После «газового приговора» украинская власть готовится обвинить Леди Ю. в убийствах в Донбассе
11 октября Печерский районный суд Киева должен объявить приговор Юлии Тимошенко. Ее судят за российский газовый контракт, который нанес ущерб Украине. Однако самый жесткий вердикт по этому делу может показаться милой шуткой по сравнению с новой компанией обвинений в адрес «оранжевой принцессы».
Кровавая криминальная война, развязанная в середине 90-х у донецких терриконов, до сих пор оставляет без ответа главный вопрос любого уголовного расследования: «Кому выгодно?»
Вообще-то, классическая фраза юридической латыни звучит конкретней. Is fecit, qui prodest - сделал тот, кому выгодно. Бесконечное «мочилово» бандитских разборок объяснить несложно. Авторитеты делили место под солнцем, налево и направо убивали несговорчивых «красных директоров», а тем временем в готелях и на «хатах» Донецка менты изымали целые арсеналы автоматов, снайперских винтовок, пластида, гранатометов и реактивных пехотных огнеметов.
Но были и другие, на первый взгляд труднообъяснимые смерти. Например, кому было выгодно расстреливать интеллектуального лидера Донбасса - молодого доктора экономических наук, автора великолепной программы регионального развития Александра Момота?
Расстрел на взлетном поле
Группа украинских общественных деятелей, среди которых генерал-лейтенант юстиции Николай Обиход, раскручивает тему физического уничтожения административной и предпринимательской элиты горняцкого края. Серия таких смертей потрясла Донбасс в 1995-1997 гг.
Любопытное совпадение: именно это - годы президентства Юлии Тимошенко в печально известной днепропетровской компании «Единые энергетические системы Украины». И еще рубеж, когда начался бешенный рост цен на российский газ для украинских потребителей. Новое руководство «Газпрома» до сих пор глубоко удовлетворено ситуацией, а Генпрокуратура РФ освободила звезду украинской политики от уголовной ответственности за взятки нужным людям.
Генерал Обиход дело знает. Под занавес «лихих 90-х» служил замом Генерального прокурора – начальником управления по расследованию особо важных дел ГПУ и заместителем председателя СБУ. Его экспертное мнение опубликовали «Правда Украины» и другие ведущие издания Киева. Среди прочего, он призывает Генпрокуратуру окончательно выяснить роль Тимошенко в убийстве донецкого нардепа Евгения Щербаня - хозяина мощной промышленной корпорации «Атон».
Перед смертью Щербань гостил в Белокаменной на дне рождения Иосифа Кобзона. Прилетел из Москвы на собственном Як-40. Бандиты встретили прямо у трапа шквальным огнем из АКМ, автоматов «Аграм» и пистолетов ТТ.
VIP-жертва получила семь пуль в голову, плечи, живот, ноги. Смертельно ранили его супругу, бортмеханика, авиатехника и инспектора аэродромной таможни. Чтобы остановить погоню, очередями изрешетили аэропорт….
Невероятно, но через десять лет оставшиеся в живых киллеры все-таки были арестованы. На суде громко и доказательно прозвучало: оплата донбасских «заказов» шла из банковских счетов Ю.Тимошенко и ее патрона, экс-премьера Павла Лазаренко.
Увы, беглый Лазаренко уже сидел в тюрьме штата Калифорния. Этот локоть теперь не укусишь. Разобраться с Юлей помешал Майдан и ющенковская пятилетка.
Не в бровь, а в глаз
Похоже, нынешняя власть решила вновь задать старые вопросы. Речь о войне могущественного днепропетровского клана с хозяевами Донетчины.
Металлургические и горнодобывающие монстры Донбасса потребляют до четверти общеукраинских объемов газа и электроэнергии. Контроль над таким супер-рынком означает миллиардные прибыли. Весной 1996 года, когда Павел Лазаренко стал премьер-министром, монопольное право поставлять газ для национальной индустрии получила корпорация ЕЭСУ. То есть, гигантские «газовые деньги» пошли Юлии Тимошенко…
Первую попытку сопротивления предприняла энергетическая компания «Итера», штаб-квартира которой находится в Москве. Она поставляла украинским потребителям туркменский газ. Руководителем национального представительства «Итеры» стал удачливый предприниматель, президент донецкого баскетбольного клуба «Шахтер-АСКО» Александр Шведченко. 28 марта 96-го на киевском Подоле группа молодых людей в длинных плащах в упор расстреляли Шведченко вместе с охраной. Пуля угодила несчастному «газовщику» точно в глаз.
Так был ликвидирован первый конкурент ЕЭСУ. Следом разобрались с лидером донецкого бизнеса Евгением Щербанем и главным управленцем новой структуры «Индустриальный союз Донбасса» Александром Момотом.
