Настаёт пора их расчистить, но кто это сделает, кроме нас самих?
С каждым днём набирает обороты предвыборная кампания в Государственную Думу, а ей на пятки уже наступает кампания президентских выборов. Однако при любом их исходе новая законодательная, а несколько позднее и власть исполнительная, натолкнутся на ключевые проблемы, без решения которых неизбежна пробуксовка в становлении России как полноценного государства гражданского единства. Не стану перечислять эти проблемы всем скопом, список великоват, но и тех девяти, обозначенных дальше, хватило с лихвой для превращения страны в Авгиевы конюшни. И проблемы эти так тесно вплетены одна в другую, что больше уже напоминают Гордиев узел, распутать который нелегко, а разрубать – опасно.
Первая проблема – это осуществлённая в России 1990-х годов приватизация, по манере исполнения больше напоминавшая грандиозную аферу, нежели справедливое распределение денежного номинала национального богатства страны среди населения. Сравнительный пример. В большинстве государств Восточной Европы при переходе из социалистической экономики в экономику рыночную высшая власть, по согласованию с населением, «разделила» национальное богатство в равных денежных долях между всеми гражданами (условно, от младенца до глубокого старика) в конкретный момент времени. Деньги были переведены на индивидуальные банковские счета. Согласно принятым законам, расходовать их разрешалось в области бизнеса, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, но не тратить на бытовые нужды, допустим, приобретение одежды или пищи. Тем самым граждане этих стран оказались как бы на одной линии старта в новую, капиталистическую жизнь, поэтому они не испытывают сегодня к государству массовых негативных эмоций за реализованный метод трансформации общества из социализма в капитализм.
В России намечалось провести схожую приватизацию. Как вспоминают бывшие депутаты Верховного Совета РСФСР, выходило где-то по 200 тыс. руб. на одного человека при стоимости ГАЗ-24 «Волга» той поры на «чёрном рынке» 50 тыс. руб., а в легальном варианте – 19 тыс. руб.
Увы! Почему-то победила другая концепция приватизации богатства страны, накапливаемого нацией свыше тысячелетия. Каждому гражданину выдали по ваучеру номинальной стоимостью… 10 тысяч рублей. Массовое недоверие россиян к государству после этой очевидно несправедливой операции (махинации) передаётся от взрослых граждан к детям вот уже свыше четверти века, то есть второе поколение, и не прекратится ни в ближнесрочном, ни в дальнесрочном будущем. Подобный шок испытали наши предки после Октябрьской революции 1917 года. Но большевики формально объявили хотя бы, что всё богатство страны принадлежит народу, закрепили этот постулат в Конституции, и советские граждане полученное от Российской империи национальное достояние за несколько десятков лет многократно преумножили. Совсем иначе случилось после 1991 года…
Итоги наглядны, довольно хотя бы и таких:
- в начале 1990-х годов официально насчитывалось свыше 40 млн. населения, проживающего за чертой бедности, даже к концу 2010 года людей обездоленных (читай – нищих) остаётся 16-17 млн. человек;
- благодаря аутсайдерским действиям (организации массовой скупки ваучеров, вкладыванию их в заранее подготовленные для этого предприятия), циклопические доли национального достояния страны сконцентрировались в руках в лучшем случае 0,2-0,3 процентов от всего населения – новоявленных нуворишей, пирамидальную вершину которых замкнула компактная группа сверхбогачей, именуемых в России олигархами;
- соответственно, средний и малый бизнес – животворное подбрюшье рыночной экономики - оказался в загнанном состоянии, так и не набрав необходимые мощности даже в наши дни.
Не призываю к революции, по принципу – грабь награбленное – Боже упаси! Хватит, навоевался брат с братом с избытком. Есть другие, цивилизованные и высокогуманные методы наведения экономической демократии в обществе.
Эти методы – налоговые ставки, национализация природных недр и другие – давным-давно успешно апробированы в зарубежных высокоразвитых странах. Например, в близлежащей от нас Норвегии, государстве с монархическим строем, где, тем не менее, царит мощный рыночный механизм, работающий во благо человека, общества, государства. Или давайте обратимся к правовым истокам родной, изрядно подзабытой истории, допустим, справедливым для народа нормам Устава предупреждения и пресечения преступлений 1876 года, в частности, статье 182 - Правила об учреждении опек над имениями расточителей или людей, замеченных в безмерной роскоши и мотовстве...
