Украина пережила очередные выборы. Но скандалы только усиливаются, а борьба обостряется. Ситуация накалена, но это еще не предел. Ведь выхода не видно, зато не прекращаются провокации и террор. К чему же стремятся украинские политики? Что они могут предпринять? Анализ нынешнего состояния и прогнозы дал политолог Сергей Михеев.
— Что можно сказать про выборы на Украине?
— Выборы прошли не на всей территории Украины, при этом явно в неконкурентной среде. Демократическими они нисколько не являются. Все партии, которые пытались быть оппозиционными к Майдану, подавлены. Их возможности участвовать в политической агитации, в предвыборном процессе были ограничены. Партию регионов практически заставили отказаться от выборов. Они выступили в виде оппозиционного блока, но, несомненно, давление на них зашкаливает.
Часть Донецкой и Луганской областей, которая находится под властями Киева, тоже по сути не участвовала в выборах, потому что там фактически режим военного положения. Значительная часть населения выключена из выборов. Явка невысока, потому что люди понимают, что это не их власть, не за кого голосовать.
Ситуация у Порошенко не блестящая, потому что на Украине установился этот революционный или псевдореволюционный хаос. Он привел к тому, что очень повысился уровень самостоятельности местечковых князей. Коломойский и некоторые мелкие игроки на местном уровне стали контролировать ситуацию гораздо серьезнее, чем центральные власти. В каждом конкретном случае надо договариваться с этими конкретными людьми.
В Верховной раде было очень много людей непрофессиональных, случайных, к политике и управлению вообще не имеющих никакого отношения. Теперь их еще больше. Туда попало много людей на волне этого психоза. В сочетании с тем, что необходимо строить коалицию, это очень негативно подействует. Для России важно, что вот этот психоз антироссийских настроений, откровенная русофобия будет довлеть над Верховной радой. Сами депутаты — просто заложники этих процессов.
— Уже второй раз на Украине происходят политические выборы в такой обстановке. Идет война. Не участвует огромное число граждан. Порошенко хочет легитимизировать хунту. Но ведь такие выборы уже незаконны.
— Конечно. Все, что происходит в последние полгода на Украине, незаконно. Даже с точки зрения украинских законов. Как ни крути, что там ни говори, но Майдан, который сверг Януковича, был антиконституционным переворотом. Оправдывается это тем, что якобы восставший народ захотел демократии, и вот этот народ, захотевший демократии, имеет право на нарушение закона. Но все равно, даже несмотря на этот тезис, закону все это не соответствует. За переворотом последовали нелегитимные выборы президента, а теперь и нелегитимные выборы Верховной рады.
Запад, конечно, всего этого не замечает. Западу крайне важно сказать, что в Киеве абсолютно легитимная власть, ее избрал народ. Поэтому ее решения — это решения украинского народа. Несомненно, Запад не будет оспаривать легитимность людей, которых он сам поддержал в ходе государственного переворота зимой.
— Чего нам можно ждать от украинских властей? После выборов что-то изменится?
— Нынешняя власть сталкивается с очень большим количеством крайне тяжелых проблем, и выборы в парламент эти проблемы нисколько не решат. Остается вопрос отношений с Россией. На такой волне оголтелой русофобии, естественно, строить отношения с Россией будет невозможно. Провели выборы, не провели — это значения не имеет. Давайте, не будем тоже подхватывать эти американские штучки, когда выборы возводятся в ранг какого-то религиозного культа.
Ничего эти выборы не изменят, как не изменили ничего выборы Порошенко в мае. Порошенко много чего обещал — ни одного обещания не выполнил. И сейчас будет то же самое. Порошенко решает свои задачи, Запад решает свои задачи, но к реальным проблемам это имеет мало отношения.
Верховная рада и так не отличалась особой эффективностью, а этот состав еще хуже. Он будет очень сильно идеологизирован, и депутаты будут принимать решения исходя из эмоций и политической конъюнктуры, чтобы понравиться улице. А в этом режиме решать социально-экономические проблемы не получится.
Что касается Европы, и тут будет та же самая песня. Вот, мы подписались, теперь будем с нетерпением ждать, когда жизнь станет лучше. Ну, я думаю, что в ближайшее время лучше она не станет. И это зависит вообще не от того, подписали вы бумажку какую-то, не подписали. Европа будет декларировать теоретическое стремление интегрировать Украину, на Украине все будут говорить о том, что они за евроинтеграцию, а по сути, на самом деле, ничего в положительную сторону меняться не будет. Потому что эта бумажка, которую они подписали об ассоциации с Евросоюзом, никак не решает экономических проблем Украины, и политических тоже не решает, и никак не может стать заменой разрыву экономических отношений с Россией.
