Русское Движение

Скоросшиватель для Украины

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Желание нынешних властей «сшить» Украину понятно и кажется разумным. Ведь только редкие киевские аналитики галицкого происхождения говорят об однородности украинского общества и отсутствии ментальных перегородок в стране. Однако до сих пор желание решить проблему двух берегов не переходит в реальную и выполнимую программу.

В замкнутом пространстве

Всякий мало-мальски ответственный человек помнит статью 2 Конституции Украины: «Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию.

Украина является унитарным государством.

Территория Украины в пределах существующей границы целостна и неприкосновенна». И никаких разночтений. Более того, в Уголовном кодексе страны есть статья 110, которая еще более конкретна: «Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины», которая предусматривает за подобные преступления наказание в виде лишения свободы на срок от трех до двенадцати лет!

Так что всякие разговоры между обладателями паспортов с трезубцем о желательности сецессии (отделения) территорий не просто недопустимы, но и наказуемы.

Увы, с 2004 года цена закону невысока. Ведь предыдущая статья Уголовного кодекса Украины так и не работает. Напомню, что она (статья 109) звучит так: «Действия, направленные на насильственное изменение либо свержение конституционного строя или на захват государственной власти». Думаю, что расшифровывать состав преступления не стоит, и при этом замечу: Ющенко ходит в суд, а Тимошенко сидит в Лукьяновском СИЗО совсем по другим причинам.

Итак, есть территория, население, а также все первичные и вторичные признаки государственности. «Очевидно, если в течение всех президентских выборов половина страны голосует за представителя одной культурной, языковой общности, а вторая - за представителя другой, это означает, что нет гражданской и политической нации в нашей стране. И до тех пор, пока это будет происходить, у нас не будет политической нации», — отметил политолог Михаил Погребинский. «Следует признать, что гражданская ответственность у большинства граждан на нуле», — сетует народный депутат от Партии регионов Елена Бондаренко. Тактика мелких уступок и замалчивания вопросов (передача гуманитарной сферы националистам при отсутствии государственной идеологии, двуязычие по умолчанию на местах, «многовекторность» во всём), работавшая более-менее успешно в годы президентства Леонида Кучмы, уже не действует.

«Как нам обустроить…»

Можно ли построить эту самую «политическую нацию» «на теренах» Украины? Или, попросту говоря, создать систему взаимоотношений без непреодолимых противоречий?

Естественно, можно! И не только теоретически. В Закавказье, Малой Азии и на Балканах этот метод опробован. Совместными усилиями нацистов и бандеровцев Галиция практически зачищена от поляков и евреев. Резня и массовые депортации, конечно, приводят к национальному единству, то есть к единству «крови и почвы». Готовы ли мы, «нетитульные», схватить один чемодан и двигаться в сторону ближайшего оврага или пограничного пункта пропуска? Готовы ли наши соседи к проведению абсорбции миллионов беженцев или хотя бы к неограниченному открытию границ? Разумеется, нет! И если сейчас жители Слобожанщины и Новороссии отдают детей в украинские школы и терпят в своих городах агрессивные галицкие диаспоры с «политическим туризмом», то неприкрытое и тотальное насилие безнаказанным не останется.

Есть более цивилизованный способ достижения единства. Именуется он «zero tolerance». Обозначает оно, если коротко, особую форму коммуникации доминирующей общественной системы (в лице представителей закона, государства) с представителями маргинальных групп, отрицающими и нарушающими общепринятые правила и нормы (преступными группировками, агрессивными субкультурами и проч.). Если применять его тотально, то обозлены будут все, но если вычленить конкретную группу (в США так привели в чувство наводивших ужас на обывателей байкеров, а в Европе — английских футбольных хулиганов, в Москве — лиц без регистрации), то больший уровень покоя и безопасности украинским гражданам будет обеспечен. Правда, опыт Турции, Египта и Италии говорит, что полностью сращивание политики и религиозного фанатизма устранить невозможно и рано или поздно (через три-четыре поколения) это явление все равно станет угрожающим. Если в Украине сделать бандеровский национализм столь же неприветствуемым, то, по крайней мере, из арсенала центральных и региональных элит он уйдет на уровень маргинальных группировок. А они, как известно, — предмет изучения правоохранительных органов, а не обществоведов. Для того, чтобы это сработало, нужно два обстоятельства:

1) государственные органы безопасности и правопорядка, готовые следовать букве закона без исключений и в любом регионе страны; 2) четкая идеологическая работа с населением, объясняющая не только историческую правду, но и пагубность для граждан Украины бандеровских идей. Ни того ни другого сейчас нет.

А вот проживания в расколотом обществе без крупных внутренних потрясений, увы, можно добиться только за счет потрясений внешних, т. е. благодаря реальному врагу-соседу. В 1870—1940 гг. Франция не переводила политические споры в «горячую» стадию только благодаря находящейся поблизости враждебной Германии. Многие раскалывающие общество вопросы не решались десятилетиями: те же радикалы добились отделения церкви от государства после 35 лет обещаний. Израиль, несмотря на взаимную ненависть разных составляющих его общин, функционирует без основного закона и с множеством юридически нерешенных вопросов с 1948 года только благодаря наличию враждебного арабского окружения. Саакашвили, напав на Южную Осетию, спровоцировал войну и надолго поссорил с Россией население Грузии, приравняв оппозиционность к предательству. У Украины нет настоящего, признаваемого на всей территории страны внешнего врага, и попытки Ющенко создать его из России привели лишь к расколу внутри страны.

Поэтому «заморозить ситуацию» можно только с помощью федерализации страны, при которой на территории Слобожанщины и Новороссии будет введен режим «нулевой толерантности» к бандеровщине, а Галиция из местных бюджетов выплатит компенсации пострадавшим полякам и евреям. При этом субвенции из центрального бюджета в эти области могут быть лишь строго целевыми (инфраструктура) и должны осуществляться при жесточайшем контроле из Киева.

При отсутствии политической воли к «перепланировке» страны угроза раскола останется постоянной. А если еще учесть, что в Галиции нет ни одной весомой внутренней политической силы, готовой проводить дебандеризацию региона, мирного «развода» по чехословацкому сценарию ждать не приходится. Так что за правильными словами о «сшивании» страны сегодня, скорее всего, следует понимать политику «разделения счетов в коммуналке», то есть политику максимальной обособленности регионов в рамках единой экономики и непротиворечивого законодательства

Дмитрий ГУБИН, odnarodyna.com.ua