Организация «Ку-клукс-клан» (ККК) отмечает 140 лет со дня своего запрета нападениями на «цветных» в ряде южных штатов, в том числе и в Миссисипи. Напомним, что 12 октября 1871 года президент США Улисс Грант официально запретил ККК, приказав арестовать главарей этой организации. Однако она оказалась живучей и пережила несколько запретов и самороспусков. И в наши дни «ку-клукс-клановцы» резко активизировали свою деятельность.
А 21 сентября, накануне 140-летнего юбилея запрета организации, в тюрьме города Хантсвилл был казнен ее активный участник Лоуренс Брювер. Летом 1998 года он и два его подельника с особой жестокостью убили чернокожего мужчину Джеймса Берда. Они заманили свою жертву в машину, вывезли в тихое место, где подвергли пыткам и издевательствам. После чего пристегнули негра наручниками к своему авто и волочили по дороге, пока он не скончался.
Как же случилось так, что организация, которую многие называли «пережитком рабовладельческой эпохи», до сих пор действует в «самой демократичной стране мира»? Одной из главных причин является то, что эта организация, пережившая несколько запретов (некоторые идеологи ККК указывают на шесть новых «рождений»), периодически требуется самим властям.
Обратимся к истории. ККК была создана 24 декабря 1865 года проигравшими в Гражданской войне 1861-65 годов. ветеранами и членами администрации южных штатов.
Существуют разные версии относительно происхождения названия организации. Согласно одной, оно было выбрано потому, что ассоциировалось со звуком передергиваемого винтовочного затвора. По другой авторство принадлежит активным членам ККК Риду и Кеннеди и в буквальном переводе с разных языков означает «рыцари клана круг».
В 1867 году лидеры ККК разработали «конституцию», в которой были изложены цели организации: спасение страны от нашествия негров, белых — от унижений и недопущение равенства белых и чернокожих.
В качестве инструмента был избран массовый террор. И хотя, согласно некоторым американским историкам, на первом этапе ККК избегал убийств и пытался воздействовать на своих противников акциями запугивания, очень быстро он перешел к жестоким убийствам. И именно с этой организацией связывают такое понятие, как «Суд Линча».
По утверждениям членов ККК, это объяснялось «террором со стороны негров». Якобы после поражения южных штатов с благословения северян освобожденные чернокожие рабы стали угрожать бывшим белым хозяевам и даже мстить им за долгие годы унижений.
Более того: сторонники этой версии ссылаются на то, что будто бы многие негры стали в массовом порядке совершать преступления «против белых». Некоторые историки указывают, что это время действительно изобилует судебными процессами, в которых зачастую фигурируют чернокожие. Список инкриминируемых им преступлений довольно широк — от воровства еды до убийств и изнасилований.
Именно этим, согласно сторонникам этой версии, и объясняется огромная численность ККК того времени, которая по разным данным составляла от 550 тысяч до двух миллионов человек. Противники такой трактовки событий указывают на то, что подобные случаи были довольно редки, и что обилие подобных дел объясняется тем, что оставшиеся на местах представители прежней администрации сознательно списывали на негров совершенные белыми преступления.
К концу 1860-х годов действия ККК приобрели характер тотального террора против чернокожего населения. По заранее разработанным планам группы боевиков организации численностью от 10 до 500 человек совершали молниеносные рейды, уничтожая своих жертв с особой жестокостью.
Причем уже тогда члены организации убивали и тех белых, которых они считали своими врагами. Например, ненужных свидетелей своих вылазок, так называемых «саквояжников» (выходцев с севера, скупающих собственность на юге), тех, кто давал работу или работал вместе с неграми и т. д.
Пока их деятельность не затронула непосредственно власти, с ними особенно не боролись. Однако когда члены ККК стали убивать республиканцев, назначаемых из Вашингтона чиновников и ветеранов армии северян, тогда на них обратили внимание.
Чтобы понять масштабы террора, достаточно привести свидетельство члена Палаты представителей Г. Вильсона о том, что в первые с момента окончания гражданской войны годы на юге только за политическую деятельность были убиты 130 тысяч человек.
И вот, после серии особенно кровавых погромов в Северной и Южной Каролине последовал официальный запрет на деятельность организации. В южные штаты для наведения порядка прибыли армейские подразделения.
После этого генерал Форрест, «Великий маг» ККК, объявил о роспуске организации. Впрочем, это не означало прекращения деятельности ее членов, которые разбились на более мелкие законспирированные группы и продолжили свою работу из глубокого подполья.
После того, как акции ККК вызвали внимание властей, члены организации разработали сложную систему конспирации, а также сигналов, явок и паролей, благодаря которым они могли узнавать своих сторонников и совершать те или иные действия, не вызывая повышенного внимания чужаков. Одной из традиций в связи с этим стало никогда не собираться в одном месте. Еще одним правилом стала физическая ликвидация тех, кто не держал языка за зубами и раскрывал секреты.
