Русское Движение

Им нужна война

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Обстановка на Ближнем Востоке напоминает предвоенную ситуацию 1967 или 1973 года

Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху в начале октября выступил с заявлением о том, что принимает предложение так называемого «ближневосточного квартета» (Россия, США, Евросоюз и ООН) вступить в прямые переговоры с палестинцами. Далее последовало заявление официального представителя Госдепартамента США Виктории Нуланд: «Мы приветствуем намерение правительства Израиля продолжать переговоры. США вновь призывают обе стороны возобновить переговорный процесс без предварительных условий». Но все эти усилия по мирному урегулированию конфликта представляют собой ничто иное, как попытки потушить большой пожар, поднося воду в стаканах.

 

Ситуация складывается таким образом, что слишком многие стороны заинтересованы именно в конфликтном сценарии. Сторонники силового разрешения палестинского вопроса находятся не только в Израиле, но и в самих Соединенных Штатах, взявших на себя роль посредника. Причем разыгрываемая ими геополитическая партия выходит далеко за пределы территории палестино-израильского конфликта и преследует более глобальные цели. Эти силы делают все возможное для срыва переговоров.

1 октября Конгресс США заблокировал предоставление Палестинской национальной администрации пакета помощи в объеме 200 миллионов долларов в ответ на подачу автономией заявки на вступление в ООН. Влиятельное британское издание «Independent» заметило по этому поводу, что «подобное решение идет вразрез с устремлениями администрации Барака Обамы и отражает недовольство республиканского большинства Конгресса действиями Махмуда Аббаса». Более того, сенатор-республиканец Оррин Хетч заявил, что США прекратят финансирование ООН в случае признания палестинского государства. Заметим, что в настоящее время Палестину уже признает 131 страна, то есть более чем две трети членов ООН.

Однако ни произраильское лобби, фактически контролирующее республиканскую партию США, ни правящая в Израиле партия «Ликуд» не способны трезво оценить ситуацию и только подливают масла во все более разгорающийся огонь ближневосточного конфликта.

В тот же день, 1 октября, ВВС Израиля нанесли удар по северной части сектора Газы. Атаке подвергся район города Бейт-Ханун. Представитель Армии обороны Израиля сообщил, что целью удара были боевики, «намеревавшиеся выпустить по еврейскому государству ракеты». Днем раньше израильская авиация атаковала лагерь беженцев «Аль-Магази» в центральной части Газы. Как сообщалось в официальном заявлении ЦАХАЛа: «Целью авиаудара был штаб боевиков ХАМАС». В этой связи отметим, что предшествующее обострение конфликта произошло 18 августа, когда погибли 27 палестинцев и два израильтянина. Таким образом, ситуацию в палестинском анклаве можно охарактеризовать, как спорадические боевые действия. Соответственно, отсутствие реальных перспектив устойчивого перемирия обрекает переговорный процесс на заведомый провал. Причем вне зависимости от того, будет или не будет признано Палестинское государство.

Следует особо подчеркнуть, что сам по себе факт создания независимого палестинского государства априори не может привести к снижению напряженности в зоне палестино-израильского конфликта. Прежде всего, необходимо учитывать сугубо объективную территориальную проблему. Если границы будущего государства составят земли палестинского анклава, то немедленно возникнет проблема расположенных на них израильских поселений. Отметим, что на территориях Западного берега реки Иордан и сектора Газы, которые палестинцы считают своими, на сегодня проживают более 500 тысяч израильских поселенцев. Причем Нетаньяху твердо заявил, что будет продолжено еще и строительство новых поселений. Существует разработанный американскими экспертами теоретический план «территориального обмена», согласно которому израильская сторона возвращает палестинцам их земли, получая соответствующую, территориальную компенсацию. Но реализация этого плана сталкивается с неразрешимыми практическими проблемами — нежеланием Израиля пересматривать границы 1967 года и идти на какие-либо уступки в вопросе о контроле над Иерусалимом. Кроме того, палестино-израильский конфликт не является собственно двусторонним, на его развитие оказывают значительное влияние прочие заинтересованные стороны.