— Что все таки будет происходить внутри Рады? Чем они будут заниматься, если практически все за майданные идеалы?
— Абсолютно идентичные взгляды на так называемые идеалы Майдана не исключают внутривидовой конкуренции. Эта конкуренция началась еще до выборов — мы знаем пикировку между Ляшко и Коломойским. За Ляшко, как известно, стоит Левочкин — один из крупнейших олигархов. Мы знаем, что идет информационная война между Коломойским и Порошенко. Мы знаем про серьезные размолвки между Порошенко и Тимошенко. Тимошенко фактически предали ее недавние сторонники Яценюк и Турчинов, которые использовали ее на Майдане как икону. Они ею прикрывались, а потом она стала им не нужна, и они хотели бы сдать ее в какой-нибудь музей политической истории Украины, а она не хочет в этот музей.
Что касается России и Донбасса — здесь все будут говорить одно и то же. А вот что касается раздела власти внутри Украины и вопросов передела собственности — эта внутриклановая борьба только обострится. Вчерашние соратники по Майдану становятся соперниками, и этот процесс будет развиваться и дальше.
В конце концов, вы говорили, что Тимошенко — наш рулевой, так дайте ей кусок этого пирога. А они уже не хотят давать, потому что своя рубашка ближе к телу. Теперь, несомненно, влияние Тимошенко резко снизилось. Даже в тюрьме она была влиятельнее и известнее, чем сейчас. Гораздо более радикальные и отмороженные люди, гораздо более циничные, заняли ее место и пускать ее обратно не хотят. Сможет ли Тимошенко нанести контрудар? Она будет пытаться это сделать, а сможет или нет — будет серьезно зависеть от современной власти.
Порошенко и его команда провалили все, что можно было провалить. Ни одного обещания, что они давали в мае, не выполнили.
Интересная ситуация с войной на Юго-Востоке. У них сейчас развивается культ героев антитеррористической операции. А какие герои? Побед-то не было. Украинские силовики, начиная с армии и заканчивая всеми этими отмороженными батальонами Майдана, потерпели поражение. Да, они говорят, что готовятся, могут напасть, но на данный момент те, кого называют героями антитеррористической операции, никакие не герои. Они неудачники, они проигравшие.
В экономике — полный провал, во внешней политике — ничего, кроме этой подписанной, но не ратифицированной бумажки с Евросоюзом, вообще ничего нету. Если зима серьезно накроет Украину, социально-экономические трудности будут усугубляться.
Тимошенко, несомненно, попытается сделать на этом политический капитал и выйти с простейшими тезисами: эти люди провалили дело нашей с вами украинской революции. Реальные проблемы могу решать только я. А дадут ли ей это сделать или нет — трудно сказать.
— Смогут ли они решить хозяйственные проблемы? Чтобы люди элементарно не замерзли зимой?
— Конечно, они будут вынуждены что-то делать. Но чтобы решить вопрос с газом — у них нет денег. Все зависит от Европы.
И второе — у них нет мозгов. Я не преувеличиваю. Я не устану повторять, что люди, которые пришли к власти на Украине, просто не готовы к такому уровню ответственности и принятия решений. У них местечковое хуторянское мышление. В лучшем случае, они такие — местечковые полукриминальные бизнесмены, но никак не политики. Их видение мира — искаженное, такое полублатное, мелкое. Об этом очень хорошо свидетельствует разводка Коломойского. Он просто отвечал именно так, как видит мир. Разговор о том, что Коломойский тоже типа шутил, все сразу понял — это все брехня. Если бы он понимал, что его разводят, он бы сразу оборвал разговор, потому что ему тогда не было никакого смысла так подставляться. А он говорил так, как он видит мир. Да, все покупается, все продается. Главный принцип — это беспринципность.
То есть эти люди, к сожалению, не осознают интересов Украины, о которой они так много говорят. Потому что в интересах Украины было бы как раз укрепление государственности на основе баланса между Россией и Западом. Потому что из этого баланса можно было бы и дальше еще десятки лет получать огромные дивиденды.
pravda.ru, политолог Сергей Михеев