Материал для обсуждения на Стратегической мастерской Института ЕврАзЭС, Академии геополитических проблем и Института российско-китайского стратегического взаимодействия 05 октября 2011 года
Российская корпорация власти, оказавшаяся неспособной обеспечить реиндустриализацию экономики, в течение 20-ти лет «реформ» делала ставку на проекты, связанные преимущественно с экспортом углеводородов. В период правления Владимира Путина такими проектами стали, помимо прочего, газопроводы «Северный поток» и «Южный поток», которым руководство страны, по мнению некоторых наблюдателей, уделяло внимания больше, чем всей остальной российской экономике. На реализацию именно этих и подобных им «больших» проектов были нацелены и масштабные усилия по накачке активами ОАО «Роснефть», и борьба за украинскую и белорусскую газотранспортные системы, и строительство нефтепроводов ВСТО, нефтеналивных терминалов под Санкт-Петербургом и в Находке, новых НПЗ и т.п.
К настоящему времени строительство газопровода на Балтике в основном завершено. При этом, однако, в Северной Европе наметился явный сдвиг в сторону сокращения потребления углеводородов (уже сегодня, к примеру, в Дании альтернативные источники обеспечивают около 25 % всего производства электроэнергии, а в конце 2010 года 10 европейских стран подписали Меморандум о создании на побережье Северного моря оффшорной сети ветряных электрогенераторов), снизивший актуальность российского глобального транспортного проекта, переведя его из категории «большого» в категорию «среднего». Что же касается газопровода «Южный поток», то через 5 лет после первой презентации данного проекта его строительство так и не начато. Более того, в связи с обострившимися отношениями российского руководства с лидерами Украины и Белоруссии, проблема транспортировки российских углеводородов стала еще более отягощенной разного рода «форс-мажорными» обстоятельствами.
К настоящему времени, несмотря на определенные достижения в энергетической отрасли, российская сырьевая экономика – в ситуации сокращения объема разведанных запасов углеводородов и необходимости осуществления масштабных инвестиций в разведку и разработку новых месторождений – практически достигла пределов роста. Таким образом, накануне парламентско-президентских избирательных кампаний 2011-2012 гг. руководство России оказалось перед серьезным системным выбором.
С учетом новых внешнеполитических вызовов, прежде всего, – начала нового этапа «цивилизационных войн» в формате захвата мировыми «центрами силы» энергетических активов Малой Азии и Северной Африки, вызванных потребностями американской экономики в восстановлении через госзаказы на производство новых видов вооружений и связанного с ними постиндустриального высокотехнологического продукта, российская корпорация власти должна была определиться со стратегией своего дальнейшего пути. Она должна была либо начать немедленную и реальную модернизацию (как условие ускоренного развития страны), либо найти и мобилизовать потенциал развития в действующей парадигме «политической стабильности», осуществив «прорыв» на главном для себя направлении – на рынке добычи и транспортировки углеводородов.
Очевидно, что российская олигархическая корпорация, вопреки декларациям о необходимости перевода страны на инновационный путь развития, на самом деле предпочитает второй, «инерционный» вариант. (В среднесрочной перспективе инерционный вариант развития надежнее, выгоднее и безопаснее для правящей корпорации).
Утратившая способность понимать и принимать цивилизационные смыслы и ценности, лишенная мотивов и искреннего интереса к осуществлению в России технологической или какой-либо ещё модернизации, а также желания решать сверхзадачи по развитию нации и государства, правящая в РФ корпорация продолжает ставить перед собой и страной предельно утилитарные задачи. Сегодня её главный интерес состоит в том, чтобы:
А) переложить заботу о модернизации и дальнейшем развитии российской экономики (читай – сырьевого комплекса) на некоего стратегического инвестора, разумеется, оставив за собой возможность участия в транснациональном бизнесе с соответствующим получением доли;
Б) получить от стратегического инвестора в обмен на допуск к российским недрам гарантии сохранения в России политического статус-кво.