Обстановка складывается таким образом, что по целому ряду причин этим заинтересованным сторонам мир не нужен. Им нужна война.

29 сентября экс-кандидат в президенты США и сенатор от республиканской партии Джон Маккейн устроил пресс-конференцию в Триполи, во время которой заявил, что падение режима Каддафи может подтолкнуть к смене политического руководства в Сирии, Иране, Китае и России. «Мы искренне полагаем, что сегодня ливийцы вдохновляют людей в Тегеране, Дамаске, и даже в Пекине и Москве. Они продолжают воодушевлять весь мир, благодаря им люди знают, что даже самые ужасные диктаторы могут быть свергнуты, а на смену им может прийти свобода и демократия», - таким дословно было заявление Маккейна.

Конечно, в отношении России и Китая этот знаменитый своими «неоконсервативными завихрениями» деятель явно перегнул. Но вот Иран и Сирия для США сегодня находятся, если так можно выразиться, в прямой досягаемости. Развитие событий в Сирии позволяет прогнозировать возможность применения «ливийского сценария». Что касается Ирана, то рассчитывать на провоцирование крупномасштабного гражданского конфликта в этой стране не приходится. Заметим, что давней мечтой республиканских «ястребов» вроде Маккейна является военное сокрушение Тегерана. И в этом смысле разжигание конфликта между Израилем и палестинцами представляет собой реальный шанс для нанесения удара по Ирану, поскольку режим Ахмадинежада слишком явно враждебен Израилю и может либо открыто втянуться в конфликт, либо (что более вероятно) предоставить Вашингтону тот или иной повод для силового вмешательства. Если предположить, что на предстоящих в 2012 году президентских выборах республиканская партия сможет провести своего кандидата в Белый дом, то реальность подобного сценария представляется несомненной. Добавим, что в силу ряда причин внутриполитического плана (экономический кризис, нарастающее социальное противостояние, сокращение военных расходов) республиканцы могут быть заинтересованы в новой большой войне на Ближнем Востоке.

Интересно, что аналогичную заинтересованность проявляют и некоторые ближневосточные государства. Так, 25 сентября на прошедшей в Тегеране конференции по палестинской проблеме духовный лидер Ирана аятолла Хоменеи объявил, что «нашей конечной целью является освобождение всех палестинских территорий до самого Средиземного моря». Понятно, что мирным путем достичь этой цели невозможно. Тем не менее, нельзя сводить смысл действий иранского политического руководства к примитивному антисемитизму. Как представляется, Иран преследует более значимые цели. В Тегеране не могут не видеть, что их главный внешнеполитический противник США все сильнее увязает в перманентных конфликтах на Ближнем Востоке. Бесконечные войны являются далеко не последней причиной подрыва экономического могущества Соединенных Штатов, а их готовность вмешиваться в любой ближневосточный конфликт сопряжена с огромным политическим риском. То есть, Иран может рассчитывать втянуть США в новую большую войну на Ближнем Востоке с тем, чтобы еще более ослабить их политическое и экономическое влияние как в регионе, так и в мире в целом. Можно предположить, что в подобном развитии событий заинтересован и стоящий за спиной Ирана Китай. Поднебесная стремится перехватить у США лидирующие позиции в мировой политике и экономике. И по этой причине геополитическая ось Тегеран-Пекин определенно будет приветствовать втягивание Вашингтона в очередную войну. Тем более, что конфликт обладает чрезвычайно высоким детонирующим потенциалом и в него могут вмешаться несколько арабских государств. В этой связи напомним о стремительной радикализации политики Египта в отношении Израиля. Знаковыми следует считать события 9 сентября в Каире, когда было разгромлено израильское посольство. Примечательно, что участники погрома требовали разорвать отношения с Израилем после вооруженного инцидента 18 августа на египетско-израильской границе, в ходе которого погибли пять египетских полицейских (они были убиты в результате обстрела с израильского вертолета). Кроме того, 14 сентября Партия Свободы и справедливости, созданная египетским движением «Братья-мусульмане», выступила с требованием скорейшего проведения выборов и передачи власти гражданскому руководству от армии, которая уже более полугода управляет страной. Несомненно, что в случае победы на выборах этой радикальной исламской партии военное столкновение Египта с Израилем станет лишь вопросом времени.