Постепенно появились у организации и особые отличительные символы, включая «униформу» в виде особых балахонов, капюшонов и колпаков. Один из самых известных атрибутов ККК — горящий крест — вошел в обиход позднее, во времена «Второго Ку-клукс-клана», возрожденного спустя 44 года после «первого запрета ККК».
28 октября 1915 года организация была воскрешена. Сделано это было благодаря усилиям известного на тот момент адвоката Симмонса и спикера Законодательного собрания штата Джорджия Д.У. Бейла.
Верность старым принципам наглядно демонстрировало то, что на торжественной церемонии реинкарнации ККК присутствовали престарелые ветераны организации. Очень быстро она обросла сотнями тысяч активных бойцов, многие из которых просто вышли из подполья. Причем деятельность обновленной ККК распространилась и на северные штаты. Пика своей численности она достигла в середине 1920-х годов, когда в ее рядах насчитывалось свыше четырех миллионов человек.
В это время ку-клукс-клановцы стали также нападать на евреев, китайцев и представителей прочих народов. Доставалось и белым католикам за их работу среди «цветных». «Добро» на ее возрождение дали «свыше». Ведь террористов не только не преследовали, но и официально легализовали 4 декабря 1915 года, разрешив использовать прежнюю атрибутику и соблюдение прежних традиций.
Одним из секретов подобного внимания к ККК стало заметное усиление в тот момент левого движения, которое затронуло и США, и зачастую под видом борьбы с неграми власти для борьбы с рабочим, профсоюзным, а впоследствии и с коммунистическим движением использовали ку-клукс-клановцев. Например, тогда их бросали на подавление забастовок. Иными словами, ККК все больше становился орудием внесудебной расправы с теми, кто был опасен для «самого демократического государства в мире».
Однако в 1930-е годы ККК фактически прекратил свое существование, хотя многие историки считают, что второй раз он был распущен в 1944 году. Поборники борьбы «за интересы белых» снова попытались его возродить в 1946 году, однако в 1949 году возрожденное движение в очередной раз раскололось.
Секреты таких метаморфоз опять-таки не в последнюю очередь объясняются особенностями американской внутренней политики. После того, как «красную опасность» внутри самих Штатов удалось отодвинуть, надобность в подобной организации временно отпала. Тем более, что наиболее радикальные сторонники ККК все больше начинали увлекаться «борьбой с предателями» из числа представителей белой администрации, что явно не входило в планы американских денежных мешков. И это стало одной из важных причин того, почему ку-клукс-клановскую дубинку снова упрятали в нафталин.
Наиболее радикальные ее члены, тем не менее, продолжали свою кровавую работу. И вскоре о ней снова вспомнили. Новый всплеск деятельности организации был отмечен в 1960-е годы, когда под маской борьбы с «распоясавшимися» представителями секс-меньшинств уничтожались и прочие поборники «гражданских прав».
И когда боевики ККК снова «увлеклись», организацию в очередной раз постигли разные внутренние неурядицы и расколы, которые провоцировали многочисленные агенты спецслужб. Репортер Джерри Томпсон, проникший в KKK, лично смог убедиться в том, что многие из «рыцарей «Ку-клукс-клана» работали на ФБР.
Очередное возрождение организации имело место в 1970-е годы в результате предоставления «цветным» дополнительных прав и отмены сегрегации. Например, в 1971 году они подорвали 10 школьных автобусов, в которых совместно перевозили белых и цветных в городе Понтиак штата Мичиган. Впрочем, такие «шалости» обычно не наказывались очень строго. Ведь тогда ККК снова понадобилась для грязной работы — борьбы с левыми движениями. 3 ноября 1979 года ее боевики убили пятерых протестующих в Гринсборо, штат Северная Каролина. А это вполне отвечало интересам той же ФБР.
Но когда ККК снова стали «зарываться», организацию в очередной раз попытались упрятать «в сундук». На тот момент численность активных членов ККК превысила 10 тысяч человек. После этого вновь наступил период репрессий, за которым, как всегда, последовал новый расцвет, нарушенный в 1993 году очередным давлением со стороны властей. Правда, несмотря на еще один роспуск организации, как всегда нашлись несогласные в лице тех же «Белых конфедератов», отказавшихся «сложить оружие».
И в последние годы организация, которую многие уже считали достоянием истории, стала заметно набирать силу. Рост популярности ККК во многом объясняется не особенно удачным президентством Барака Обамы. Любой его промах во внешней и внутренней политике используются для соответствующей агитации.
Все это накладывается на доведенную до абсурда политику толерантности, которая на практике все чаще ущемляет интересы большинства. Как иронизируют многие американцы, результатом толерантного курса последних стало того, что последние 40-50 лет лучше всего живется в Штатах пожилой негритянке нетрадиционной ориентации.
Кроме того, секрет, почему ККК снова набирает силу, многие из белых американцев объясняют тем, что якобы «цветные», видя заступничество властей, все чаще совершают преступления, направленные против остальных групп американских граждан. «Вы посмотрите на физиономии тех, кого разыскивает полиция Нью-Йорка!» — негодует белые американцы. — Европейцев там не более 20 процентов при том, что «цветные» пока что являются меньшинством!»
