Во Владикавказе проходит достаточно представительная конференция "Проблемы кавказоведения". Участвуют в ней эксперты из большинства стран Южного и Северного Кавказа, а также политологи и ученые из Москвы. На сегодняшний день несомненным хитом программы мероприятия стало выступление политолога Александра Искандеряна, который рассказал о моноэтнизации Кавказа.
Кавказ стремительно меняет свой исторический "окрас", и отдельные его части превращаются в моноэтнические регионы - в этом суть доклада Искандеряна.
Этот армянский политолог ездит с одной международной конференции на другую. Интересен он тем, что всегда имеет совершенно свежий взгляд на кавказскую проблематику. Во Владикавказе он говорил о новом процессе в современной истории Кавказа.
Исторически, с самых древних времен, и Южный, и Северный Кавказ отличало невероятное для многих других регионов мира многообразие культур. Оно сохранилось и сейчас, но в былые времена разные языки и традиции не просто соседствовали, а жили вместе друг с другом, что называется, "через забор". Сейчас все это уходит в прошлое.
Александр Искандерян вспоминает о том, каким образом на Кавказе укреплялась Российская Империя, и какие изменения сопровождали ее приход. Ясно, что происходило это за счет увеличения в регионе славянского населения. Так же делали и все другие империи. В общем масштабе этот процесс вызывал появление все новых зон смешанного населения. Ученые называют это "этнической чересполосицей". На практике это означает, что люди, представляющие самые разные культуры, становятся соседями. Такая картина сложилась в кавказских мегаполисах - Тбилиси, Ереване, Баку и других крупных городах.
Вообще, в начале двадцатого века было очень трудно сказать, чьим городом является, например, Баку. Здесь жили и азербайджанцы, и русские, и армяне, и евреи, и даже курды с талышами. Такая же ситуация была повсеместно и в прочих больших населенных пунктах. В сельских районах таких зон было меньше, однако весь Южный Кавказ был испещрен территориями, на которых одновременно населяли представители самых разных культур. В Нагорном Карабахе жили армяне и азербайджанцы, в Абхазии только крупных общин было четыре - абхазы, грузины, армяне и русские. А были еще греки с евреями, и даже четыре эстонских деревни. В Грузии, пусть не всегда вместе, но рядом, жили десятки народов. Исключением можно назвать только Армению, где коренное население составляло 90%. А Северный Кавказ был еще более многообразен. Никто не удивлялся, когда человек мог говорить одновременно на двух, трех, и даже четырех языках.
Но теперь все поменялось. Если посмотреть на этническую карту Кавказа, то все как бы осталось на своих местах. Но на самом деле все далеко не так, как прежде.
На каком-то этапе, говорит Искандерян, имперская политика создания смешанных зон сменилась на исходящую от самих коренных кавказских обществ практику моноэтнизации территорий. Эта культура, которая для Кавказа была совершенно неестественна, еще с 60-х годов более или менее успешно начала продвигаться в разных районах Кавказа.
Как рассказывает Александр Искандерян, первой жертвой новой политики стала Нахичевань - азербайджанская автономия, в которой раньше проживало очень много армян. В наше время таких, ставших моноэтничными, регионов появилось намного больше.
"Для того чтобы превратить территорию в населенную представителями только одной культуры, используются все известные нам с древних времен формы. Это изгнание, "мягкие формы" переселения, такие как депортации, войны, ну а если все это не помогает, то убийство", - говорит Искандерян.
"Зеркалом" Нахичевани в начале 90-х годов прошлого века стал Нагорный Карабах. Теперь там живет только одна азербайджанка и несколько русских. Карабах - на сто процентов армянский регион. Нет больше колоритных кавказских мегаполисов. В Баку теперь живут только одни азербайджанцы, в Ереване - армяне, Тбилиси, в определенной степени, остался многонациональным городом, но и он стремительно "огрузинивается". На Кавказе нет больше таких уникальных сообществ, как греческая, курдская, немецкая или эстонская общины.
Люди, которые растут на Кавказе в наше время, уже не знают по три языка. Искандерян привел хороший пример. "Когда мы были молоды, мы рассказывали друг другу анекдоты про азербайджанцев, грузин, или армян. А теперь мои дети шутят над абаранцами, гюмринцами или ереванцами, то есть над разными группами самих армян. Они уже не знают, как выглядят азербайджанцы", - говорит Искандерян.
Между прочим, по словам Искандеряна, процесс моноэтнизации происходит не только на Кавказе. По подобному принципу созданы все государства Восточной Европы. "И масштабы там другие. В Судетской области жило не 120 тысяч человек, как в Карабахе, а три миллиона немцев. И где они все теперь?", - вопрошает Искандерян.
В общем, по словам политолога, на Кавказе мы имеем дело с совершенно новым процессом межнационального размежевания и создания моноэтничных территорий. Кавказ теряет свой исторический колорит, который складывался за счет совместного проживания людей, являющихся носителями самых разных культур.
Антон Кривенюк, pravda.ru