А вот в соседнем с Израилем Ливане радикальные исламисты уже пришли к власти. Напомним, что 18 июня в этой стране было сформировано новое правительство, большинство в котором принадлежит военизированному фундаменталистскому движению «Хезболла». Всего через неделю, 24 июня, проявились политические последствия: лидер движения «Хезболла» шейх Хасан Насрулла обвинил американское посольство в Бейруте в шпионаже в пользу Израиля. Добавим, что ранее боевики «Хезболлы» неоднократно вступали в вооруженное противоборство с израильской армией. С учетом общего развития обстановки на Ближнем Востоке ливанские исламисты могут посчитать весьма благоприятными условия для развязывания войны с Израилем.

Следует особо упомянуть возможность военного конфликта между Израилем и Турцией. Напомним, что 13 сентября турецкий премьер-министр Реджеб Тайип Эрдоган во время визита в Египет выступил с резко антиизраильской речью. В частности, он заявил, что еврейское государство само довело себя до изоляции на международной арене.

Далее Эрдоган прямо сказал, что Турция готова к войне с Израилем и в рамках такой подготовки осуществляет развертывание боевых кораблей Средиземном море.

Премьер-министр Турции отклонил доклад Палмера, подготовленный под эгидой ООН, который определил, что блокада Израилем сектора Газа является законной, и назвал его «нерелевантным». «Израиль привык выходить сухим из воды и считает себя выше закона. Он считает, что освобожден от ответственности за все свои преступления», – с ясно видимым раздражением заявил Эрдоган. Таким образом, Израиль сегодня находится в очевидном стратегическом окружении враждебных арабских государств, что очень живо напоминает ситуацию 1967 или 1973 года. С тем лишь различием, что на этот раз именно арабские противники Тель-Авива находятся в куда более выигрышном военно-политическом положении.

Как ни парадоксально, но еще одной заинтересованной стороной в силовом варианте развития событий является сам премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху. Возглавляемая им партия «Ликуд», как известно, представляет собой ультрасионистскую политическую силу, платформой которой является создание «Великого Израиля». Более того, Нетаньяху может быть заинтересован в большой войне в силу сугубо прагматических причин внутриполитического характера. Как известно, в Израиле набирают силу массовые протесты, с каждым днем растет недовольство политикой действующего премьера. В создавшейся ситуации для Нетаньяху возможным способом удержать власть и повернуть общественное мнение в свою сторону является война, которая заставит общество консолидироваться вокруг правящей партии. При этом он, конечно, рассчитывает на всестороннюю поддержку США, вплоть до открытого вступления своего могущественного союзника в военные действия.