Это по-настоящему уникальная личность. Под занавес СССР молодой ученый-компьютерщик становится системным управленцем. За кандидатскую диссертацию «Информационные основы диспетчирования региональным целевым комплексом» получает последнюю премию Ленинского комсомола Украины. Создает одно из первых в Союзе СП «Интеркомпьютер», где разрабатывают оригинальный программный продукт. Главный офис в Германии, отделения по всей Западной Европе и США . Член-корреспондент Академии информатики Украины, академик Академии экономических наук…
Группа донецких ученых во главе с академиком Момотом выдала на гора базовую схему удешевления продукции, при которой каждое предприятие само заключает газовые договора с российскими трейдерами. Программа была горячо поддержана региональными властями и ключевыми директорами предприятий.
Если точнее, соучредитель «Индустриального союза Донбасса», интеллектуал Момот внедрил такую схему расчетов, при которой ЕЭСУ практически теряло «газовые деньги» Донбасса. Трудно поверить, но «Газпром» напрямую поставлял флагману украинской металлургии «Азовсталь» газ в пять раз дешевле нынешней «путинской» цены…
18 мая 1996 года на Украине ожидали очередной визит главы «Газпрома» Рэма Вяхирева. А за два дня до визита в центре Донецка демонстративно убили Александра Момота.
Устранение яркого лидера стало главным аргументом торга. После этой смерти единственное, что смогли отстоять донецкие боссы - право торговать «от имени и по поручению» ЕЭСУ, за смешные 50 центов с каждой тысячи кубов. Все остальное осталось в кармане Ю.Тимошенко, вплоть до отставки премьера Лазаренко.
…Работу по Момоту выполнила группа опытного московского киллера Блотских. Когда агонизирующее тело дергалось в луже крови, жертву добили выстрелом в затылок.
До «оранжевой революции» было еще далеко и Юлю называли «газовая принцесса». «Is fecit, qui prodest - сделал тот, кому выгодно» - стучат зубами скелеты в ее шкафу. Банковские счета и свидетельские показания бандитских расстрелов требуют окончательных объяснений – виновна или нет?
Свидетель № 1
В недавнем интервью журналу «Фокус» первый зам. генерального прокурора Украины Ренат Кузьмин громко заявил, что экс-премьер Украины Юлия Тимошенко может быть причастна к убийству депутата Верховной Рады Евгения Щербаня и его жены.
По его словам, свидетель по делу бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко прямо указал, что за убийство Щербаня киллер получил деньги со счетов Тимошенко и Лазаренко:
- Это давняя американская история. В материалах американских уголовных дел против Лазаренко есть интересная информация. Допрошенный прокуратурой США свидетель ссылается на разговор с заказчиком, который сказал: «Юля заплатит», имея в виду, «заплатит за убийство»....
Но вот беда, сетовал зампрокурора, - украинское правосудие никак не может отреагировать на такое в буквальном смысле убийственное свидетельство! Якобы, данная информация является эксклюзивной собственностью американских прокуроров, да и сам источник сенсационных откровений находится сейчас в Штатах под защитой программы по охране свидетелей.
На самом деле, доказательства соучастия Юлии Тимошенко в убийстве депутата лежат в Киеве, на улице Резницкой, в здании Генпрокуратуры Украины. Оказалось, именно тут хранится второй экземпляр протокола допроса Петра Кириченко – главного свидетеля по делу Соединенные Штаты против Лазаренко.
Бизнес-партнер и доверенный финансист скандального Павла Лазаренко, сам Кириченко активно сотрудничал с американским следствием. Спасаясь, он фактически потопил своего патрона. Это благодаря его показаниям бывший премьер Украины в 2006 году был приговорен судом Сан-Франциско к 108 месяцам тюрьмы и штрафу в $10 млн за отмывание денег.
В ющенковские времена следственные действия для выяснения роли Тимошенко в деле по донецким убийствам вообще остановились. Но сегодня украино-американский «Отчет допроса свидетеля» вылетел из прокуратуры в интернет и на улицы Киева…
Собеседник «Свободной прессы» - депутат Верховной Рады Юрий Болдырев. Семнадцать лет назад был избран по мажоритарному округу № 112 города Донецка, с тех пор заметная фигура украинской политической тусовки.
«СП»: – Вас называют близким знакомым депутата Евгения Щербаня, расстрелянного вместе с семьей в Донецком аэропорту. Ходит легенда – незадолго перед смертью Щербань назвал имя своего убийцы?