Что или кто помешает сделать подобное уже в 2012 году, когда высшая власть пополнится новой электоральной кровью?
Вторая нерешённая проблема - закономерное следствие неравномерной «делёжки» капиталов в ходе приватизации, удушения массового (народного) предпринимательства. Речь идёт о кулуарном определении экономической модели развития страны как «сырьевой державы». Произошло это под публичным и подковёрным давлением передовых западных государств на высшую власть нашей страны в первой половине 1990-х годов. Упор в России стал делаться не на разновекторные передовые продвижения, в частности, электронику, авиастроение, автомобилестроение, киноиндустрию, аграрное хозяйство, текстиль, дорожное строительство. Сделали ставку на экономику, заточенную на добывание в первую очередь нефти, газа, металла, электроэнергии. Столь узкий производственный ориентир сильно ослабил демографические, здравоохранительные и образовательные гарантии бытия российского общества.
Действительно, нужно ли «сырьевой державе» избыточное образованное и здоровое население, помимо того, что задействовано в ограниченном списке интенсивно эксплуатируемых сфер экономики?
Может быть, именно по этой причине эксперты ООН накликивают, будто бы к 2025 году население России сократится еще на 11 млн. человек?
Из второй проблемы выползает третья грозная проблема. Свои коррективы в избранную экономическую модель внесла массовая миграция квалифицированного трудового российского населения за рубеж. Вспомним, что и после бурного 1917 года из России выехали до 2 млн. бывших российских подданных, причём далеко не дураков, надо заметить. Выкладки главы Счётной палаты Сергея Степашина в 2011 году демонстрируют: за последние годы Россию покинули свыше 1,2 млн. наших сограждан. Уехали люди не только интеллектуального труда, но востребованные за рубежом носители рабочих специальностей – квалифицированные сварщики, токари, фрезеровщики, лекальщики, аграрии, сантехники и т.д. Они оказались ненужными в собственной стране, научившей их когда-то этим ремёслам. И это – без учёта так называемых дауншифтеров, сдавших свои квартиры в аренду, и укативших на Гавайи или в Испанию, равно как российских сезонных гастарбайтеров, отбывающих, например, на сбор ягод в скандинавские страны и других.
Кто же приехал и продолжает приезжать взамен ежегодно покидающих Россию? Многомиллионный приток неквалифицированных и не русскоязычных, либо плохо говорящих на русском языке, гастарбайтеров (свыше 10 млн. человек их накопилось в нашей стране, согласно экспертным оценкам). Никто не против дружбы между народами, но по данным Росстата еще 2006 года, только грузинские нелегалы пересылали на родину из России суммы, составляющие пятую часть ВВП Грузии. В Молдавии этот показатель равнялся 30 процентам. А таджикские иммигранты вывозили из нашей страны более $1 млрд. при национальном бюджете Таджикистана $485 млн. В то время как легальными переводами отправлялось не свыше $500 млн. И такая финансовая «растащиловка» процветает по сей день, она стала ещё больше! Но что на самом деле тревожно, так это то, что миллионы мигрантов, исповедующих ислам, не ассимилируются с коренным населением России, даже с теми, кто молится по Корану. Создаётся впечатление, что страна вовлечена в долгоиграющий процесс постепенной подмены населения.
Отрицательный опыт аналогичной демографической политики некоторых государств Евросоюза, той же Германии или Франции, где недальновидным приоритетом являлась сверхприбыль, получаемая от эксплуатации низкооплачиваемого труда иностранной рабочей силы, нашу страну (олигархов) так ничему и не научил.
Есть ли рецепты для излечения от этой проблемы, принимая во внимание информацию Минздравсоцразвития о том, что на 1 июня 2011 года в России зарегистрировано не менее 1,5 млн. собственных российских безработных граждан трудоспособного возраста? Конечно, они есть, и не один, а достаточно, чтобы вывести страну из демографического штопора. Разве откажешь в разумности предложения секретаря Совбеза России Николая Патрушева, прозвучавшего недавно в Южно-Сахалинске, о необходимости, цитирую, «реализовывать меры по эффективному противодействию незаконной миграции, чтобы работодатели ориентировались не на дешевую рабочую силу, а на подготовку кадров с опорой на российские трудовые ресурсы»? Его слова – лишь фрагмент комплекса мер, намеченных к претворению не в отдалённом светлом будущем, а уже в наше время. Это ли не поле для работы высшей власти новой волны?