Такими стратегическими инвесторами и партнерами долгое время считались британская компания «British Petroleum», переговоры с которой об обмене акциями с ОАО «Роснефть» велись почти 2 года, а также группа европейских компаний типа итальянской «Eni», французской «Тотаl», британско-голландской «Royal Dutch Shell» или немецкой «Ruhrgas»…
Ориентация руководства России на стратегический союз с Европой – абсолютно правильный шаг, однако такая перспектива, похоже, – не судьба… Сделка по частичному слиянию «Роснефти» с «BP» не состоялась. В свою очередь, Евросоюз, погрязший во внутренних проблемах, не способный преодолеть рецидивы русофобии, а в текущем году еще и втянутый в борьбу за ливийскую нефть, явно не готов к роли главного стратегического партнера России.
Истинные причины срыва сделки с «ВР», как и блокирования масштабного сотрудничества Европы с Россией, – предмет отдельного анализа… Мы в данном случае хотим обратить внимание на то обстоятельство, что буквально через две недели после окончательного срыва возможного соглашения с «BP», ОАО «Роснефть» нашла другого потенциального стратегического инвестора – американскую компанию «ЕxxonMobil».
Сложно сказать, что стоит за этим партнерством: политический гений Владимира Путина, очередная «разводка» англосаксов, или России просто «повезло». Но напомним, что в списке крупнейших компаний мира «ExxonMobil» находится на третьем месте после компаний «General Еleсtric» и «Miсrosoft». Напомним также, что исторически эта компания принадлежит семейству Рокфеллеров, в то время как компания «BP» находится в сфере влияния Ротшильдов.
Означает ли подписание соглашения ОАО «Роснефть» с «ЕxxonMobil» (при срыве сделки с «ВР»), что «Рокфеллеры» побили-таки «Ротшильдов» на российском поле? Отчасти это так, но лишь отчасти. «Ротшильды», делавшие в России ставку сначала на Ходорковского, а затем – на Прохорова, проиграли сет, но не гейм. В 2011 году «Рокфеллеры» переиграли «Ротшильдов» в борьбе за российскую Арктику, однако это не значит, что первые обошли вторых в конкурентной битве за Россию в целом. Да и «группа Путина», усилившаяся в процессе балансирования между двумя ведущими «центрами мирового влияния», наверняка не собирается складывать все свои яйца в одну – «рокфеллеровскую» – корзину.
Тактический успех «Рокфеллеров» в борьбе за передел российской вотчины развернул часть англосаксов в пророссийском направлении и, соответственно, российскую олигархию, делавшую доселе ставку в основном на Лондон и Берлин, – в сторону глобального проекта WASP. Отсюда – резкий «слив» Кремлем Прохорова и его «Правого дела» в начале сентября с.г. Отсюда – неожиданная стремительность Владимира Путина в вопросе определения судьбы властного тандема. Отсюда же – и демарш фактически второго человека в стране Алексея Кудрина, чьи услуги по обеспечению контактов с «финансовым интернационалом» стали лишними после разворота российской властной корпорации на Вашингтон.
В августе с.г. Владимир Путин перехватил инициативу у Медведева, пытавшегося «перезагрузить» отношения с американской элитой при посредничестве невнятных демократов. И именно Путин стал субъектом начала реальной перезагрузки отношений России с США – но уже при посредничестве более или менее понятных республиканцев. Именно после соглашения с «ЕxxonMobil» Владимир Путин принял решение баллотироваться на пост Президента России – так как, открыв американцам дверь, как минимум, в российскую часть Арктики, он фактически получил карт-бланш на дальнейшее управление Россией.
Владимир Путин перенес планируемый на октябрь с.г. визит в США, в ходе которого Вашингтонский «обком» должен дать «добро» на путинский вариант исхода предстоящих в России президентских выборов, на более поздний срок. (История диктует российской власти известный алгоритм: за «съездом победителей» должны последовать каток «кадровых чисток» во внутренней политике и «пакт Молотова-Риббентропа» – соглашение России с основным геополитическим соперником – в политике внешней). Однако же, чтобы не быть битым краплеными картами англосаксов, Владимиру Путину нужно поднабрать козырей. Именно поэтому – задолго до начала выдвижения кандидатов в Президенты РФ и до своей поездки за «ярлыком на княжение» в США – он совершил «дворцовый переворот» и вывел Медведева из игры, заставив его прилюдно отказаться от намерений вновь занять президентский пост.