Не так давно Соединенные Штаты позволили Израилю вовлечь себя в полномасштабную войну на Ближнем Востоке. И организатором, и вдохновителем этой авантюры выступил именно Нетаньяху. Конечно, он действовал очень осторожно, в результате чего его закулисная роль в разжигании войны в Ираке осталась практически неизвестна мировому сообществу. Но факт остается фактом: именно «Ликуд» через своих лоббистов в Вашингтоне втянула США в конфликт, обернувшийся крахом для американского мирового лидерства. Пресловутые «неоконсерваторы», захватившие контроль над американской внешней политикой в 2000 году, были теснейшим образом связаны с Нетаньяху и его партией. Эти связи сложились еще с начала 90-х. В 1996 году будущий архитектор внешней политики администрации Буша Ричард Перл в соавторстве с будущими первым заместителем министра обороны США Дугласом Фейтом и помощником министра обороны Дэвидом Вурмсером направил тогдашнему премьер-министру Израиля Нетаньяху стратегический план «Бескровный прорыв: новая стратегия безопасности Святой земли». В этом плане впервые упоминалась стратегия «превентивной войны», впоследствии ставшая ключевым элементом доктрины Буша. «Израиль, – подчеркивалось в этом документе, – может обеспечить себе благоприятное стратегическое окружение, ослабляя и устрашая Иран и Сирию. Усилия следует сосредоточить на отстранении от власти Саддама Хусейна – эта цель должна стать одним из приоритетов израильской политики». Письмо с требованием предпринять вторжение в Ирак, подписанное 26 января 1998 года десятью ведущими «неоконсерваторами», получил не только президент США Билл Клинтон, но и премьер-министр Израиля Нетаньяху.

Едва ли Ричард Перл, Пол Вулфовиц и прочие «неоконсервативные» лоббисты радикальной израильской политики, которых Патрик Бьюкенен остроумно прозвал «вашингтонскими ликудниками», могли предпринять подобный политический демарш без предварительного согласования своих действий с верхушкой «Ликуда».

Их время пришло после событий 11 сентября 2001 года.

Бывший помощник президента Буша Ричард Кларк свидетельствовал, что на заседании Совета национальной безопасности 12 сентября 2001 года заместитель министра обороны Пол Вулфовиц наотрез отказался говорить о борьбе с «Аль-Каидой», настаивая на нанесении удара по Ираку. Примечательно, что в тот же день все ведущие американские телеканалы транслировали обращение Биньямина Нетаньяху к президенту США с призывом «покончить с империей террора». По мнению лидера «Ликуда», эта «империя» включала такие организации, как «Хамас» и «Хезболла», а также Ирак, Иран, Сирию и палестинский анклав.

При этом ни одно из вошедших в «черный список» Буша–Нетаньяху государств не было причастно к терактам 11 сентября. Но реальные виновники террористической атаки на США мало интересовали «вашингтонских ликудников». Как отметил главный идеолог «неоконсерватизма» Ирвинг Кристол в статье «Неоконсервативные методы убеждения» в 2003 году, «мы считаем необходимым сегодня защищать Израиль, самому факту существования которого угрожают. И не нужно сложных геополитических расчетов, чтобы осознать эту необходимость». Причем «защита» Израиля предполагала весьма обширную программу военно-политических мероприятий. Согласно так называемой Стратегии безопасности Израиля, разработанной в январе 2001 года Дэвидом Вурмсером: «Израилю и  Соединенным Штатам следует расширить границы конфликта, чтобы уничтожить центры радикализма в (Ближневосточном) регионе: режимы Дамаска, Багдада, Триполи, Тегерана и Газы». Вот таким образом возникла парадоксальная ситуация, когда за бредовые политические фантазии Нетаньяху и его вашингтонских лоббистов пришлось расплачиваться кровью не израильским, а американским солдатам и офицерам. Как заметил по этому поводу Збигнев Бжезинский: «После трагедии 11 сентября у наиболее консервативных элементов политического истеблишмента Америки, прежде всего у тех, чьи симпатии явно принадлежат олицетворяемой «Ликудом» части израильского политического спектра, появилось искушение осуществить идею абсолютно нового порядка на Ближнем Востоке».

Республиканская партия, рвущаяся сегодня к власти в США, не сделала никаких выводов из иракской катастрофы и вновь демонстрирует готовность идти на поводу у Нетаньяху и его вашингтонских лоббистов. Поэтому Ближний Восток находится на грани большой войны, последствия которой могут быть совершенно непрогнозируемыми и крайне взрывоопасными для всего мира.

Столетие, Артем Ивановский