Четвёртая ключевая проблема, начавшая развёртываться ещё в годы перестройки и взбодренная «чёрным» экономическим переделом в России, – это неформальное разрешение государства накапливать нуворишам первоначальный капитал в нарушение действующему законодательству. Корыстная практика эта не изжита, она продолжает провоцировать равнодушие сотрудников органов правопорядка, да и спецслужб, к соблюдению закона, вызывать их профессиональную деформацию. Немало людей в погонах «ломается» на этой проверке нравственных устоев, им сподручнее заниматься «крышеванием», сращиваться с миром криминально накопленного капитала и уголовниками, вставать на путь государственной измены, чем заниматься защитой фундаментальных основ гражданского общества и правового государства. Изредка всплывающие в масс-медиа сюжеты о шикарных виллах, автомашинах, драгоценностях и т.п., владельцами коих выступают чиновники в униформе, живущие не на миллионную всё же зарплату госслужащего, – прямое тому свидетельство. В этом же ряду перебежчики-предатели, вроде заочно осуждённого на 25 лет лишения свободы полковника А. Потеева – бывшего заместителя начальника американского отдела Управления «С» (нелегальная разведка) СВР России.
Вот настоящая мужская работа по расчистке криминального навоза в этом секторе Авгиевых конюшен.
Пятая большая проблема заключается в том, что образовавшиеся условия уродливой экономической жизни начали подвигать российских нуворишей добытые ими капиталы не вкладывать в отечественное производство, сферу услуг, а вывозить за рубеж. Причём без цели инвестировать деньги в прибыльные иностранные предприятия. Если верить экспертным оценкам, в оффшорных зонах сконцентрировался не один триллион долларов США, вывезенных из СССР/России со времён перестройки по настоящее время. Оффшорная валюта не облагается налогами в пользу населения страны, в которой эти колоссальные финансы были добыты. Не поэтому ли регулярно рушатся прогнозы Банка России? Так, ожидалось, что в течение всего 2011 года чистый отток капитала составит $15 млрд. Увы, уже в первом квартале он оказался выше в 1,4 раза предполагаемого годового – $21,3 млрд. В самой же России бизнесмены-«патриоты», пряча дивиденды в оффшорах, ведут пропаганду пользоваться внешними инвестициями, зазывают иностранный капитал.
Этот экономический алогизм тем более непригляден на фоне скудного денежного содержания людей, прозябающих в глубинке. К их числу, например, принадлежат сельские почтальоны. Оплата труда этих работников в ряде субъектов Российской Федерации не поддаётся критике – от 500 до 2000 тысяч рублей в месяц!
Даже либеральные иностранные политологи искренне изумляются поведению российских богачей. В частности, проф. Питер Ратлэнд (Университет Уеслиан, штат Коннектикут, США), пишет: «…главным фактором, сдерживающим экономическое развитие (России – Б.К.), является… нежелание самих россиян вкладывать в собственную экономику». Неужели проводникам подобной экономической политики не известен печальный пример Франции конца XIX века? Там огромные по тому времени суммы денег, переводимые за границу (к 1890 году – 20 млрд. франков!), «обескровливали экономику страны, замедляли её развитие» (Кутаков Л.Н., Манфред А.З. Капиталистический мир в конце XIX в. //Краткая всемирная история. Книга первая. – М.: Изд-во «Наука», 1967. – С. 490.)
