Татарский вопрос в Крыму обостряется: правоохранительные структуры начали более жесткое давление на национальную организацию крымских татар – меджлис.
Политолог, доцент кафедры политических наук и международных отношений Таврического национального университета Андрей Никифоров рассказал «Актуальным комментариям» о природе крымско-татарского меджлиса :
«Меджлис – это цепной пёс, выращенный именно Украиной. И многие из его рядов, в том числе, оба лидера, и реальный, который формально сложил свои полномочия, и формальный, который недавно заступил на этот пост, Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров — они и есть порождение и хорошо интегрированный элемент украинского политического класса.
Украинская власть на протяжении всей истории своего существования рассматривала меджлис как орудие, способное противостоять русскому движению в Крыму. Меджлис как организация за 23 года независимости Украины не обрела никакого официального статуса, это не общественная организация, не общественно-политическая организация, это явление, которое в правовом украинском поле никак не было прописано.
Несмотря на это, меджлис получал у государства ресурсы, обычно находящиеся в распоряжении органов власти, мог заниматься кадровой политикой. Например, имелись определённые квоты в органах республиканской власти, заполнялись они при согласовании с руководством меджлиса. Для того, чтобы занять какую-то должность, человек должен был получить такое согласование. То есть, он, по сути, должен был быть лояльным, а лучше чем-то хорошим отличиться для этого меджлиса. При той коррупционной системе, которая сложилась в рамках украинского независимого государства, вознесение на какое-то хлебное место означало по сути обеспечение разного рода патронов, донов и т.д., к которым обязательно стекались все ресурсы. По сути меджлис подкармливался через эти схемы.
Республиканский комитет по делам национальностей — структура, которая всегда возглавлялась ставленниками меджлиса, кроме последних двух лет, когда туда удалось внедрить крымского татарина, но не меджлисовца. В министерстве по делам миграции и национальностей, пока оно существовало, место заместителя министра закреплялось за крымскими татарами. По сути дела, назначалась на эту должность кандидатура именно в меджлисе и т.д. На уровне городов и районов действовали примерно такие же схемы. Понятно, что такую систему, в принципе, российская власть не предложит, потому что она замешана не только на таком нелегальном характере всех этих назначений, но ещё и на нелегальном характере распределения ресурсов. Прежние отношения меджлиса и руководства Украины нельзя просто взять и переместить из одного государства в другое.
Меджлис паразитировал на национальной идее, суть которой сводилась к восстановлению национальной государственности, при этом иногда говорили, что в рамках Украины, иногда опускали это условие. На самом деле, этого не добивались, а добивались монополизации собственного народа, права представлять народ. К национальному государству крымские татары, благодаря меджлису, вроде как приближались, но со слабой скоростью, когда-нибудь, не в этом тысячелетии, так в следующем, смыслом был не результат, а процесс.
Сейчас эксплуатируется другая идея — идея возвращения Крыма. Крым надо бесконечно возвращать завтра, послезавтра, через 10 лет, но не вернуть. На это можно получить гранты Украины, можно получать какие-то должности, какие-то создаются государственные организации, наделяемые какими-то правами и полномочиями. Можно создавать определённый интерес к своим персонам в мировом сообществе, и там тоже неплохо подпитываться разного рода грантами, спонсорской поддержкой. Тема сменилась, а суть осталась прежней. По сути, все те же доноры теперь просто на другие цели тем же людям начинают вливать вот эти самые средства.
На входе доноры те же, на выходе — примерно то же самое. Те, кто проплачивает меджлису его деятельность, получают практически тот же результат, что и раньше, результат, который ими заказан. Как все эти годы на выходе была русофобия, так и сейчас на выходе русофобия. Теперь складывается особая структура этого «движения», которое, теперь может работать без крымско-татарского народа. По большому счёту, это шаг вперёд для меджлиса, потому что народ мешал. Время от времени люди спрашивали о том, какие, собственно, достижения деятельности меджлиса, как их защитили, какие их права отстояли, что в плане каких-то материально-технических, социально-экономических проблем народа удалось решить. Эти вопросы время от времени звучали из крымско-татарской среды. Сейчас они снимаются одним аргументом — «российской оккупацией».
У Джемилева нет будущего. Будущее принадлежит не Джемилеву. Ему совершенно не случайно, не по его огромному желанию пришлось уйти с поста председателя меджлиса крымско-татарского народа. Заметьте, всё это было сделано ещё до событий крымской весны, никак с ними не связано. По тем положениям, которые действовали в курултае крымско-татарского народа, председателем меджлиса человек может быть только 10 лет – 2 срока. Джемилев пробыл больше 22 лет.
Ни у кого из его ближайшего окружения нет и близко такой биографии антисоветчика, как у него. Это человек, известный в мире как русофоб, ещё с доперестроечных времён. Если сравнивать известного в кругах правозащитников политического заключённого не единожды, диссидента, антисоветчика Джамилева, и вполне успешного такого советского чиновника Чубарова, то понятно в чью сторону больше доверия скапливалось. Никого рядом, кто мог бы иметь такое же реноме, иметь такую же биографию, просто не было.
Уже давно назрел некий кризис меджлиса. Во-первых, он связан со сменой элит. Джемилев должен был уйти по возрасту, по семейным обстоятельствам, заявлял он о своём уходе несколько раз, а ушёл только в прошлом году официально с поста председателя меджлиса. У него в прошлом году случилась семейная трагедия. Его сын застрелил одного из работников в их доме, совершил уголовное преступление. И став в это время народным депутатом Украины, формально до сих пор им являясь, Джемилев предпринимал, конечно, определённые усилия, в том числе, и такие, которые обычные люди предпринять не могут, для того, чтобы спасти сына. Это то, что всем известно, активно комментировалось. После этого Джемилеву тоже как-то с арены надо было немножко в сторону уходить.
Лидера внутри меджлиса, которому можно было взять и передать, нет. Операция «преемник» растянулась на 7 лето. Очень долго, несколько заходов было, и попыток передать свои полномочия. Чаще всего среди таких преемников, стабильно в этом перечне фигурировал как раз Рефат Чубаров, который, в общем-то, лидером по большому счёту не являлся, и как показывают все эти события, так и не стал и уже не станет. Это определяют его чисто личностные качества. Кому-то дано быть лидером, кому-то не дано.
В силах альтернативных меджлису, появились интересные фигуры, достаточно заметные, квалифицированные. Есть достаточно много таких людей, которые могли бы претендовать на лидерство среди крымских татар . Но ни один из них пока ещё по степени своего влияния в крымско-татарской среде не бросил меджлису вызов. Есть ряд выходцев из меджлиса, которые или сотрудничали, или сейчас в данный момент сотрудничают с крымской властью. Это Ленур Ислямов, например, который пару месяцев отработал вице-премьером в крымском правительстве. Это бизнесмен, медиа-магнат в крымских масштабах. У него не очень получился диалог с властью.
Сейчас одним из вице-спикеров крымского парламент является Ремзи Ильясов, который является членом меджлиса. Еего курултай выбрал членом меджлиса. Он был одним из главных конкурентов Чубарову в состязании за то, кто будет преемником Мустафы Джемилева. И достаточно сказать, что буквально, на 12 голосов, совсем немного больше получил Чубаров, чем Ильясов, когда они баллотировались вдвоём на этот пост. Сейчас время, когда те, кто остался в Крыму, это и жёсткие критики меджлиса, и те его представители, кто выбрал конструктивный путь, они могут создать какую-то новую структуру, способную как раз наладить коммуникацию между республиканской властью и крымско-татарским народом. И внутри этой структуры, в её работе какие-то лидеры выдвинутся».