Вторым козырем Путина в его планируемых договоренностях с «генеральным штабом» новой мировой (цивилизационной) войны должна стать параллельная сделка с Китаем – согласие «Поднебесной» на включение России в большую игру на условиях партнерства с «финансовым интернационалом» «Ротшильдов». С нашей точки зрения, возможность такого сценария развития событий в России и вокруг неё вполне реальна.
В конце 2011 года Владимир Путин, похоже, впервые выступил в роли сдающего карты игрока «на карточном столе» истории, попытавшись встать в позицию выгодополучателя от разворачивающейся планетарной схватки мировых «центров силы» и двух известных сверхдержав. Первый этап нового стратегического Плана Путина – совместное с англосаксами и другими игроками глобального рынка освоение Арктики. Вторым этапом, судя по всему, должно стать долгосрочное соглашение с Китаем (а в перспективе и с Японией) в деле совместного освоения Сибири и Дальнего Востока.
После подписания соглашения о партнерстве ОАО «Роснефть» с «ЕхxоnMobil» в коридорах Правительства РФ резко повысился градус активности: как из рога изобилия посыпались проекты – один масштабнее другого. Как итог: уже планируется построить несколько десятков нефтедобывающих платформ в Северном Ледовитом океане (стоимостью в четверть млрд. долларов каждая), планируется начать строительство новых и модернизацию имеющихся морских портов по северному морскому пути; решено также начать строительство нескольких атомных ледоколов… Соответственно, 10 октября с.г. Владимир Путин совершит визит в Китайскую Народную Республику, где очевидно предложит руководителям КНР активизировать стратегическое сотрудничество в энергетической сфере, не сводящееся только к закупке российской нефти.
Итак, накануне ожидаемого в 2012 году мирового апокалипсиса нашей стране были «чудесным образом» явлены предпосылки для её цивилизационного переформатирования. В резком приобретении Россией геополитического веса (вследствие обозначившейся перспективы её трансформации из региональной сырьевой державы в ГЛОБАЛЬНУЮ транспортно-сырьевую державу) – шанс российской цивилизации на спасение, но в этом же – опасность получить, образно говоря очередной (на сей раз – сырьевой) «Афганистан».
С одной стороны, названная трансформация может позволить России избавиться от прямой зависимости со стороны европейских потребителей российского газа и, стало быть, от европейской бюрократии, уже «доставшей» Россию своими условиями и претензиями. Она может получить также возможность избавиться от шантажа со стороны стран-транзитеров 1-го (Украина и Белоруссия) и 2-го (Турция, страны Балтии, Польша) уровней. Одновременно снизится острота проблемы альтернативных маршрутов доставки топлива - Баку-Джейхан, Одесса-Броды и т.п. Сегодня будущее России во многом зависит от её отношений с Украиной, примеривающей на себя роль могильщика евразийской цивилизации. С началом же реализации соглашений с англосаксами (а затем и с филиалом «финансового интернационала» в Пекине) позиция Украины, погрязшей в евроразводках, станет для России не столь важной, как раньше. Соответственно, не актуальным становится и вступление России в ВТО.
С другой стороны, пролонгация пребывания российской экономики «на нефтегазовой игле» – это позиция ожидания и предвкушения российской правящей элитой еще большей дозы сырьевого «героина». Это путь перенацеливания России на еще большую зависимость от зарубежных потребителей российского сырья и прикрывающих его (сырья) растущий экспорт центров «военной силы». Неизбежное оскудение главного источника баснословных состояний российской элиты и последующее банкротство стратегии экстенсивного развития в какой-то момент не просто вызовут наркотические ломки у неспособного обойтись без анаболиков российского организма, но могут подвести страну к полному краху.
Заблудившаяся в сомнительных ценностях и противоречивых ориентирах российская (евразийская) протоцивилизация получила в конце 2011 года новый импульс, а вместе с ним – и новый вектор своего развития – на Север и Восток. Между тем, в новой геополитической реальности Россия может не только многое приобрести, но и еще больше потерять. Связав себя стратегическими соглашениями с США и Китаем, она получит возможность мирного передела российских природных ресурсов на троих, а не при участии «большой семерки», «двадцатки» и полутора десятков «оголодавших» в период «независимости» приграничных государств в результате силового раздела российской территории. Однако же при нынешнем уровне качества государственного управления и стратегического планирования, при имеющемся морально-политическом и интеллектуальном состоянии общества и всей властной вертикали очередной шанс, подаренный нашей стране историей, географией и геологией, вряд ли будет реализован с пользой для России и её граждан. «Рациональные» англосаксы, навязывающие доверчивой России «пакт о ненападении», скорее всего, «кинут» Россию (как «кинул» её Гитлер в 1941 году) в самый сложный для неё момент «перегруппировки сил»… Российская же олигархия, в попытках остаться в числе бенефициаров самораздела и в погоне за миражами новых сверхдоходов может упустить главное, потеряв не только Украину с Белоруссией и Казахстан с Центральной Азией, но также Арктику с Дальним Востоком, а затем и Сибирь с Кавказом – вплоть до Московии и Кремля.