Этим и объясняют многие граждане США нынешний рост популярности ККК, который стал наблюдаться еще в конце 1990-х годов. В это же время возобновились прерванные было в начале столетия смертные казни членов ККК.
Так, например, 6 июня 1997 года в штате Алабама за убийство цветного был казнен Хейс, что стало первой с 1913 года казнью белого «за преступления против афроамериканцев».
Что же собой представляет ККК сегодня? Судя по всему, сейчас под этой «маркой» существует несколько разных хорошо законспирированных организаций. Традиционно они имеют больший вес на юге США, где ориентировочно и находится две трети «неокуклуксклановцев». Львиная доля оставшихся проживает на Среднем Западе.
На роль самой крупной организации ККК претендуют «Рыцари Ку-клукс-клан» из штата Арканзас, который возглавляет священник пастор Том Робб. Общая же численность всех ячеек ККК, по разным данным, насчитывает от пяти до восьми тысяч человек. И сегодня их борьба направлена не только против чернокожих, но и прочих цветных, в том числе и, как они заявляют сами, против «нелегальной и легальной иммиграции, а также «однополых браков».
Причем все чаще ККК выступает против евреев и Израиля. По словам одного из виднейших лидеров ККК Дэвида Дьюка, он и его сторонники намерены «не позволить Израилю диктовать нашей нации курс внешней политики». Многие из них активно взаимодействуют со скинхедами и неонацистами.
Юридическую поддержку им оказывает Американский союз гражданских свобод (ACLU), который не раз добивался разрешений на их шествия. Интересно то, что вышеупомянутый Дэвид Дьюк не исключает выдвижения своей кандидатуры на президентских выборах 2012 года. Впрочем, эксперты уверены в том, что ему под разными предлогами не позволят этого сделать. Хотя бы потому, что это нанесет непоправимый урон имиджу США.
Как бы там ни было, деятельность ККК пока так и не смогла достигнуть даже тени былого размаха. Однако ее активные участники не унывают, говоря о том, что они не гонятся за численностью и что у них с каждым днем все больше сочувствующих.
Можно предположить, что у этой организации впереди еще долгая жизнь, поскольку она нужна очень многим. В том числе и денежным мешкам, которые при помощи таких ККК успешно сталкивают лбами рядовых американцев разного цвета кожи, выпуская накопившееся недовольство разных групп населения друг против друга.
В Казани русские платят "налог на неверных"
Казанские бандиты, которые еще недавно требовали от коммерсантов денег за "крышу", сегодня все чаще выбивают из бизнесменов финансы "на поддержку братьев-мусульман, томящихся в неволе", на закят (религиозное пожертвование) и на "войну против неверных". Об этом вчера на конференции "Вторые саматовские чтения" в Духовном управлении мусульман (ДУМ) Татарстана заявил руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов.
По информации "НГ", салафиты (представители радикального течения в исламе. - "НГ") появились в среде двух старейших казанских группировок "Хади Такташ" - влиятельнейшего в свое время преступного сообщества из центральной части города, и "Квартала", базирующегося в одном из спальных районов Казани. Бандиты-экстремисты не называют друг друга иначе как "брат" и так же обращаются к коммерсантам, которых "крышуют". Причем если единоверцев заставляют раскошеливаться, давя на религиозные чувства (тот же закят, например), то к русским предпринимателям отношение иное. Деньги из них выбиваются либо старыми бандитскими методами, либо немусульман заставляют платить так называемый "налог на неверных" - джизью. Парадоксально, что среди самих радикально настроенных казанских бандитов большой процент русских, принявших ислам.
Схема распространения идей салафизма среди казанских бандитов проста. Как объяснил Раис Сулейманов, попавшие за решетку экстремисты не прекращают свою деятельность в тюрьме, а напротив - сколачивают из заключенных так называемые "джамааты" и активно вербуют сторонников, которых в исправительных колониях Татарстана день ото дня становится все больше. Оказавшись на воле, впитавшие радикальные мысли бандиты начинают совершать преступления уже с новой идеологией.
По словам Раиса Сулейманова, у салафитов есть мечети, неподконтрольные Духовному управлению мусульман, - их часто оформляют как частные особняки. Именно там собираются и проповедуют идеи радикального ислама вчерашние зэки.
После событий в Нурлате (в ноябре 2010 года там была уничтожена группировка экстремистов, устроивших в лесу военно-полевой лагерь. - "НГ") противодействовать религиозному экстремизму в мусульманском сообществе региона призвал президент Татарстана Рустам Минниханов. Новое руководство ДУМ, в частности его глава Илдус Файзов, по отношению к экстремистам также настроен весьма решительно. И тем не менее имамы многих мечетей как в самой Казани, так и по всей республике продолжают проповедовать идеи салафизма среди прихожан.