕ ПОЛУОСЕДЛЫМИ ПЛЕМЕНАМИ- ОСТАТКАМИ ПЕЧЕНЕГОВ, ПОЛОВЦАМИ, ТОРКАМИ, БЕРЕНДЕЯМИ. ПОЗЖЕ В ЭТОТ ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЕЛ ДОБАВЛЯЮТСЯ ТАТАРЫ, НОГАИ. ВОЗНИКАЕТ СМЕШАННЫЙ СЛАВЯНСКО-ТЮРСКИЙ ЭТНОС, НАЗЫВАВШИЙСЯ «ТАТАРСКИМИ ЛЮДЬМИ», А ПОЗЖЕ НАЗВАННЫЙ УКРАИНЦАМИ.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
М.С. Грушевский. Очерк истории украинского народа. Киев «Либiдь»1991г.
«…Территории вокруг Киева опустели в 12-13 вв, слишком часто разоряемые кочевниками, и были заселены в значительной степени тюркскими военными колонистами…» стр.67
«Киев и Киевская земля вообще в продолжение 12 века быстро приходят в упадок. Много причин способствовало этому. Тюркская миграция подорвала благосостояние Полянской земли; за исключением северного уголочка она несколько раз превращалась в полную пустыню; население отливало на север…» стр 62.
«Утвердившись в Галичине, Данило несомненно имел в виду расширить свое влияние на восточную Украину, взяв в свои руки Киев. Но на дороге этих планов стояли татары и движение «татарских людей», о котором упоминалось выше, оно охватило широкою полосою границы Волыни, а по всей вероятности и в ближайших к Киеву местностях… Данило начинает ряд походов на территорию «людей татарских», стремясь террором и опустошениями подавить опасные тенденции… Орда присылает силы под предводительством Бурундая… Это произвело страшное, подавляющее впечатление, Данило убедился в невозможности борьбы с татарами в Украине. Земли восточнее были замкнутыми для него рядом татарских общин расположенных у восточных и южных границ Волыни.» стр.74
Украинцы имеют к Киевской Руси такое же отношение как турки к Византии. Ибо территориальный перехлест - это единственное, что их связывает. Украинцев вообще вплоть до 18 века называли черкесами.» [3]
Поскольку русские князья исчезли после разгрома этой территории, рассмотрим предысторию. Тризуб историками назван зна?ком Рю?риковичей — геральдическим знаком, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб». [4]
Как видите, абсолютно аналогично татарскому тавру для скота.
Снова цитирую мнение профессионального историка: «Изображения тамгообразных знаков в форме двузубца или трезубца давно определены в качестве лично-родовых знаков князей-Рюриковичей Х-ХШ вв. Круг памятников с изображением знаков Рюриковичей весьма широк: подвесные печати и пломбы, прикладные печати и перстни-печатки, предметы вооружения и снаряжения воина, произведения прикладного искусства и орудия труда ювелира, памятники монументальной и станковой живописи, бытовая и строительная керамика.
К сожалению, большинство знаков Рюриковичей (особенно ХН-ХШ вв.) не имеет до настоящего времени убедительным образом аргументированных персонификаций. Но благодаря фундаментальным исследованиям А.В.Орешникова, Н.П.Лихачева, Б.А.Рыбакова, В.Л.Янина и А.А.Молчанова установлено, что в основе разветвленной системы русских княжеских знаков лежит простейший двузубец; показано, что генезис знака основан на принципе появления или исчезновения "отпятнышей", придававших знаку индивидуальные черты; с XII в. зафиксировано разделение единой семьи знаков на несколько отдельных ветвей, соответствующих выделившимся среди князей Рюрикова дома отдельным княжеским родам.»[5]
«Таким образом, изучение известных изображений тамги Рюриковичей дает основание утверждать, что лично-родовые знаки русских князей X-XI вв. наследовались по определенным, достаточно строгим правилам. Об использовании русскими князьями тамги в форме двузубца во времена Рюрика (ср.: Мельникова 1994) достоверных данных, как будто бы, пока нет: уверенно о "двузубце Рюриковичей" можно говорить только со времен правления сына Рюрика, Игоря. Начиная с Игоря Рюриковича и вплоть до Ярополка Святославича происходило прямое наследование родового двузубца. Объясняется это, прежде всего, тем, что власть в государстве наследовалась единственным либо старшим сыном. Не случайно Владимир Святославич уже при жизни отца пользовался не родовым двузубцем (на который он, бастард, по всей видимости, не имел права), а трезубцем…. Тамга Рюриковичей начинает претерпевать изменения с поколения внуков Святослава. Святополк Ярополчич, являясь единственным сыном старшего из сыновей Святослава, имел право на родовой двузубец, однако он пользовался измененной формой тамги: сохранив в качестве основы двузубец он меняет форму левого зубца. Вероятно, это вызвано либо нарушением в результате междуусобицы Святославичей порядка престолонаследия, либо требованиями этикета, согласно которому племянник-вассал не мог иметь тамгу "старшего типа" по сравнению с тамгой "младшего типа", которой располагал дядя-сюзерен, узурпировавший власть. Старший сын Владимира Святославича Вышеслав наследует отцовский трезубец, усложняя исходную треугольную форму ножки крестом, а его младшие братья Изяслав, Ярослав и Мстислав сохраняют без изменений форму ножки отцовского трезубца, но увенчивают центральный зубец трезубца, соответственно, крестом, кругом и ромбом. Принцип наследования тамги, при котором старший сын меняет форму ножки отцовского трезубца, прослежен для поколения внуков и правнуков Владимира Святого.»
«Существует несколько версий генеалогии знаков Рюриковичей, различающихся между собой. Тамгообразные знаки в форме двузубца или трезубца впервые привлекли внимание по изображениям на древнейших русских монетах. А. В. Орешников, а вслед за ним и Б. А. Рыбаков полагали, что монеты чеканили князья-Рюриковичи по крайней мере трех поколений; исследователи связывали известные монеты с деятельностью Ярослава Мудрого, Изяслава Ярославича, Ярополка и Святополка Изяславичей, а также Владимира Мономаха. После выхода Корпуса древнейших монет России стало очевидным, что все известные монеты чеканились только тремя князьями: Владимиром Святославичем, Ярославом Владимировичем и Святополком Ярополчичем. Именно благодаря монетным изображениям и были персонифицированы знаки перечисленных князей — двузубец Святополка и трезубцы Владимира и Ярослава.» [6]
Я не навязываю своё мнение и выводы, каждый вправе сделать или иметь свою версию из вышеизложенного. Просто, если быть непредвзятым, то получается, что и флаг и эмблема на вышеуказанных государственных и национальных символах есть вещь фальшивая и мнимоисторическая для окружающих. Компетентные лидеры просто обязаны заменить их на реально – исторические.
Попов Евгений
Использованные источники:
[1] - http://be.sci-lib.com/article016453.html
[2] - http://svpressa.ru/society/article/27114/
[3] - http://h.ua/story/115526/
[4] - ru.wikipedia.org
[5] - Белецкий С.В. О лично-родовых знаках князей-Рюриковичей X-XI вв.
[6] - С. В. Белецкий, Тамги — лично-родовые знаки князей-рюриковичей