Одним из прогрессирующих результатов перечисленных выше экономических перекосов – и это шестая крупная проблема – стало резкое расслоение граждан по имущественному признаку. Децильный коэффициент не определён в России сколь-нибудь твёрдо выверенными цифрами. Оценки этого показателя уровня жизни людей отличаются одна от другой довольно резко, порой в сотни раз, что в целом не принижает актуальности самой темы. Так, согласно расчётам Руслана Гринберга – директора Института экономики РАН, в Москве средние доходы 10% самых богатых почти в 70 раз превышают доходы 10% самых бедных. Разрыв по стране – почти в сорок раз. Согласно другим выкладкам, этот люфт государство оказалось вынужденным заложить в трёхлетний Федеральный бюджет на 2009-2011 годы в пределах 15-кратной разницы между доходами бедных и богатых. А на пленарном заседании Государственной Думы 17 мая 2011 года депутат А.В. Апарина (фракция КПРФ) публично заявила: «Доходы самых бедных и самых богатых различаются в восемьсот раз». И оппозиция из других партийных фракций российского парламента ей не возразила. Да и что здесь скажешь, когда со времён Платона принималось: то общество благополучно, где подобная разница не превышает четырёхкратной величины.
Седьмая важная проблема носит в большей степени политический характер. Это неформальная позиция государства, не отринувшего провокационную, а точнее – безумную – идею, будто бы коррупция является смазкой рыночного механизма на стадии становления частнопредпринимательских отношений. За прошедшие четверть века коррупционеры этой смазки столько вылили, что под ней не видно самого рыночного механизма! Результат – неуклонно нарастающее недоверие многих миллионов добропорядочных граждан к государству, чиновникам, уверенность в тотальной недобросовестности бизнеса.
А какое глубокое возмущение у людей вызывает кумовство (непотизм), как разновидность коррупции, принявшее патологические формы? Несмотря на приравнивание Верховным Судом явления протекционизма к злоупотреблению должностными полномочиями в октябре 2009 года, непотизм сколь-нибудь заметно и публично фактически не усмирён, напротив, повсеместно укореняется.
Восьмая заскорузлая проблема касается культуры. Здесь отмечается какое-то безволие государства, не препятствующего погружению общества в болото бездуховности, нравственной апатии. Равно как расползающееся безразличие самого общества к надвигающимся угрозам. Я рекомендую посмотреть находившийся в мировом прокате летом 2011 года американский кинофильм «Люди Икс. Первый класс». Через доступную современной молодежи форму фантастического сюжета эта кинокартина вкладывает в сознание лживое описание одного из фрагментов новейшей мировой истории – Карибского кризиса 1962 года.
В каком уничижительном, неприглядном виде представлена английским режиссёром и сценаристом этого кинофильма Мэтью Воном наша страна, её граждане в контрасте с высокоморальными гражданами из другой части света.
Увы, ни одной аргументированной критической рецензии или какого-то иного «ответа Чемберлену» со стороны российского истеблишмента в СМИ так и не последовало.
И девятая заключительная проблема, повторюсь, далеко не последняя в списке. Она правового характера, особо болезненного для российской нации, где законы злостно игнорируются. Это повсеместное, год от года нарастающее неисполнение органами власти, физическими и юридическими лицами судебных решений судов любой юрисдикции. Хотя в действующем законодательстве, например, в статье 7 Федерального закона от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» отражена обязательность судебных актов, цитирую, «для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации». А на самом деле установка эта – игнорируется, что служит ещё одним важным фактором насаждения в обществе правового нигилизма, а в государстве – административного бессилия призвать к порядку саботажников права. И что поразительно. В начале лета 2011 года на Охотном ряду председатель парламентской комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции, в прошлом боевой генерал Алексей Волков проводил межведомственное мероприятие по обсуждению этого злободневного вопроса. И там прозвучало, что другой генерал – депутат Государственной Думы Александр Гуров, направлял в Верховный Суд, Высший арбитражный Суд и Генпрокуратуру письма с предложением собраться всем ветвям высшей власти и решить тему неисполнения судебных решений на местах раз и навсегда.
И что же? Судебные инстанции, чьи гражданские вердикты нагло не исполняются – на предложение правдоискателя-депутата не откликнулись, как впрочем, и высший надзорный орган государства…
Вывод один. В ходе выборной кампании в Государственную Думу шестого созыва (осень 2011 года) и президентских выборов (весна 2012 года) те российские политики войдут в Большую Историю, кто возьмёт в руки лопаты и разгребёт эти Авгиевы конюшни при содействии в этом не особенно приятном труде здоровых сил общества, каковых в нашей стране пока ещё в избытке. А там, глядишь, на подмогу вернутся и те, кто за границу уехал.
Борис Калачёв - кандидат юридических наук
Столетие