Прокладка газопровода «Южный поток» через украинскую территорию - нецелесообразна. 16 сентября заявление об этом журналистам в Сочи сделал заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев. Таким образом, российская компания отреагировала на инициативу украинского президента Виктора Януковича. Так, президент Украины сделал предложение вместо строительства газопровода «Южный поток» по дну Черного моря проложить новую газотранспортную систему (ГТС) по южной части украинской территории.
Это предложение Виктор Янукович сделал на Ялтинской международном форуме по глобальным проблемам. По его словам Киев предлагает «гибкий подход без строительства «Южного потока». Газопровод надо проложить по югу Украины, по суше, - заявил украинский президент. Янукович отметил, что морской проект газопровода, по оценкам украинских экспертов, оценивают в 25 миллиардов евро, а Киев предлагает «в пять раз дешевле».
Но заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев сомневается в выгодности для России предложений украинского президента. Украина «давно предлагает», - сказал Голубев, давая интервью по поводу украинских предложений. Газопровод можно было бы проложить через Крымский полуостров, «выйти в Евпатории и дальше - в Черное море, но какой смысл, когда можно просто напрямую», - заметил он.
Надо отметить, что 16 сентября, было подписано соглашение акционеров по "Южному потоку". Для реализации проекта строительства газопровода его подписали следующие акционеры компании South Stream Transport: «Газпром» (Россия), Eni (Италия), EdF (Франция) и Wintershall (Германия). Новое соглашение о долевом разделении «Южного потока» отдаст итальянской компании 20% акций подводной части газопровода, французская и германская компании получат по 15% акций, в итоге чего западноевропейские энергетические гиганты будут совместно владеть половиной акций проекта. За российской компанией «Газпром» останется другая половина акций, отмечается в пресс-релизе объединения. Церемония подписания документа состоялась на девятом международном инвестиционном форуме в Сочи. За участие в этом проекте Болгария получит 2,5 млрд. евро в год за транзит газа в другие государства Европы. Соглашение об участии Болгарии в проекте «Южный поток» подписано в присутствии главы российского правительства Владимира Путина.
Газопровод "Южный поток" должны проложить из Российской Федерации в Болгарию по дну Черного моря. Из Болгарии газотранспортная система будет разделена на две ветки: первая пойдёт через Сербию и Грецию в Австрию, вторая через Грецию на юг Италии (часть ГТС проложат морем). Ориентировочная стоимость газопровода (с пропускной способностью в 63 млрд. куб. м газа) оценивается ОАО «Газпром» в 15,5 млрд. евро, из которых 10 млрд. евро должны пойти на морской участок ГТС, а 5,5 млрд. - на сухопутный (ещё в 2010 году стоимость проекта оценивалась в 8,6 млрд. евро).
Главная задача «Южного потока», как и «Северного потока», состоит в том, чтобы изменить транзитные маршруты поставки природного газа европейским странам-потребителям, и тем самым снизить зависимость Российской Федерации от стран-транзитеров. Между тем, Киев неоднократно выступал против новых газовых проектов России, обходящих украинскую газотранспортную систему, хотя сам лоббирует так называемый «Белый поток» (это один из проектов «Южного энергетического коридора»), который предусматривает поставки азербайджанского и туркменского газа через территорию Азербайджана и Грузии. По нему газопровод планирую проложить по дну Чёрного моря из Батуми на Украину.
14 сентября пресс-секретарь украинского премьер-министра Виталий Лукьяненко сообщил, что Киев хочет ясности от Российской Федерации и Европейского Союза относительно использования газотранспортной системы Украины. Если Россия прокладывает обходные трубопроводы вокруг украинского государства, Киев хочет получить ясный ответ: рассчитывать ли ему на то, что российский «Газпром» будет использовать украинскую ГТС, - огласил мнение главы украинского правительства Николая Азарова его пресс-секретарь. Если российское правительство хочет отказаться от использования Украины в роли страны-транзитера природного газа в европейские государства, то для Киева содержание газотранспортной системы становится невыгодным, и ее придется разобрать, чтобы не тратиться на её содержание, - сказал Лукьяненко.