Но попробуем мыслить позитивно.
Главный плюс складывающегося на пространстве Евразии нового геополитического ландшафта состоит в том, что Россия (гипотетически) может приобрести новое (или дополнительное) основание для своей «подвисшей» в состоянии неопределенности цивилизационной самобытности и самодостаточности. В отличие от китайской, индуистской, исламской и некоторых других цивилизаций, базирующихся преимущественно на национально-религиозной и социо-культурной идентичностях и объединяющих значимое число людей (от полумиллиарда человек каждая), Россия получила шанс стать цивилизацией «нового типа» – так называемой «цивилизацией АКТИВОВ» – когда на всего 130 с небольшим миллионов граждан России (или 180-200 миллионов граждан ЕврАзЭС) приходится соотносимый с любой цивилизацией объем контролируемых и осваиваемых активов. Разумеется, под активами мы в данном случае понимаем не только материальные активы, не только природные богатства и транспортные коммуникации, но прежде всего – человеческий (кадровый, интеллектуальный, духовный и т.д.) потенциал.
Сверхдоходы российской сырьевой экономики могут стать спасением для нашей страны только тогда, когда на их базе начнется реальный и интенсивный рост качества главного субъекта новой экономики – граждан России, когда резко возрастут эффективность социальной организации российского общества и его конкурентоспособность. Только серьезный рост уровня и качества жизни большинства граждан России может вызвать цунами позитивных мотиваций, а вслед за ним и девятый вал инноваций и массовой самоотдачи – в противном случае Российская Федерация ни на шаг не приблизится к полноценной и конкурентоспособной евразийской цивилизации, к постиндустриальному обществу и экономике знаний.
Таким образом, у России уже в ближайшее время может появиться (опять-таки гипотетически) свой «миропроект», что требует от нас соответствующего осмысления его сущности, а также идеологического и политического оформления и продвижения .
Геополитическая метаморфоза, произошедшая с Россией в конце 2011 года, может позволить нашей стране в целом безболезненно преодолеть ныне угрожающий российской экономике крахом мировой кризис 2012-2013 гг., избежать, казалось бы, неизбежного обрушения властной «вертикали» в самой России в период до 2018 года, а в перспективе не только выжить, но и стать одной из богатейших (в широком смысле) стран мира – при условии, конечно, что англосаксы и другие наши новые стратегические «партнеры» не перейдут к политике прямой (не обязательно военной) агрессии в отношении России, а лидеры РФ не совершат очередных ошибок.
В любом случае спасение российской идентичности от глобального форс-мажора в момент перехода человечества на альтернативную энергетику, а Российской Федерации – в режим внешнего управления зависит, в первую очередь, от того, как «группа Путина» использует открывшиеся перед ней и страной возможности. От того – уйдут ли получаемые олигархией доходы за рубеж и в песок или достанутся – хотя бы частично – гражданам России, захочет ли российское руководство конвертировать растущие материальные активы страны в ускоренный рост стоимости в РФ «человеческого фактора», сумеет ли Россия преодолеть формат «Территории глобального передела» и встать в позицию «Центра цивилизационного (евразийского) развития», сможет ли, направив свою энергию на Север и Восток, не потерять русский Запад и постсоветский Юг.
О том, как осуществить этот переход, Институт ЕврАзЭС сообщит экспертному сообществу в своей разработке «Цивилизация активов» в течение ближайших 2-х месяцев…»
rusmir.in.ua, Владимир Лепехин,
Директор Института ЕврАзЭС
*«Цивилизация активов» – авторский термин (использовать со ссылкой на автора).