- Евгений был человеком не слишком образованным и воспитанным, но масштабным. Как-то в разговоре со мной о пошутил: «Если бы я знал 10% того, что знаешь ты, я бы и рубля не заработал». Стоимость его активов превышала 100 млн. долларов. Он, конечно, неадекватно оценивал свои возможности, но при всем этом был человеком стремительным, напористым, масштабным - и стал идеологом той экономической политики, которую проводил в интересах региона его однофамилец, глава областной администрации Владимир Щербань.
Это сейчас главы регионов назначаются президентом. А тогда губернаторов выбирало население. Помню совещание в малом зале Донецкого облисполкома, которое проводил председатель Владимир Щербань, и на котором с пламенной речью выступил народный депутат Евгений Щербань. Повторяю, человек, грубый и прямой, сказал в лоб собравшимся в зале силовикам: «Ненавидите бизнесменов, выполняете днепропетровскую команду «порвать» – поймите, вы рвете своих! При таком подходе скоро для наших и ваших детей ничего в Донецкой области, кроме ларьков, не останется. Вы выбиваете донецкий бизнес, а сюда заходит днепропетровский».
Содержание речи Евгения Щербаня в облисполкоме доложили Лазаренко, и он четко понял, кто в донецком «конвенте» является главным Маратом, кто идейно возглавляет сопротивление экспансии «днепропетровских».
Существует решение Луганского областного апелляционного суда от 16 апреля 2003 года. Это действующее решение, и в нем говорится о том, что Евгения Щербаня убили по приказу Лазаренко за деньги Тимошенко. Сам Щербань мне вот здесь, в кулуарах Рады, сказал: «Я следующий».
- Если ты это знаешь, так договорись, - отвечаю ему.
- Нет, «они» уже все решили».
– Кто они?
– «Лазарь»…
«СП»: - В чем проявлялась экспансия днепропетровцев в Донецкий регион?
- Почему только в Донецкий? Всюду, где были платежеспособные потребители газа. Многие крупные предприятия - одновременно и крупные потребители природного газа, закупали его в России напрямую. И вот в эту схему входит посредник - ЕЭСУ, который тот же газ продает украинским предприятиям в 2.5 дороже. И эта схема диктуется правительством, то есть премьером Лазаренко. Напрямую покупать газ в России могли уже далеко не все.
Возглавляла ЕЭСУ никому тогда не известная Юлия Владимировна Тимошенко. По звонку Лазаренко приезжала на заводы, ее вынуждены были принимать директора и подписывать договоры с монополистом - ЕЭСУ. Если директор не хотел подписывать договор, Юлия Владимировна звонила Лазаренко и говорила: я сейчас в кабинете у такого-то, он не хочет подписывать. Лазаренко тут же перезванивал директору и объяснял, какие будут оргвыводы. Технология, как видите, очень простая.
Так была сформирована коррупционная схема «посредничества» в газовой сфере, на которой были сделаны многомиллиардные состояния.
«СП»: - Что можете сказать о попытках других бизнес-структур конкурировать с ЕЭСУ? Например, такие известные в регионе люди - Александр Момот или Александр Шведченко - убиты сразу после того, как смогли провести в России успешные переговоры о прямых поставках газа на Украину…
- Со Шведченко поддерживал дружеские отношения. Молодой еще человек, он стал мэром Селидово, а я тогда был сопредседателем Союза стачечных комитетов Донбасса. Мэр и стачком успешно сотрудничали!
К осени 1992-го президент Леонид Кравчук по старой партийной привычке решил сделать «Рух» своего рода правящей партией – выступил на их партийном съезде и разослал в облисполкомы указание: ввести должность заместителя председателя облисполкома по идеологии и назначить на нее местного руховского лидера. Понятно, что в Донецкой области «Рух» - абсолютно маргинальная группа. Но к тому времени было создано «Движение за возрождение Донбасса», где Шведченко избрали сопредседателем. Вот мы и рекомендовали его на вновь созданную должность, как представителя общественного движения, пользующегося реальной массовой поддержкой в регионе.
Так он стартовал в большой бизнес, стал директором украинского представительства «Итеры» - крупнейшего в те годы газового трейдера. Это был донецкий хлопец. У него не было оснований сдаваться на милость «днепропетровских».
«СП»: – В Киеве на слуху недавнее заявление зама генерального прокурора Рената Кузьмина, по поводу показаний, которые дал в США бывший помощник Лазаренко Петр Кириченко. Он утверждает, что убийство Евгения Щербаня финансировалось из средств, перечисленных с подконтрольных Юлии Тимошенко зарубежных счетов.
- Я не прокурор и не следователь. Каждый делает свою работу. Полагаю, что прокуратура должна вернуться к расследованию тех убийств, которые потрясли Украину в середине 1990-х годов.
Сергей Ильченко, СП