Начальнику Управления ФСБ в Республике Крым
от краеведа Восточного Крыма
Ширшова Владимира Федоровича
Недавно, на одной из встреч с отдельной группой населения в г. Алушта, представитель президента в Республике Крым допустил высказывание, обескураживщее всех присутствующих из числа славянского населения. Он назвал бывшую разведчицу Северо-Крымского фронта Алиме Абденнанову настоящей героиней Советского Союза и ей должен быть поставлен в Крыму памятник. Только место еще не определили.
«На этом настаивает радикальная группировка «ОКНД-Меджлис». Этого нельзя допустить!
Сообщаю часть из моих многочисленных исследований событий ВОВ в Восточном Крыму за 40 лет:
При подготовке Керченско-Эльтигенского десанта в первой декаде сентября 1943 г. на территорию Восточного Крыма была десантирована большая группа разведчиков РО СКФ. В районе ст. Семь Колодезей были десантированы две радистки: старшая – Абденнанова, уроженка и жительница д. Джермай-Кашик (Слюсарево-искл. в1969г.), в 1941г. работавшая в Семи Колодезях (Ленино). Они до 27 октября 1943г. контролировали движение войск и техники противника по железной дороге и двум автодорогам (зона контроля Ленино-Багерово).
Десант развить успех не смог и они остались в тылу противника. У каждой был помощник, а рация одна в доме на окраине д. Джермай- Кашик.
С перерывом, но радиограммы уже поступали в РО Отдельной Приморской армии на Керченский участок боевых действий.
25 февраля 1944г. обе радистки были арестованы ГФП-312. Был арестован и связник с партизанами – работник ж/д ст. Иванов. Жив еще Лубенцов Александр Григорьевич (ему 93года) в Керчи, приносивший до 10.01.43г питание для рации в Ленино из леса. Обе дали согласие в первый же день сотрудничать с контрразведкой, и были переданы в распоряжение отдела дезинформации абвергруппы «Геркулес» в г. Старый Крым. По данным отчета об оперативной работе за февраль-март 1944г. шефа гестапо по Восточному Крыму были сделаны три радиограммы и ожидался самолет с разведчиками в договоренной точке высадки. Но, в ночь на 27 марта партизаны напали на г. Старый Крым.
Мой друг, бывший командир комендантского взвода штаба Восточного соединения Исаев Осман, бросил гранату в комнату гестапо, где было застолье двух женщин и трех офицеров эсесовцев. Все были убиты.
Из застенков гестапо были освобождены более 40 человек, включая и провокаторов. 21 чел. ушли в партизаны, остальные растворились среди жителей города.
В первой половине марта 1944г. в Ислам-Тереке (Кировское) была арестована на явке партизан Строганова Тамара Игнатьевна, бывшая жительница
Семи Колодезей. Она была беременна на 6-м месяце. Её отвезли в ГФП в. г. Старый Крым, где она в коридоре встретила Алиме Абденнанову, идущую под руку с офицером и красиво одетую. Та сделала вид, что ее не знает. Далее Тамара видела ее, работающей за письменным столом.
19 марта Строганову и еще одного парня – связного по с. Спасовка, как бесполезных, выпустили на свободу. Слежка их потеряла, они по дворам ушли в лес. С 21 апреля 1944г. в помещении спецслужбы немцев начал работать Полевой ВК ПА 4-го УФ. Лейтенант Сёмочкин приказал партизанам Забоеву и Колончуку выкопать яму для туалета в углу двора (сейчас в этом доме квартиры работников лесхоза). Они сразу же наткнулись на мелко закопанные два трупа молодых женщин. Офицер «Смерша» пригласил Строганову Тамару к опознанию. Она сказала: «Это Абденнанова, она меня в 1941г. направляла в с. Каменское (Ак-Монай) пионервожатой, а вторую я не знаю». Их похоронили среди 450 –ти жертв террора 12-13 апреля 1944г. в общей первой траншее напротив и севернее могилы А.Грина.
Я лично знал всех, о ком упомянул, кроме разведчиц. Писатель Сеитумер Эмин придумал сказку о страшных пытках «героини» крымско-татарского народа. О том, что Иванов стал подсадным в тюрьме гестапо, Строганова в Ленино мне подробно рассказала незадолго до своей кончины, сказав, что устала бояться вернувшихся предателей.
После освобождения Ленино и Кировского в села приезжал офицер разведотдела в поисках радистов или их судьбы. Вторая радистка Гуляченко Л. выжила. Была, спустя годы, изобличена, осуждена на Краснодарском процессе и отсидела 10 лет. С материалами следствия я не знаком. Историк ГРУ профессор Лота Владимир Иванович с офицером из Москвы в июле т.г. побывал у меня и рассказал о ее сложной послевоенной судьбе (без реабилитации). Я не смог сделать запись, т.к. в это время был слепой после операции.
Одновременно с десантом 5 ноября 1943г. 2-й отдел РО штаба СКФ подготовил представление на группу разведчиков в тылу противника к орденам Красного Знамени. Награждение было утверждено 5 января 1944г., но ордена не вручены, т.к. радистки находились на оккупированной территории. Копии мне дал помощник Р. Чубарова по связям с общественностью, когда за «круглым столом» в сентябре 2013г. их команда утверждала, что «били нас их отцы, и они будут бить, если понадобится».
Нельзя допустить установке памятника Абденановой – нигде в Крыму. Хотя более 100 улиц в местах компактного проживания и кроме ?! уже носят её имя.
Ширшов В.Ф., краевед ВОВ Восточного Крыма,
почетный гражданин Кировского района.