Минские соглашения, о которые и с одной, и с другой стороны ломается столько копий, безусловно, важны открывающейся возможностью прекращения огня и установления долгосрочного мира. Но не стоит упускать из виду и другой, не менее важный аспект: соглашение перевернуло унитарную страницу новейшей истории Украины и поставило страну перед фактом принципиально иного административного устройства.
Пусть никого не смущает, что в законе о так называемом особом статусе некоторых районов Донбасса отсутствует термин «федеративное устройство», несмотря на наделение этих территорий полномочиями, фактически делающими их федеративными, если не конфедеративными субъектами. Киевские власти в данной ситуации вынуждены заниматься терминологическим лавированием. Как известно, довольно-таки продолжительный период времени на Украине прилагались значительные усилия, чтобы закрепить в общественном сознании крайне негативное восприятие понятия «федерация», которое из одной из форм государственного устройства усилиями пропаганды превратилось в зловещий жупел. Одно лишь упоминание о федеративном устройстве Украины автоматически записывало тебя едва ли не в государственные изменники и предатели украинской нации.
Теперь же в Киеве, похоже, уже не против федеративных отношений с Донбассом, законодательно наделяя его полномочиями, о которых в последние годы Крым даже не мог мечтать. С другой стороны, Киев не без оснований опасается, что примеру Донбасса могут последовать и другие регионы. И не обязательно речь пойдет о копировании военных методов.
Да, мятежным республиками Донбасса пришлось доказывать свое права на политико-административную субъектность силой оружия. А вот всем остальным, хотелось бы верить, войны удастся избежать: уж слишком кровавыми и разрушительными стали события последних месяцев, чтобы не извлечь из них уроков.
Причем процесс, который можно охарактеризовать как «ползучая федерализация», запросто может начнется и против воли оседлавших Киев политических элит. Да чего уж там – он уже идет полным ходом. И не только в Донбассе. Тому наглядное подтверждение – пример одной из крупнейших областей Украины, руководство которой открытым текстом заявляет, что у них, в отличие от Киева, децентрализация уже состоялась как факт. И с этим не поспоришь. В Днепропетровске запросто могут задержать и бросить в подвал приехавшего из Киева высокого государственного чиновника или вручить местным депутатам прямо на сессии повестки в армию, принуждая их проголосовать за продавливаемое местной властью решение. Не говоря уже о создании боевых подразделений с довольно-таки условным контролем Киева над ними.
И чем слабее будут становиться украинские власти, тем сильнее будет стремление местных элит к экономической самостоятельности и минимальной зависимости от Киева. При этом в очередной раз хотелось бы обратить внимание на любопытный тренд. Вернувшиеся из зоны АТО солдаты (жители центральных и западных, а не юго-восточных регионов), начинают открыто на камеры говорить о том, что Донбасс для них чужой, а сами они, если не дай Бог придется снова, готовы воевать лишь защищая свою родную область.
Многие политологи обращают внимание, что особый статус Донбасса напоминает отношения центра и административных единиц в таком развитом государстве как США, где люди на местах сами решают, кто у них будет судьей, прокурором или определяют язык обучения детей в школе.
«Единственное существенное отличие в нашем случае – право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, – указывает директор аналитического центра «Экспертный совет» Искандер Хисамов. – Но как эксперимент это вполне может быть».
Так что, хотим мы того или нет, но «ползучую федерализацию» уже не остановить. А сопротивление Киева чревато для Украины лишь новыми проблемами и потерей очередных территорий.
Владимир Богун, журналист